Управленческий учет и ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать ценообразование, осуществляемое на основе данных управленческого учета.
На основании цели поставлены следующие задачи:
- Анализ роли операционного анализа в определении затрат предприятия и установлении оптимальной цены на выпускаемую продукцию.
- Выявление основных методов ценообразования на основе данных управленческого учета и анализа.
- Анализ директ-костинга как основного метода определения себестоимости продукции.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
Классификация затрат на производство продукции …………………………..….5
Методы ценообразования в управленческом учете ……………………………..14
Заключение …………………………………………………………………………23
Список использованной литературы ……………………………….…………….25
II Практическая часть
Задачи…………………………………………………………………………….…26
Тест………………………………………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский управленческий учёт.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

           Используя данные о себестоимости продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, можно сделать вывод о целесообразности содержания вспомогательных производств по сравнению с приобретением выпускаемых ими полуфабрикатов, выполняемых работ и услуг у сторонних организаций.

        Объектами калькулирования себестоимости являются отдельные виды продукции, работ, услуг, продукция (работы, услуги) отдельного подразделения предприятия, вся товарная продукция предприятия.

        Объекты калькулирования могут измеряться в натуральных единицах (штуках, тоннах, килограммах, литрах, погонных метрах), укрупненных натуральных единицах (100 пар обуви), условно-натуральных единицах (по содержанию полезного вещества, в пересчете на 100% спирт), стоимостных единицах (затраты на рубль товарной продукции), трудовых единицах (нормо--часах), условных единицах (тонно-километрах, машино--сменах).

        В зависимости от оперативности контроля и объектов учета затрат используются нормативный, попроцессный, попередельный и позаказный методы учета затрат и вычисления себестоимости продукции (работ, услуг).

        Нормативный метод предполагает соблюдение следующих принципов:

· предварительное составление  калькуляции (расчета) нормативной  себестоимости по каждому изделию;

· ведение в течение  месяца учета изменений действующих  норм для корректировки нормативной себестоимости;

· учет фактических затрат в течение месяца с подразделением их на расходы по нормам и отклонениям  от норм;

· установление причин отклонений от норм по местам их возникновения;

· определение фактической себестоимости продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.

          Для предварительной калькуляции используются ведомости нормативного набора затрат по подразделениям предприятия, в которые включают в себя прямые затраты на детали и узлы, изготовляемые в этих подразделениях.

        К прямым затратам относятся материалы и полуфабрикаты, а также заработная плата рабочих (с отчислениями на социальное страхование), непосредственно занятых в производстве.

        Изменение цен на материалы и полуфабрикаты, внедрение новых технологий, повышение квалификации работников приводят к тому, что возникает необходимость изменять нормативные наборы затрат в течение отчетного периода. Тогда ведомость нормативного набора затрат корректируется с указанием причин изменения нормативов.

        Предприятие может также не изменять нормативы в течение отчетного периода, а учитывать эффект от изменения цен или совершенствования технологий вместе с отклонениями от норм.

        Остаток незавершенного производства на конец месяца подлежит оценке по текущим нормам на начало месяца.

         Остаток незавершенного производства на конец месяца становится начальным остатком в следующем месяце.

         Если в течение месяца были пересмотрены нормы, то оценка остатка незавершенного производства на начало следующего месяца будет отличаться от нормативной калькуляции на начало предыдущего месяца. Возникает необходимость пересчитать остаток незавершенного производства на величину изменения нормативов за месяц.

        Существуют два способа такого пересчета:

         Первый способ - прямой подетальный пересчет (данные об остатках незавершенного производства, полученные в результате инвентаризации или оперативного учета по деталям и узлам, умножаются на величину норм). Этот способ наиболее достоверный, но весьма трудоемкий, так как возникает необходимость пересчитывать остатки всех деталей независимо от места их нахождения.

         Второй способ - укрупненный пересчет по калькуляционным статьям. Этот способ менее трудоемок, но допускает определенную условность. Он может применяться, когда удельный вес влияния изменений норм в себестоимости продукции незначителен.

       При нормативном методе учета фактическая себестоимость продукции складывается из:

· суммы затрат по нормам,

· отклонений от норм,

· изменений норм.

        Попроцессный метод вычисления себестоимости продукции применяется, как правило, на предприятиях, для которых характерны массовый характер производства, один или несколько видов производимой продукции, краткий период технологического процесса и отсутствие незавершенного производства.

          Сущность попроцессного метода заключается в учете прямых и косвенных затрат по статьям на весь выпуск продукции, а среднюю себестоимость единицы продукции (работ, услуг) определяют делением суммы всех произведенных за месяц затрат на количество готовой продукции за тот же период.

        Для осуществления контроля за затратами производственный процесс делится на стадии (процессы). Отсюда и название метода - «попроцессный».

        Учет затрат на этих предприятиях ведется по процессам, но без вычисления себестоимости продукции каждого процесса.

         Фактическую себестоимость единицы продукции определяют путем деления полученной суммы на количество выпущенной готовой продукции.

        Для многих производств характерна последовательная переработка промышленного или сельскохозяйственного сырья в готовый продукт. Особенностью таких производств является наличие последовательных стадий, которые представляют собой совокупность технологических операций, создающих промежуточный продукт (полуфабрикат). Эти стадии получили название переделов.

        Переделы являются объектами учета затрат при данном методе. Их перечень определяется исходя из возможностей планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции каждого передела и оценки незавершенного производства.

         При данном методе прямые затраты отражаются в текущем учете не по видам продукции (работ, услуг), а по переделам (стадиям производства), даже если в одном переделе можно получить продукцию разных видов.

        Во многих случаях объектом исчисления затрат является не вся продукция передела, а отдельные ее виды или группы.

