Управленческий учёт и учётная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основ бухгалтерского и управленческого учетов, исследование организации управленческого учета на предприятии.
Исходя из заявленных целей, следует выполнить следующие задачи:
- определить сущности, методы, принципы, функции, основные цели и задачи управленческого учета.
- изучить теоретические основы организации управленческого учета в исследуемой организации.
- изучить нормативно- правовое регулирование управленческого учета.
- проанализировать систему организации управленческого учета в ООО « Б & Д ».

Содержание работы

Введение 4
1. Управленческий учёт и его место в информационной системе
организации. 7
1.1 Необходимость в разработке учётной политики для целей
управленческого учёта. 13
1.2 Элементы учётной политики для целей управленческого учёта. 16
2. Краткая характеристика ООО « Б & Д ». 21
3. Управленческий учёт и учётная политика ООО « Б & Д ». 24
3.1 Основные элементы учётной политики в целях управленческого
учёта. 25
3.2 Формы внутренней отчётности организации. 28
3.3 Анализ вариантов использования учётной политики организации
для целей финансового и управленческого учёта. 31
Выводы и предложения. 37
Список литературы. 50
Приложения на 16 листах.

Файлы: 1 файл

учет полит.doc

— 404.50 Кб (Скачать файл)
  1. отсутствием стандартизации — способы и формы ведения управленческого учета не ограничены нормативным регулированием; формы представления отчетных данных могут быть любыми; применяемые термины могут использоваться в различных смыслах, удобных для внутренних целей;
  2. конфиденциальностью — информация управленческого учета предназначена исключительно для внутреннего потребления;
  3. плановым характером — управленческий учет призван давать прогнозы по различным аспектам деятельности организации (объему реализации, эксплуатационным расходам, расходам на персонал и пр.);
  4. измерением показателей, как в денежном, так и в натурально-вещественном выражении, например, измерение количества производственных запасов в штуках, погонных метрах, тоннах и т.д. Подобное, измерение применяется и в аналитическом учете;
  5. актуальностью предоставленной информации (за счет использования приблизительных оценок, неполного набора данных). Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, декаду и пр. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами производства и реализации продукции;
  6. гибко определяемой, индивидуальной периодичностью отчетов;
  7. расширенным составом объектов учета — в качестве объектов учета могут выступать отдельные изделия, виды деятельности, центры ответственности.

В системе управленческого  учета формируется, прежде всего, информация об издержках производства. Управленческий учет предполагает организацию учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции. Издержки производства являются одним из основных объектов управленческого учета. Затраты группируются и учитываются по видам, местам их возникновения и носителям затрат. Места возникновения затрат - структурные единицы и подразделения, в которых происходит первоначальное потребление ресурсов (материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых, финансовых), - рабочие места, участки, бригады, производства, цеха и т. п. Под носителями затрат понимают виды продукции, выполненные работы, оказываемые услуги данного предприятия, предназначенные как для реализации на рынке, так и для внутренних нужд предприятия.

В системе управленческого  учета обязательно указывается "центр  ответственности". Управление издержками осуществляется через целенаправленную деятельность работников предприятия, организации. Поэтому люди, участвующие в процессе управления, должны отвечать за целесообразность того или иного вида расходов. Центр ответственности - структурный элемент предприятия, в пределах которого менеджер несет ответственность за целесообразность понесенных затрат. Администрация предприятия самостоятельно решает, в каких разрезах классифицировать затраты, осуществлять детализацию мест возникновения затрат и как их увязать с центрами ответственности.

Объектом управленческого учета являются, кроме производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции, также результаты деятельности, которые могут учитываться по местам возникновения затрат и по носителям затрат.

Так как организация  управленческого учета предполагает составление различных смет, бюджетов и т.п., то вследствие сопоставления затрат и результатов различных объектов учета выявляется эффективность производственно-хозяйственной деятельности.

Следующий принцип  концепции управленческого учета  является наличие системы трансфертных цен и ценообразования, которая предполагает разработку цен, используемых в расчетах между внутренними структурными подразделениями предприятия, организации, за передаваемую друг другу продукцию, выполняемые работы и оказываемые услуги.

