Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 14:11, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать ценообразование, осуществляемое на основе данных управленческого учета.
На основании цели поставлены следующие задачи:
- Анализ роли операционного анализа в определении затрат предприятия и установлении оптимальной цены на выпускаемую продукцию.
- Выявление основных методов ценообразования на основе данных управленческого учета и анализа.
- Анализ директ-костинга как основного метода определения себестоимости продукции.
Введение ……………………………………………………………………………..3
Классификация затрат на производство продукции …………………………..….5
Методы ценообразования в управленческом учете ……………………………..14
Заключение …………………………………………………………………………23
Список использованной литературы ……………………………….…………….25
II Практическая часть
Задачи…………………………………………………………………………….…26
Тест………………………………………………………………………………….59
· по установлению цен на уже производимую и новую продукцию, ориентируясь на цены конкурентов;
· по выбору и замене оборудования;
· по производству у себя, либо покупки на стороне того или иного полуфабриката;
· по целесообразности принятия дополнительного заказа;
· по поиску вариантов изменения производственной мощности предприятия и т.д.
Наряду со всеми вышеперечисленными преимуществами, на этапе анализа могут возникать и сложности:
· недостаточная аналитика счетов бухгалтерского учета, в результате чего большая часть затрат оказывается косвенной;
· наличие бухгалтерских данных в части себестоимости в требуемом виде только за небольшое количество отчетных периодов, в результате чего статистическая выборка для деления затрат на постоянную и переменную составляющие будет нерепрезентативной;
· сложность определения
выручки конкретного
· другие проблемы, связанные
с отсутствием постановки на предприятии
управленческого учета и
Эти проблемы не простые, но вполне решаемые. При осуществлении дополнительных действий, касающихся учетных данных бухгалтерий и планово-экономических отделов, эти сложности можно преодолеть.
В процессе ценообразования при определении себестоимости продукции чаще всего используется метод «директ-костинг.
Для целей управления ценой, прибылью и себестоимостью затраты классифицируются по различным признакам. Сущностью системы директ-костинг является разделение затрат на производство на переменные и постоянные в зависимости от изменений объема производства. К переменным относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства: затраты на сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих, топливо и энергия на технологические цели и другие расходы. В зависимости от соотношения темпов роста объема производства и различных элементов переменных затрат последние, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные.
К постоянным принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства, например арендная плата, проценты за пользование кредитами, начисленная амортизация основных фондов, некоторые виды заработной платы руководителей предприятия, фирмы и другие расходы.
Важным аспектом анализа постоянных расходов является деление их на полезные и бесполезные (холостые). Это деление связано со скачкообразным изменением большинства производственных ресурсов. (Например, предприятие не может приобрести полстанка.) В связи с этим затраты ресурсов растут не непрерывно, а скачкообразно, в соответствии с размерностью того или иного потребляемого ресурса. Таким образом, постоянные затраты можно представить как сумму полезных затрат и бесполезных, не используемых в производственном процессе.
Следует отметить, что разделение затрат на постоянные и переменные несколько условно, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Однако недостатки условности разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами системы директ-костинг.
В зарубежной практике для повышения объективности разделения затрат на постоянные и переменные предложен ряд эффективных практических методов: метод высшей и низшей точки объема производства за период; метод статистического построения сметного уравнения; графический метод и др.
Так, например, для построения уравнения общих затрат и разделения их на постоянную и переменную части по методу высшей и низшей точки используется следующий алгоритм.
1. Из данных об объеме производства и затратах за период выбираются максимальные и минимальные значения соответственно объема и затрат
2. Находятся разности в уровнях объема производства и затрат.
3. Определяется ставка переменных расходов на одно изделие путем отнесения разницы в уровнях затрат за период (разность между максимальным и минимальным значениями затрат) к разнице в уровнях объема производства за тот же период.
4. Определяется общая величина переменных расходов на максимальный (минимальный) объем производства путем умножения ставки переменных расходов на соответствующий объем производства.
5. Определяется общая
величина постоянных расходов
как разность между всеми
6. Составляется уравнение совокупных затрат, отражающее зависимость изменений общих затрат от изменения объема производства.
Разделение затрат на постоянные и переменные, а постоянных - на полезные и бесполезные является первой особенностью директ-костинга. Ценность такого разделения - в упрощении учета и повышении оперативности получения данных о прибыли.
Второй особенностью системы директ-костинг является соединение производственного и финансового учета. По системе директ-костинг учет и отчетность на предприятиях организованы таким образом, что появляется возможность регулярного контроля данных по схеме «затраты - объем - прибыль».
Для данного анализа требуется информация о четырех показателях: цена, переменные затраты на единицу продукции, постоянные затраты на весь выпуск, объем продаж. Производной величиной является показатель маржинальной прибыли, который определяется как разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами:
МП = Выр - Пер,
где МП - маржинальная прибыль;
Выр - выручка от реализации продукции;
Пер - переменные затраты.
В первую очередь маржинальная прибыль необходима для покрытия постоянных затрат, а затем уже для получения прибыли предприятия. Эту величину в западной и отечественной практике часто еще называют результатом от реализации после возмещения переменных затрат, суммой покрытия или вкладом, или валовой маржой или маржинальным доходом.
Одной из главных целей предприятия (цеха) является максимизация маржинальной прибыли, поскольку именно она является источником покрытия постоянных затрат и формирования прибыли.
