Управленческий учет снабженческо-заготовительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

В целом, настоящая работа посвящена построению действенной системы управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности на производственных предприятиях. Содержащиеся в ней рекомендации могут содействовать повышению эффективности снабженческо-заготовительной деятельности, усилению контроля, аналитичности и достоверности исчисляемых показателей и более полному выявлению и использованию резервов повышения рентабельности хозяйственной деятельности.

Содержание работы

Введение 4
1 1. СНАБЖЕНЧЕСКО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ МЕСТО В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Снабженческо-заготовительная деятельность и основные формы ее организации
6
1.1. Материально-производственные запасы: их роль, значение и экономическая сущность 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование и задачи инвентаризации 11
2 Порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов в учете 15
2.1. Цели и порядок проведения инвентаризации 15
2.2 Документальное оформление результатов инвентаризации
2.3 Отражение результатов инвентаризации в учете 20
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая управл. учет.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

При незначительной номенклатуре и наличии условий организации аналитического учета производственных запасов партионным способом, производственные предприятия в качестве учетных цен могут использовать цены фактической себестоимости их приобретения (заготовления). В этом случае цена единицы материала определяется путем деления общей фактической себестоимости приобретения (заготовления) материалов на их количество. По этим ценам и производится отпуск материалов в производство.

Производственные предприятия  фактическую себестоимость списываемых на производство материалов, согласно действующим нормативным документам, могут определить одним из четырех рекомендованных методов оценки запасов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени  закупок – ФИФО;

по себестоимости последних  по времени закупок – ЛИФО.

При этом необходимо иметь в виду, что производственное предприятие  в течение всего отчетного  года может применять только один из перечисленных выше методов, который  фиксируется в его учетной  политике.

Метод оценки материалов по себестоимости  каждой единицы основан на индивидуальной оценке материальных запасов, представляющей собой расходы на приобретение конкретного  объекта. Прежде всего, это относится  к материалам, используемым предприятием в особом порядке (драгоценным металлам, драгоценным камням, взрывчатым веществам и т.д.) и материалам, которые не могут обычным образом заменять друг друга.

Метод оценки материалов по средней  себестоимости является традиционным для отечественной учетной практики. В течение отчетного месяца материальные ресурсы, независимо от того, по каким ценам они приобретались, учитываются и списываются на производство, как правило, по твердым учетным ценам. В конце месяца сюда же списывается соответствующая доля отклонений фактической себестоимости материальных ресурсов от стоимости их по учетным ценам. При этом составляется следующий расчет.

При оценке материалов по методу ФИФО применяют правило: первым пришел, первым ушел. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получено общее количество израсходованных материалов за месяц.

При оценке материалов по методу ЛИФО применяют другое правило: последним пришел, первым ушел. При этом методе на производство вначале списываются материалы по цене (себестоимости) последней закупленной партии, затем по цене предыдущей партии и т.д. до расхода общего количества.

Применение указанных  методов оценки материалов ориентирует  производственные предприятия на организацию  аналитического учета материалов не только по их видам, но и по отдельным  партиям.

Пример оценки материалов по методам ФИФО и ЛИФО представлен  в табл. 1.2.

Анализ использования  приведенных выше методов оценки материалов позволяет сделать следующие  выводы.

Метод ФИФО предполагает, что материалы должны списываться  по себестоимости соответствующих  партий в хронологическом порядке  их поступления. В условиях инфляции он обуславливает занижение стоимости отпущенных в производство ресурсов, завышения их остатка в балансе, а следовательно – завышение финансового результата от основной деятельности и улучшение показателей ликвидности. Данный метод целесообразно использовать организациям, планирующим осуществление капитальных вложений за счет собственных средств и пользующимся при этом соответствующими льготами по налогу на прибыль.

Метод ЛИФО предполагает первоочередное списание материалов по себестоимости последних партий. Благодаря ему обеспечивается завышение стоимости отпущенных ценностей, занижение их остатка на конец месяца, а значит снижение прибыли и ухудшение ликвидности. Его рекомендуется использовать тем организациям, которые преследуют цель минимизировать налогооблагаемую базу по отдельным видам налогов (налог на прибыль, налог на имущество и др.).

