Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основ бухгалтерского и управленческого учетов, исследование организации управленческого учета на предприятии.
Исходя из заявленных целей, следует выполнить следующие задачи:
- определить сущности, методы, принципы, функции, основные цели и задачи управленческого учета.
- изучить теоретические основы организации управленческого учета в исследуемой организации.
- изучить нормативно- правовое регулирование управленческого учета.
- проанализировать систему организации управленческого учета в ООО « Б & Д ».
Введение 4
1. Управленческий учёт и его место в информационной системе
организации. 7
1.1 Необходимость в разработке учётной политики для целей
управленческого учёта. 13
1.2 Элементы учётной политики для целей управленческого учёта. 16
2. Краткая характеристика ООО « Б & Д ». 21
3. Управленческий учёт и учётная политика ООО « Б & Д ». 24
3.1 Основные элементы учётной политики в целях управленческого
учёта. 25
3.2 Формы внутренней отчётности организации. 28
3.3 Анализ вариантов использования учётной политики организации
для целей финансового и управленческого учёта. 31
Выводы и предложения. 37
Список литературы. 50
Приложения на 16 листах.
Основным принципом управленческого учета является фиксирование в учёте совокупности совершаемых операций по существу бизнеса, а не в соответствии с установленными со стороны регулирующих органов правилами и нормами. Другими словами, имеет место абсолютное доминирование содержания над формой. Принцип МСФО «преобладание содержания над формой» и так широко известен, но в отношении управленческого учёта и отчётности целесообразно идти ещё дальше.
Следствием абсолютного доминирования содержания над формой является охарактеризование деятельности предприятия и его подразделений в терминах финансово-хозяйственных схем, т.е. совокупности финансово-хозяйственных операций, характеризующихся отражаемым в балансе связанным финансовым или инвестиционным результатом. Отдельно взятые операции, оторванные от контекста, не дают представления об их истинной сути. Так, расходы, осуществляемые предприятием в рамках инвестиционного проекта, в соответствии с определенными требованиями могут классифицироваться как инвестиции, а не как текущие расходы.
Часто рассматриваемой проблемой является установление корректного отнесения расходов на будущие периоды при использовании метода начисления. При этом целесообразно помнить, что период списания расходов в управленческом учете вовсе не обязательно равен периоду списания расходов в формальном бухгалтерском учёте. Здесь работает принцип целесообразности.
Отдельным и весьма актуальным вопросом являются заведомо приближенные схемы учета в рамках управленческой учетной политики, которые также обусловлены спецификой деятельности предприятия. Источники погрешности могут быть разными. Объективным источником погрешности является, например, учет косвенных затрат на предприятии, ведь это заведомо и по своей сути связано с определенными допущениями. Другим объективным источником погрешности является распределение активов, обязательств и, тем более, собственного капитала предприятия по подразделениям, если таковое производится.
Многообразие возможных решений по отношению к учету даже близких по содержанию операций велико. И при этом, как правило, невозможно утверждать, что какие-то из них являются неверными. Единственным мерилом здесь выступает принцип целесообразности.
Требования, необходимые при разработке учетной политики предприятия в целях управленческого учёта:
- Контекстное рассмотрение сути операций. Фактически это означает, что раздел первый политики по учету любого вида операций должен в обязательном порядке отражать экономический смысл (бизнес-содержание) операции или группы взаимосвязанных операций.
- Связь корреспонденции счетов управленческого учета со статьями баланса, отчета о прибылях и убытках и бюджета движения денежных средств.
Процесс согласования положений управленческой учетной политики происходит в подразделениях предприятия, и руководителям этих подразделений гораздо проще разбираться с отражением операций в собственных балансах и отчетах о прибылях и убытках, чем в методологии составления счетов управленческого учета. Ориентированный на бизнес менеджер оценивает правильность того или иного действия с точки зрения правильности отражения соответствующих доходов и расходов, активов и пассивов, но не с точки зрения методологии внутреннего учета, которая важна, но является прерогативой лишь специалистов по учету.
- Связь с подразделениями. Каждый раздел управленческой политики по учету соответствующего вида операций должен содержать ссылку на задействованные в данных операциях подразделения и определять при этом их роль.
- Исходные и выходные данные и форматы. Необходимо спланировать, как в рамках управленческого учета должна осуществляться подготовка исходных данных (перечень и формы первичных документов, ответственные за их предоставление лица, оформление и занесение на счета управленческого учета) и какие аналитические разрезы будет иметь выходная информация (по подразделениям, по каналам сбыта, по продуктам, и т.п.).
