Управленческий учет снабженческо-заготовительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

В целом, настоящая работа посвящена построению действенной системы управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности на производственных предприятиях. Содержащиеся в ней рекомендации могут содействовать повышению эффективности снабженческо-заготовительной деятельности, усилению контроля, аналитичности и достоверности исчисляемых показателей и более полному выявлению и использованию резервов повышения рентабельности хозяйственной деятельности.

Содержание работы

Введение 4
1 1. СНАБЖЕНЧЕСКО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ МЕСТО В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Снабженческо-заготовительная деятельность и основные формы ее организации
6
1.1. Материально-производственные запасы: их роль, значение и экономическая сущность 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование и задачи инвентаризации 11
2 Порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов в учете 15
2.1. Цели и порядок проведения инвентаризации 15
2.2 Документальное оформление результатов инвентаризации
2.3 Отражение результатов инвентаризации в учете 20
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая управл. учет.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

В установленные сроки заведующие складами на основании первичных  приходных и расходных документов составляют отчеты о движении материальных ценностей, которые сдаются в  бухгалтерию для последующей  проверки и обработки. Начальники цехов (мастера) могут составлять производственные отчеты. Формы и порядок составления отчетов зависят от отраслевых особенностей, производственных мощностей предприятий, степени автоматизации учетно-вычислительных работ и других факторов. Однако, несмотря на имеющиеся различия, все отчеты составляются в двух экземплярах, имеют общие черты и назначение. Во-первых, большинство отчетов составляется преимущественно в натуральном выражении, во-вторых, во всех отчетах указываются остатки материальных ценностей на начало и конец отчетного периода, а также их движение, т.е. поступление и выбытие (расход). В производственных отчетах наряду с фактическим расходом материалов указывают их расход по норме. Первый экземпляр представленного отчета с приложенными документами остается в бухгалтерии производственного предприятия, а второй – с распиской бухгалтера возвращается материально ответственному лицу и служит подтверждением сдачи отчета с документами. Кроме того, отчет заменяет складской учет.

В бухгалтерии поступившие отчеты подвергаются тщательной проверке. При проверке обращается внимание на правильность оформления документов, законность и целесообразность отражаемых операций; соответствие дат, документов тому периоду, за который составлен отчет; на правильность перенесения остатков с предыдущего отчета. Затем проверяются итоги по приходу и расходу и точность определения остатков материалов на конец отчетного периода.

Если при проверке в отчете будут  обнаружены какие-то ошибки, то отчет  возвращается материально ответственному лицу для исправления. Факт проверки и приемки отчета подтверждается подписью бухгалтера.

По окончании проверки отчета бухгалтер  приступает к его бухгалтерской  обработки. Ее сущность заключается  в составлении бухгалтерских  проводок по каждой хозяйственной операции и подготовке документов и отчета для записи в учетные регистры.

2.4. Синтетический и  аналитический учет производственных  запасов

Синтетический учет производственных запасов ведется на счете 10 «Материалы». Этот счет имеет следующие субсчета:

  • «Сырье и материалы»;
  • «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
  • «Топливо»;
  • «Тара и тарные материалы»;
  • «Запасные части»;
  • «Прочие материалы».
  • «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
  • «Строительные материалы»;
  • «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета синтетический учет производственных запасов на счете 10 «Материалы» разрешается вести двумя способами:

  • по фактической себестоимости;
  • по учетным ценам.

При первом способе на счете 10 «Материалы»  отражаются все расходы по их приобретению и заготовлению.

При втором способе дополнительно  используют счета: 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Применение того или другого  способа определяется предприятием самостоятельно и указывается в  его учетной политике.

Традиционным и более упрощенным является первый способ учета материалов. В этом случае на поступившие материалы в бухгалтерском учете дебетуют счет 10 «Материалы» и кредитуют счета:

76 «Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами» – на стоимость  услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным, водным) организациям, а также информационные и консультационные услуги, таможенные пошлины и др.;

71 «Расчеты с подотчетными лицами»  – на стоимость сырья и материалов, приобретенных и оплаченных из  подотчетных сумм;

23 «Вспомогательные производства»  – на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;

20 «Основное производство» – на стоимость полученных из производства возвратных отходов и др.