В отличие от взаимосвязи «затраты - объем - прибыль» можно применять модель системной зависимости «цена - объем - прибыль», в которой требуются лишь два показателя: изменение цены и норма маржинальной прибыли. Используя концепцию маржинальной прибыли и показатель нормы маржинальной прибыли, можно определить, на сколько уменьшится или увеличится выручка (объём продаж) без снижения общей прибыли при росте цен или их снижении и неизменности постоянных затрат. Достоинством данной зависимости является снижение трудоемкости расчетов и очевидность результатов.
Известно, что на единицу продукции удельная маржинальная прибыль равна:
МПуд = Ц - Перед ,
где МПуд - удельная маржинальная прибыль;
Ц - цена продукции;
Перед - переменные затраты на единицу продукции.
Норма маржинальной прибыли может быть определена в процентах или долях:
НМП = МП / Выр x 100%, или НМП = (МПуд. / Ц) x 100%.
Если Ц = 100 %, то НМП = МПуд.
Если цену принять за 100% и выразить маржинальную прибыль в процентах, то можно поставить знак равенства:
НМП = МП (в %).
Для определения системной зависимости «цена-объем-прибыль» за основу берется изменение объема продаж, определяемое по формуле:
n = ?П/(Ц - Перед),
где n - изменение объема продаж;
П - изменение прибыли.
Поскольку ставится условие неизменности прибыли при неизменных постоянных затратах, маржинальная прибыль и норма маржинальной прибыли также не изменятся. Требуется определить относительное уменьшение или увеличение объема продаж при увеличении или снижении цены.
Если имеются данные об индексе цен (уменьшение или увеличение) и о норме маржинальной прибыли в % или в долях, то изменение количества продаж можно выразить следующим образом.
1. Уменьшение количества продаж
при увеличении цены
n = 1 - НМП/(ИЦ - Перед(д)),
где 1 - базовый уровень объема продаж;
НМП - норма маржинальной прибыли в долях;
ИЦ - индекс изменения цен;
Перед(д) - переменные затраты на единицу продукции в долях.
2. Увеличение количества
продаж при снижении цены
n = НМП/(ИЦ - Перед (д)) - 1.
При снижении или увеличении цены, объем продаж может увеличиться или уменьшиться на определенную величину при условии, что прибыль и постоянные затраты остаются неизменными.
Многостадийность составления отчета о доходах является третьей особенностью системы директ-костинг. Так, если переменные затраты подразделить на производственные и непроизводственные, то отчет станет трехступенчатым. При этом сначала определяется производственный маржинальный доход, затем доход в целом, затем чистый доход.
Четвертой особенностью системы директ-костинг является разработка методики экономико-математического и графического представления и анализа отчетов для прогноза чистых доходов.
Благодаря «директ-костингу» расширяются аналитические возможности учета, причем наблюдается процесс тесной интеграции учета и анализа. Не случайно в зарубежных странах «директ-костинг» называют еще методом управления себестоимостью, или управления предприятием, что подчеркивает единство учета, анализа и принятия управленческих решений в этой системе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В любой организации имеет место принятие управленческих решений. В каждый момент необходимо решать или знать уже принятое решение о том, на каких рынках и с какими клиентами работает организация, какие доходы и расходы соответствуют сделкам с каждым клиентом, как управлять финансовой ликвидностью и какие договоры заключать, как организовывать структуру компании, каких специалистов нанимать и увольнять и т.д. и т.п. Для принятия любого решения необходима информация о том, в чем состоит проблема, какие есть возможные варианты или направления ее решения; желательно знать, какие последствия принесет организации то или иное решение. Качество решения существенно зависит от адекватности и качества информации, имеющейся на момент его принятия.
Операционный анализ - это огромное поле для качественно иного подхода к принятию решений по ценообразованию и управлению затратами, который нужно иметь в арсенале инструментов управления.
Главной целью систем калькулирования себестоимости продукции является объективное исчисление затрат на производство каждого вида изделия (услуги). Наиболее распространено деление затрат на постоянные и переменные.
Деление затрат предприятия на постоянные и переменные составляющие является ключевым моментом в операционном анализе.
По критерию отнесения затрат на продукт, либо на период существует два метода калькулирования - «абзорпшен костинг» и «директ-костинг.
«Директ-костинг» является системой управленческого учета, основанной на классификации затрат на постоянные и переменные в зависимости от объема производства деятельности или загрузки мощностей и включающей в себя учет и анализ затрат и результатов, а также принятие управленческих решений.
Главной особенностью «директ-костинга» является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат.
Благодаря «директ-костингу» расширяются аналитические возможности учета, причем наблюдается процесс тесной интеграции учета и анализа. Не случайно в зарубежных странах «директ-костинг» называют еще методом управления себестоимостью, или управления предприятием, что подчеркивает единство учета, анализа и принятия управленческих решений в этой системе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: Финстатинформ, 2003 г.;
2. Ерижев М.К. Развитие
методов управления затратами,
учета и калькулирования себест
3. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2002 г.;
4. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2003 г.;
5. Мусихин А.М. Тенденции развития управленческого учета в России - Экономический анализ. – 2002 г.;
6. Николаева С.А. Особенности
учета затрат в условиях рынка:
7. Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. 1999 г.;
8. Шеремет А.Д. Управленческий учет: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. 2002 г.;