- Механизм формирования записей в главной книге управленческого учета. Выбор между методом трансформации данных бухгалтерского учета в целях управленческого учета и методом первичного учета.
- Степень точности управленческого учета.
Разнесение по подразделениям активов и пассивов, доходов и затрат; выбор между кассовым методом и методом начисления, списание основных средств, приблизительные схемы учета – всё это требует оценки и осознанного выбора.
2. Краткая характеристика ООО « Б & Д ».
Общество с ограниченной ответственностью « Б & Д » в дальнейшем Общество, создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и по решению участника, путем добровольного объединения его финансовых, материальных и других ресурсов в целях осуществления хозяйственной деятельности.
Уставной капитал ООО « Б & Д » на 100 % состоит из иностранных инвестиций, т.к. единственным участником общества является иностранный гражданин. Размер уставного капитала составляет 100 000 рублей. Общество является собственником принадлежащего ему имущества, финансовых средств, содержащихся на его счетах в банках и кредитных учреждениях, других средств и активов. Общество владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом в соответствии с уставом. Общество отвечает по своим обязательствам собственным имуществом, финансовыми средствами на счетах в банках и кредитных учреждениях. Другими принадлежащими ему средствами и активами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Учредители Общества отвечают по его обязательствам только личными средствами, внесёнными в уставной капитал Общества. (Приложение 2)
Форма собственности хозяйствующего субъекта – частная.
Основной вид деятельности ООО « Б & Д »:- код ОКВЭД 55.16.1- изготовление оконных конструкций;
Дополнительные виды деятельности; (код ОКВЭД 45.25.3) производство бетонных и железобетонных работ; (код ОВКЭД 45.25.4) монтаж металлических строительных конструкций; (код ОКВЭД 51.53) оптовая торговля строительными материалами, лесоматериалами и санитарно-техническим оборудованием; (код ОКВЭД 52.46.7) розничная торговля строительными материалами; (код ОКВЭД 71.32) аренда строительных машин и оборудования.
Контрагентами ООО « Б & Д » являются строительные организации Краснодарского края, Ростовской области и Ставропольского края.
Основными средствами организации являются установки для производства оконных конструкций. ООО « Б & Д » находится на общей системе налогообложения и является плательщиком НДС.
В 2009 году организация занималась основным видом деятельности.
Рассмотрим основные показатели финансово- хозяйственной деятельности ООО « Б & Д » г. Краснодара за 2008-2009 гг., отраженные в таблице 1 и отчете о прибылях и убытках. (Приложение 4).
Таблица 1. Основные показатели финансово- хозяйственной деятельности ООО « Б & Д » г. Краснодара за 2008-2009 гг.
Показатель |
год |
Отклонение ( +, -) |
Темп изменения, % | |
2008 |
2009 | |||
Выручка от продажи товаров, вы- полнения работ, оказания услуг, руб. |
21591415 |
19423646 |
-2167769 |
89,96 |
Себестоимость проданных това- ров, продукции, работ, услуг.руб. |
20678706 |
12209636 |
-8469070 |
59,04 |
В % к выручке |
95,77 |
62,85 |
-32,92 |
- |
Валовая прибыль |
912709 |
7214010 |
+6301301 |
790,39 |
В % к выручке |
4,23 |
37,14 |
32,91 |
- |
Коммерческие расходы, руб. |
- |
- |
- |
- |
Управленческие расходы. руб. |
- |
- |
- |
- |
Прибыль от продаж, руб. |
912709 |
7214010 |
+6301301 |
790,39 |
В % к выручке |
4,23 |
37,14 |
32,91 |
- |
Проценты к уплате, руб. |
- |
- |
- |
- |
Прочие доходы, руб. |
50073 |
88694 |
+38621 |
177,13 |
Прочие расходы. руб. |
41618 |
33813 |
-7805 |
81,24 |
Прибыль до налогообложения, руб. |
921164 |
7268891 |
+6347727 |
789,10 |
В % к выручке |
4,26 |
37,42 |
33,16 |
- |
Текущий налог на прибыль и иные аналогичные платежи |
- |
- |
- |
- |
Чистая прибыль отчетного периода |
921164 |
7268891 |
+6347727 |
789,10 |
В % к выручке |
4,26 |
37,42 |
33,16 |
- |
Из таблицы 1 видим, что выручка от оказания услуг в 2009 году по сравнению с 2008 годом, уменьшилась на 2167769 руб., или на 89,96%. Данное изменение повлияло на величину себестоимости, которая так же уменьшилась на 8469070 руб. или на 59,04% по сравнению с 2008 годом. В результате снижения себестоимости выполненных заказов в 2009 году по сравнению с 2008 годом валовая прибыль увеличилась на 6301301 руб., или на 790,39% и составила 7214010 руб.