Метод средней себестоимости  дает возможность оценивать отпускаемые  ресурсы по среднепокупной себестоимости. Он является умеренным с точки  зрения влияния на налогооблагаемую базу и ликвидность по сравнению с методами ФИФО и ЛИФО.

Таблица 1.2

РАСЧЕТ ОЦЕНКИ МАТЕРИАЛОВ ПО МЕТОДАМ ФИФО И ЛИФО ЗА ОТЧЕТНЫЙ МЕСЯЦ

№ п/п

Показатели

Количество единиц, шт.

Цена за единицу, руб.

Сумма, руб.

1

2

3

4

5

1

Остаток материалов на начало месяца

800

10

8 000

 

Поступление материалов за месяц:

     
 

первая партия

1 050

10

10 500

 

вторая партия

3 500

8

28 000

 

третья партия

500

13

6 500

 

Итого за месяц

5 050

Х

45 000

2

Расход материалов за месяц

     
 

а) по методу ФИФО

     
 

первая партия

1 850

10

18 500

 

вторая партия

3 500

8

28 000

 

третья партия

200

13

2 600

 

Итого за месяц

5 550

Х

49 100

3

б) по методу ЛИФО

     
 

первая партия

500

13

6 500

 

вторая партия

3 500

8

28 000

 

третья партия

1 550

10

15 500

 

Итого за месяц

5 550

Х

50 000

4

Остаток материалов на конец  месяца:

а) по методу ФИФО

б) по методу ЛИФО

 

300

300

 

13

10

 

3 900

3 000


Пояснение к таблице:

общее количество израсходованных  материалов по предприятию за месяц  условно составляет 5 550 шт.

В международной практике, наряду с вышеперечисленными, применяются  также другие методы оценки материальных запасов: ХИФО, ЛОФО, НИФО и др.

При методе ХИФО списание материалов происходит по принципу –  вошедший по наивысшей стоимости  выходит первым. При этом методе материальные ресурсы, числящиеся в запасе на складе на конец месяца, оцениваются по фактической себестоимости закупок с наименьшей стоимостью, а в себестоимости реализованной продукции учитывается стоимость закупок с наивысшей стоимостью.

Метод ХИФО предназначен, в основном, для предприятий, которые имеют высокую прибыль и стремятся уменьшить сумму налогов, чтобы тем самым оптимизировать свое финансовое состояние в результате снижения базы налогообложения.

В настоящее время  у нас в стране этот метод перекликается с методом ЛИФО, так как применяемые цены, в основном, имеют тенденцию не к снижению, а к повышению.

При методе ЛОФО списание материалов на производство происходит по принципу – вошедший по наименьшей стоимости выходит первым. Этот метод, в основном, перекликается с методом ФИФО.

Метод ЛОФО целесообразно  применять для отражение в  учете большей суммы прибыли, что способствует привлечению потенциальных  инвесторов.

При методе НИФО применяют  правило – следующим пришел, первым ушел. Это означает, что списание материалов на производство происходит в порядке очередности, начиная с цены второй закупленной партии. Остатки сырья и материалов на складах на конец месяца при этом методе всегда оцениваются по цене первой закупленной партии.

 

 

2. УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

2.1.Основные принципы  и задачи учета производственных  запасов

Одним из необходимых элементов  производственного процесса любого промышленного предприятия выступают  предметы труда, представляющие собой  готовые природные или предварительно обработанные материальные ресурсы: сырье и материалы, полуфабрикаты, топливо, запасные части и др. В процессе производства они выступают в качестве объектов воздействия человека с помощью имеющихся средств труда в целях создания продукта для потребления.

В отличие от основных средств материальные ресурсы в процессе производства участвуют однократно и переносят  свою стоимость на вырабатываемый продукт  полностью. Поэтому после каждого  процесса производства их приходится заменять новыми экземплярами того же вида.