Система трансфертных цен обеспечивает организацию хозяйственных связей между внутренними подразделениями предприятия.

Система управленческого  учета предполагает взаимосвязи  с планированием, контролем, анализом данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативное принятие обоснованных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия.

Другим принципом концепции управленческого учета является обоснование включения затрат в себестоимость продукции, выполненных работ и оказываемых услуг. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство.

Предусмотрено, что затраты, образующие себестоимость  продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим  содержанием по следующим элементам:

- материальные затраты  (за вычетом стоимости возвратных  отходов);

- затраты на оплату  труда;

- отчисления на социальные  нужды;

- амортизация основных  фондов;

- прочие затраты.

Все эти затраты подразделяются на переменные и постоянные. При  рассмотрении организации системы управленческого учета необходимо учитывать: соотношение затрат и объема производства, т. е. как изменяются затраты в зависимости от величины объема производства.

Следует иметь  в виду, что не всегда увеличение объема производства ведет к росту затрат. В ряде случаев рост затрат в процентном отношении будет меньше, чем соответствующий рост объема производства. Такую ситуацию предполагает концепция переменных и постоянных издержек.

Переменные издержки - издержки, общая сумма которых изменяется прямо пропорционально изменению объема производства (выпуску).

Постоянные издержки - часть затрат, общая сумма которых не изменяется при изменении объема производства за определенный период.

Существуют  так называемые частично переменные расходы. Они представляют сумму переменных и постоянных затрат. Общая сумма частично переменных затрат изменяется, но не прямо пропорционально изменению объема производства.

Другим важным теоретическим  и методологическим вопросом в организации системы управленческого учета при определении издержек производства и исчислении себестоимости продукции является обоснование включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг). Включаемые в себестоимость продукции; за счет финансовых результатов предприятия до налогообложения; за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (т. е. за счет чистой прибыли).

 

 

 

1.1 Необходимость в  разработке учетной политики  для целей

 управленческого учета.                                                                                     

 

 

В бухгалтерском учёте  для отражения способов ведения  учёта и оценки фактов финансово- хозяйственной деятельности организации предназначена бухгалтерская учётная политика предприятия, а сами принципы ведения учёта и методы оценки активов и обязательств определяются нормативными законодательными или имеющими иную силу актами. В управленческом же учёте – не менее, а, с уверенностью можно сказать, более важном для целей управления предприятием, нежели бухгалтерском – формирование адекватной и полной учётной политики часто необоснованно откладывается, что связано с недопониманием её роли в системе управления предприятием. Управленческий учёт не регламентирован внешними нормативными актами. Он ведётся по правилам, установленным самим предприятием с учётом специфики его деятельности. Если ценность такого учёта для предприятия выше, чем ценность данных официальной бухгалтерской отчетности, то к вопросу постановки и организации этого учёта необходимо подходить не менее серьезно. Вся принятая совокупность способов ведения управленческого учёта (по аналогии с бухгалтерским) должна быть урегулирована во внутреннем документе – «Положении об управленческой учётной политике».

Отсутствие такого документа  значительно снижает достоверность  представления информации об истинном состоянии бизнеса предприятия и связанных с этим перспектив, приводит к неверным оценкам и управленческим решениям (в том числе – в разрезе по подразделениям предприятия). Это, в свою очередь, компрометирует затраты финансовых и временных ресурсов, ранее направленных на построение системы управленческого учёта и отчетности.

Итак,  целесообразно определить, какую роль и какое место на предприятии должна занимать управленческая учётная политика. Построение на предприятии системы учёта и отчетности в целях управления бизнесом аналогично постановке бухгалтерского учёта и реализуется похожими этапами. При этом эксплуатация системы управленческого учёта и отчетности регламентируется документами, аналогичными по содержанию документам, регламентирующим практику бухгалтерского учёта. Но цели данных видов учёта существенно различаются. Соответственно различаются и цели соответствующих им учётных политик. Если основная цель учётной политики бухгалтерского учёта – выбрать и документально закрепить выбранный предприятием один из допускаемых общепринятыми стандартами способ ведения учёта, то предназначение учётной политики в целях управленческого учёта гораздо шире. В компактной форме это можно представить следующим образом: обеспечить адекватное и стандартизованное отражение в учёте и отчетности особенностей бизнеса предприятия и его подразделений.