За рассматриваемый период времени изменению подверглись и прочие доходы и расходы ООО « Б & Д »:
- Так в 2009 году по сравнению с предыдущим периодом, расходы уменьшились на 7805 руб. или на 81,24%. Доходы же, за 2009 год увеличились на 38621 рублей по сравнению с 2008 годом.
Таким образом, в результате влияния указанных факторов в 2009 году организацией была получена прибыль на сумму 6347727 руб. что составляет 33,16% к выручке от продаж.
Чистая прибыль организации в 2008 году составила 921164 руб. или 4,26% к выручке от продаж, тогда как в 2009 году она составила 7268891руб. или 37,42% к выручке от продаж.
3. Управленческий учет и учетная политика ООО « Б & Д ».
Разработанная главным бухгалтером ООО « Б & Д » учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета отвечает всем нормам и требованиям, предусмотренным законодательством, для составления отчетности, которая используется в основном внешними пользователями.
Однако главный бухгалтер не учел потребности руководящего персонала. Управленческая учетная политика не предусмотрена.
Управленческий учет расширяет финансовый и применяется, прежде всего, для отражения внутренних операций предприятия. Он предназначен для агентов предприятия и его администрации в области управления. Следовательно, управленческий учет — это стратегия и тактика внутреннего управления деятельностью предприятия.
В управленческом учете изучаются издержки, результаты деятельности организации и бюджетирование.
Результатом ведения управленческого учета будет более точное исчисление себестоимости, правильно и своевременно рассчитать отклонение по элементам затрат, установить причину их возникновения и нейтрализовать факторы которые привели к неблагоприятным отклонениям.
Финансовый учет обращен в прошлое, т.е. рассматривает уже свершившиеся факты хозяйственной деятельности, а управленческий учет направлен в будущее, т.е. прогнозирование.
3.1 Основные элементы
учетной политики в целях
учета.
В отражении финансово-хозяйственных
операций в управленческом учете базовыми
являются принципы:
- полноты – своевременного отражения
информации о хозяйственных операциях
в полном объеме;
- своевременности;
- достоверности;
- осмотрительности – большей готовности
к признанию расходов, убытков и обязательств,
чем возможных доходов и активов с одновременным
условием недопущения скрытых резервов;
- приоритета содержания над формой –
отражения в учете фактов хозяйственной
деятельности, исходя не столько из их
правовой формы, сколько из экономического
содержания фактов и условий хозяйственной
деятельности.
Отчетным периодом по
управленческому учету
Для отражения хозяйственных операций в управленческом учете фирмы подлежит применению метод начисления – признание результатов сделок и прочих событий, а также их учет и отражение в отчетности, в том отчетном периоде, когда они произошли, вне зависимости от времени фактического получения или выплаты денежных средств или их эквивалентов.
Управленческая отчетность,
составленная по методу начисления, информирует внутренних пользователей:
- о прошлых операциях, связанных с выплатой
и получением денежных средств;
- об обязательствах фирмы, влекущих за
собой выплату денежных средств в будущем;
- о ресурсах, которые могут быть получены
в будущем.
Правила документооборота и технологию
обработки учетной информации необходимо
раскрыть в Положении об учетной политике.
Все хозяйственные операции, проводимые на предприятии, должны оформляться оправдательными документами, на основании которых информация о совершенных хозяйственных операциях подлежит отражению в учетных регистрах.
К учету могут приниматься документы финансового (бухгалтерского) учета, если содержащаяся в них информация в полной мере характеризует совершенную хозяйственную операцию. В остальных случаях к учету должны приниматься документы управленческого учета.
Первичный документ управленческого
учета должен содержать следующие обязательные
реквизиты:
- наименование и дату составления;
- наименование организации;
- наименование контрагента хозяйственной
операции;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции,
в натуральном и денежном выражении;
- личные подписи руководителя и бухгалтера-аналитика.
Разновидностью первичного
документа управленческого
Информация о работе Управленческий учёт и учётная политика организации