На производственных предприятиях материальные ресурсы в себестоимости  выпускаемых изделий занимают значительный удельный вес. Поэтому их учет, хранение и рациональное использование в  процессе производства имеет важное значение в повышении эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Основными задачами учета производственных запасов являются:

  • правильное и своевременное документальное оформление всех операций по движению материальных ресурсов;
  • контроль за сохранностью материальных ресурсов в местах их хранения и на всех стадиях движения;
  • контроль за соблюдением установленных норм расхода материальных ресурсов в процессе производства;
  • своевременное выявление материальных ресурсов, не используемых предприятием и подлежащих реализации другим предприятиям и др.

Необходимыми условиями действенного контроля за сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов на предприятии являются:

  • надлежащая организация материально-технического снабжения;
  • должное состояние складского и весоизмерительного хозяйства;
  • наличие прогрессивных норм расхода материальных ресурсов на единицу продукции;
  • установление круга лиц, ответственных за приемку, сохранность и отпуск материальных ресурсов, заключение с ними письменных договоров о материальной ответственности и др.

2.2. Документальное оформление  операций по движению производственных  запасов

Все операции, связанные с поступлением, перемещением и отпуском производственных запасов, должны оформляться первичными документами. Рационально разработанная  первичная документация по учету производственных запасов дает возможность получать необходимые сведения для оперативного руководства предприятием и осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль за их использованием.

Документальное оформление операций, связанных с движением материалов на производственных предприятиях, должно осуществляться в соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной отчетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».

Документальное оформление поступления  производственных запасов. Порядок  документального оформления операций по поступлению сырья и материалов на производственных предприятиях зависит от источников их поступления, способов доставки и места приемки продукции.

Основными источниками поступления  сырья и материалов являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия (непосредственные производители продукции), торговые и посреднические организации, граждане, подотчетные лица (заготовители), закупающие материалы в порядке наличного расчета и др.

Приемка материалов осуществляется в  соответствии с производственной программой предприятия на основе заключенных хозяйственных договоров с поставщиками продукции.

Контроль за выполнением плана  материально-технического обеспечения, своевременностью поступления и  оприходования материалов осуществляет отдел материально-технического снабжения. С этой целью в отеле ведут журнал оперативного учета выполнения договоров поставки. В них отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их качеству, цене, срокам отгрузки и др. Бухгалтерия осуществляет контроль за организацией данного оперативного учета.

Доставка материалов на производственное предприятие может осуществляться как по инициативе поставщика –  централизованная доставка, так и  по инициативе самого производственного  предприятия – самовывоз. Во всех случаях на отгруженные материалы поставщики высылают расчетные и платежные документы: счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, платежные требования-поручения и др. К ним обязательно прилагаются документы, характеризующие как количество материалов (упаковочные ярлыки, спецификации, накладные, отвесы), так и качество (сертификаты, качественные удостоверения и др.). Поступившие от поставщиков документы после проверки и регистрации в отделе снабжения в журнале учета поступающих грузов передаются в бухгалтерию производственного предприятия для оплаты.

При отгрузке материалов по инициативе поставщика через железнодорожный, авиационный и водный транспорт  транспортная организация извещает производственное предприятие о  прибытии в его адрес груза.

Для получения грузов экспедитору или другому лицу, с кем производственное предприятие заключило договор о материальной ответственности, выдается распоряжение на получение груза и доверенность, которая как документ строгой отчетности регистрируется в особом журнале.

Грузы выдаются представителю производственного предприятия после оплаты транспортной организации платежей и сборов и предъявления доверенности. Затем ему выдается накладная на получение груза со склада станции или водной пристани. В получении груза получатель расписывается в дорожной ведомости и транспортной накладной. Предварительно получатель проверяет целостность пломб и оттисков на них, состояние вагона (контейнера), количество мест и состояние упаковки материалов.

Информация о работе Управленческий учет снабженческо-заготовительной деятельности