Если при приемке обнаруживается их недостача или порча, то эти операции на материальных счетах не отражаются. В случае, когда недостача сырья и материалов не превышает норму естественной убыли в пути, она списывается на общехозяйственные расходы производственного предприятия. При обнаружении же недостачи и порчи сырья и материалов по вине поставщика последнему предъявляется претензия. Эта операция в учете отражается по дебету счета 76-2 «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При ведении синтетического учета материалов по фактической себестоимости в рамках счета 10 «Материалы» целесообразно открыть два аналитических счета:

  • материалы по учетным ценам;
  • транспортно-заготовительные расходы или отклонение в стоимости материалов.

Отпуск сырья и материалов из центральных складов в кладовые производственных цехов рассматривается как внутренние перемещения и в бухгалтерском учете отражается записью: дебет счета 10 «Материалы», аналитический счет «Центральный склад»; кредит счета 10 «Материалы», аналитический счет «Производственный цех».

Производственный расход сырья  и материалов в бухгалтерском  учете отражается путем списания с кредита счета 10 «Материалы»  в дебет счетов:

  • 20 «Основное производство» – на стоимость сырья и материалов, израсходованных в основном производстве;
  • 23 «Вспомогательные производства» – на стоимость материалов, израсходованных во вспомогательных производствах;
  • 25 «Общепроизводственные расходы» – на стоимость материалов, израсходованных на общепроизводственные нужды;
  • 26 «Общехозяйственные расходы» – на стоимость материалов, израсходованных на общехозяйственные нужды;
  • 28 «Брак в производстве» – на стоимость материалов, израсходованных на исправление бракованной продукции и др.

В течение месяца списание сырья  и материалов производится по твердым  учетным ценам. В конце месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по твердым учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по твердым учетным ценам. При этом если фактическая себестоимость выше твердой учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу – способом «сторно», т.е. отрицательными числами.

При втором способе учета материалов на их фактическую себестоимость на основе поступивших расчетных документов поставщиков и других организаций дебетуется счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» и кредитуются счета: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др. Записи на счетах производятся независимо от того, когда сырье и материалы поступили на склад производственного предприятия – до или после получения расчетных документов поставщиков и других организаций.

На учетную стоимость оприходованных материалов в бухгалтерском учете дебетуется счет 10 «Материалы» и кредитуются счета:

15 «Заготовление и приобретение материалов» – на фактическую стоимость сырья и материалов, если она ниже учетной стоимости;

16 «Отклонение в стоимости материалов» – на сумму разницы между стоимостью материалов по учетным ценам и их фактической себестоимостью.

В случае же превышения фактической  себестоимости оприходованных материалов от стоимости их по учетным ценам, на имеющуюся разницу в бухгалтерском учете дебетуют счет 16 «Отклонение в стоимости материалов» и кредитуют счет 15 «Заготовление и приобретение материалов».

Остаток счета 15 «Заготовление и  приобретение материалов» показывает стоимость оплаченных, но не поступивших  на склад производственного предприятия от поставщиков материалов за отчетный месяц.

Учтенные в течение месяца на счете 16 «Отклонение в стоимости  материалов» разницы между фактической  себестоимостью приобретенных материалов и стоимостью их по учетным ценам  в конце месяца списываются на счета затрат пропорционально стоимости израсходованных материалов по учетным ценам. В случае превышения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам в бухгалтерском учете дебетуют счета затрат и кредитуют счет 16 «Отклонение в стоимости материалов». В противном случае в бухгалтерском учете делается сторнировочная запись.

При реализации материалов на сторону, синтетический учет которых ведется  по фактической себестоимости, в  бухгалтерском учете производятся следующие записи:

1. Дебет счета 91 «Прочие доходы  и расходы» - на фактическую себестоимость  реализованных материалов.

Кредит счета 10 «Материалы».