        При позаказном методе вычисления все прямые основные затраты учитывают по статьям калькуляционного листа в соответствии с отдельными заказами. Заказы выдаются на определенное количество продукции того или иного вида. Все остальные расходы учитываются по местам их возникновения, по их назначению и по статьям и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с избранной базой распределения.

       Объектом учета затрат при данном методе является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его исполнения. До выполнения заказа все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством.

        Принятые к исполнению заказы регистрируют, им присваивают очередные с начала года номера, которые становятся их кодами. Копию извещения об открытии заказа направляют в бухгалтерию, где заводится карточка учета затрат по заказу.

       По окончании изготовления изделия или выполнения работы заказ закрывается. После сообщения о закрытии заказа отпуск материалов по нему и начисление заработной платы прекращается.

        Фактическая себестоимость единицы продукции исчисляется после исполнения заказа путем деления суммы затрат на количество изготовленной по заказу продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДЫ ЦОНООБРАЗОВАНИЯ  В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ

 

         Процесс управление затратами состоит из двух этапов:

1. Измерение и анализ затрат 

2. Контроль и снижение затрат.

         Операционный анализ - один из наиболее эффективных способов осуществления первого этапа - измерения и анализа затрат. Это элемент управления затратами предприятия, анализирующий влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Он позволяет, путем моделирования, отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства. Распространены и другие названия операционного анализа: анализ безубыточности, CVP-анализ (costs, volume, profit - анализ «затраты-объем-прибыль»). Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование.

         Операционный анализ - один из инструментов управления ценой. Существует несколько «минимально возможных» цен.

         Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы производство и сбыт товара были безубыточными (равен полной себестоимости изделий); краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую лишь переменные затраты (равен себестоимости лишь в части переменных затрат). Между этими ценами - целый спектр вариантов, и задача менеджера состоит в том, чтобы установить адекватную цену на изделие. Помимо информации о величине затрат, связанных непосредственно с производством того или иного изделия, менеджерам предприятия нужно иметь сведения о возможных пределах снижения цен в зависимости от влияния различных рыночных факторов.

          Для оптимизации производственную программу предприятия с точки зрения издержек требуется применение наиболее эффективного метода калькулирования затрат. Существует множество методов калькулирования в зависимости от какого-либо критерия. По критерию отнесения затрат на продукт, либо на период существует два метода калькулирования:

· «абзорпшен костинг» - метод калькулирования себестоимости продукции с распределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками продукции на складе.

· «директ-костинг» - метод калькулирования  себестоимости продукции, при котором  все затраты разделяются на постоянные и переменные, и постоянные затраты полностью относятся на реализованную продукцию.

           Основное отличие этих методов заключается в порядке распределения постоянных расходов между калькуляционными периодами.

          Расчет долгосрочного нижнего предела цены связан с калькулированием по системе «абзорпшен-костинг»; расчет краткосрочного нижнего предела цены - с учетом и калькулированием по системе «директ-костинг». Для установления адекватной цены требуется нечто среднее между этими методами.

       В пользу «директ-костинга» говорит тот факт, что анализируя поведение переменных и постоянных расходов в зависимости от изменения объемов производства, можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью. Благодаря «директ-костингу» расширяются возможности учета, причем наблюдается процесс тесной интеграции учета, анализа и оперативного принятия управленческих решений. «Директ-костинг» является важным элементом маркетинга - системы управления предприятием в условиях рынка и свободной конкуренции.

          В пользу «абзорпшен-костинга» говорит тот факт, что постоянная часть производственных расходов более тесно связана не со способностью содействовать производственному процессу в целом, а с выпуском конкретных единиц продукции, то есть запасы должны включать при их оценке компонент постоянных производственных затрат, необходимых для производства продукции. Нельзя выпускать продукцию без расходов на амортизацию, доставку материалов на рабочие места, ремонта, налогов на имущество, отопления и освещения. Постоянную часть производственных расходов нужно относить на продукты, так как нам необходима приблизительная информация о ее себестоимости.

        В рамках операционного анализа вполне реально использовать комбинацию данных методов калькулирования.

          Пожалуй, главным достоинством операционного анализа является возможность простого и эффективного моделирования влияния на размер прибыли, получаемой предприятием, изменения сразу нескольких факторов:

· объема и структуры  производства и реализации;

· состава и величины затрат;

· цен на продукты.

        Такое моделирование и анализ (метод «что - если») необходимы для выбора рациональных решений в управлении и планировании.

         Операционный анализ, проведенный по основным продуктам, позволяет определить какой продукт, либо направление бизнеса приносит наибольшую прибыль, а какие убыточны, производство каких продуктов расширять и финансировать, а производство каких продуктов сворачивать, каковы оптимальные цены на продукты и другие.

        Основными финансовыми показателями операционного анализа, связанными с ценообразованием, являются:

· маржинальная прибыль (сумма покрытия постоянных затрат);

· чистая прибыль;

· точка безубыточности (такое количество продукции, либо объем  работ в денежном выражении, при  котором выручка предприятия  равна всем его затратам);

· запас/недостаток финансовой прочности (разница между выручкой на настоящий момент и точкой безубыточности);

· эффект операционного  рычага (характеризует величину предпринимательского риска, или влияние структуры  затрат на маржинальную прибыль предприятия).

          Большое значение имеют связи и пропорции между затратами и объемом производства. Используя методы математической статистики, графические методы, можно определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей, строить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от объема, рассчитывать критическую точку объема производства, прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, то есть решать стратегические задачи управления предприятием.

         Таким образом, система обеспечивает возможность быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.

        Анализируя основные показатели операционного анализа, можно экономически грамотно использовать ставки маржинальной прибыли, оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции, принимать следующие решения:

Информация о работе Управленческий учет и ценообразование