С учётом такого предназначения, учётная  политика, реализуемая на предприятии  в целях управленческого учёта, должна обладать корпоративным статусом, т.е.:

-  распространяться на всё предприятие целиком, в том числе – на его подразделения;

-  утверждаться руководством предприятия;

-  устанавливать порядок и принципы ведения учёта применительно ко всем сегментам и видам деятельности предприятия с учётом их специфики.

Должен быть выбран механизм формирования записей в главной  книге управленческого учёта, а  именно – метод трансформации  данных бухгалтерского учета или метод первичного учета. При этом должен быть расширен перечень первичных документов, которые теперь становятся предназначенными для системы управленческого учёта. Последовательно решаются вопросы определения ответственности за предоставление первичных документов и методологическое сопровождение, закрепления функций оформления и занесения в виде записей на счета управленческого учета первичных документов, и т.д. Короче говоря, создаётся цельная информационно-технологическая инфраструктура, не уступающая по обеспечению системе бухгалтерского учета на предприятии, позволяющая обеспечить управленческий учёт на необходимом методологическом и функциональном уровне и, возможно, интегрированная с системой бухучета. Это обеспечит преимущество управления предприятием на базе тщательно отобранной и выверенной информации и многократно оправдает значительные вложения в создание системы полноценного управленческого учета и отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Элементы учетной  политики для целей управленческого  учета.            

 

Итак, управленческая учетная  политики устанавливает принципы, в  соответствии с которыми ведётся управленческий учет на предприятии. В частности, это касается методов определения финансового результата, распределения накладных расходов (учёта косвенных затрат), оценки имущества и капитала, финансовых обязательств и рисков.

В число вопросов, стандартно отражаемых в управленческой учетной политике, входят:

-    Методология и номенклатура счетов управленческого учета.

Счета управленческого учета в  рамках единой, созданной на определенной методологической основе номенклатуры, представляют собой основу управленческого учета на предприятии.

-  Порядок признания доходов предприятия.

Данный порядок устанавливает  общие принципы признания доходов  при реализации, начисление выручки  при внутренней передаче продукции, определения выручки при долгосрочных работах.

-  Порядок оценки обязательств.

 

Раздел по оценке пассивов включает в себя правила учета обязательств,  принципы перераспределения активов, пассивов и капитала, создания фондов и резервов на предприятии, кредиторской задолженности.

-  Порядок определения расходов предприятия.

Устанавливает принципы учета всех видов расходов предприятия, в том числе – списание ремонтов, учет и оценка незавершенного производства, оплата труда по разным видам работ, и т.п.

-  Порядок оценки активов.

Данный раздел включает описание методов признания и оценки имущества, запасов, капитала и т.д., способ переоценки, начисление амортизации экономически целесообразными методами, учёт дебиторской задолженности.

-  Порядок выделения прямых и косвенных затрат подразделений.

 

Устанавливаются принципы распределения накладных расходов, взаимосвязи между источниками возникновения прямых и косвенных затрат, а также их взаимозависимый учёт.

-  Выбор валюты учета.

Устанавливается базовая  валюта учёта и планирования, источники  возникновения и принципы учета курсовых разниц.

-  Ответственность.

Регламентируются порядок  и распределение ответственности за формирование, изменение и контроль применения управленческой учётной политики.

Реализация проекта  по внедрению системы управленческого  учёта и одновременному созданию учётной политики в целях управленческого учёта невозможна силами как одного отдельно взятого подразделения, так и силами узкой группы специалистов. Т.к. применение управленческой учётной политики фактически установит основу для оценки результатов работы подразделений, такой проект должен стать внутри предприятия публичным. При разработке собственных стандартов предприятия в этой части не следует отказываться от детального описания предмета учётных операций, нестандартных ситуаций, приведения примеров. Положения управленческой учетной политики, затрагивающие интересы соответствующих подразделений, перед утверждением могут и должны быть обсуждены и согласованы  с их специалистами.

Информация о работе Управленческий учёт и учётная политика организации