2. Дебет счета 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками» - на  продажную стоимость материалов.

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

3. Дебет счета 91 «Прочие доходы  и расходы» - на сумму НДС по  реализованным материалам.

Кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом».

Финансовый результат от реализации материалов списывается со счета 91 «Прочие доходы и расходы» на счет 99 «Прибыли и убытки».

В случае же реализации материалов на сторону, синтетический учет которых  ведется по учетным ценам, списание учетной стоимости материалов отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и  расходы» и кредиту счета 10 «Материалы». На сумму разницы между фактической себестоимостью материалов и стоимостью их по учетным ценам дебетуют счет 91 «Прочие доходы и расходы» и кредитуют счет 16 «Отклонения в стоимости материалов». При этом производится либо обыкновенная, либо сторнировочная запись.

В бухгалтерии производственного предприятия, наряду с синтетическим учетом материалов, параллельно ведется аналитический учет. Существуют разные варианты аналитического учета материалов: сортовой, партионный, оперативно-бухгалтерский и др.

Сортовой способ учета материалов предусматривает ведение учета в натурально-стоимостном выражении по видам и сортам материалов.

На каждый вид и сорт материалов в бухгалтерии открывают карточки аналитического учета, в которых  на основании первичных документов записывают операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета материалов лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек по каждому складу и в целом по предприятию составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками синтетического счета 10 «Материалы» и данными карточек складского учета.

Партионный способ учета материалов в основном применяют на предприятиях пищевой промышленности по тем видам сырья и материалов, по которым необходим строгий контроль за соблюдением сроков хранения и использования. Этот способ предусматривает составление по каждой партии поступивших материалов партионной карты. В ней в отличие от складской партионной книги (карты) указывается стоимость материала. Записи в партионной карте ведутся линейно-позиционным способом. В конце месяца партионные карты сверяются с регистрами складского учета и их данные обобщают путем составления оборотной ведомости. Итоги последней сопоставляют с данными синтетического учета.

Оперативно-бухгалтерский способ учета материалов предусматривает  ведение натурального учета материалов на складе. Работник бухгалтерии, осуществляя прием отчетов от материально ответственных лиц непосредственно на складах, проверяет по первичным документам правильность отражения их данных в регистрах складского учета. В бухгалтерии натурально-стоимостный учет не ведут, а применяют суммовой учет движения материалов.

В конце месяца на основании данных складского учета бухгалтер выписывает количественные остатки материалов по их отдельным видам в специальную  сальдовую ведомость учета остатка  материалов на складе (без оборотов прихода и остатка). Затем бухгалтер осуществляет таксировку и подсчет итогов остатков материалов по твердым учетным ценам по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ учета материалов – один из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных и малой механизации учета. Его применение позволяет избегать ведения громоздкого натурально-стоимостного учета в бухгалтерии и не допускает его дублирования с записями складского учета.

На мелких производственных предприятиях в качестве регистров натурально-стоимостного учета можно использовать материальные отчеты. В этом случае значительно сокращается трудоемкость учетно-вычислительных работ, достигается тождественность складского и бухгалтерского учета и упрощается сверка данных синтетического и аналитического учета.

Суммовой аналитический учет материалов на производственных предприятиях в  зависимости от применяемой формы  бухгалтерского учета может вестись  в книгах, карточках, ведомостях, журналах-ордерах  и машинограммах.

Наибольший эффект в организации  учета материалов достигается при  применении автоматизированной формы  бухгалтерского учета, использовании  персональных компьютеров и прогрессивных  программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете».

Вахрушина М.А. Управленческий учет. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002.

Волгин В.В. Склад: организация  и управление. Практическое пособие. – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002.

Годин А.М. Статистика. Учебник. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2002.

Голиков Е.А. Маркетинг  и логистика. Учебное пособие  – М.: ИД «Дашков и К», 2002.

Дракер П.Ф. Управление нацеленное на результаты/ Пер. с англ. – М, 1994.

Информация о работе Управленческий учет снабженческо-заготовительной деятельности