Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 23:06, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является систематизация знаний по изучению методической базы управления дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ООО «Рос-Таргет», а так же разработка мероприятий по совершенствованию управления обязательствами организации.
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность дебиторской и кредиторской задолженности в организации;
- рассмотреть ключевые подходы и методы по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью;
- рассмотреть систему расчетов организации ООО «Рос-Таргет» с дебиторами и кредиторами;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
1.1 Понятие и классификация дебиторской и кредиторской задолженности
1.2 Характеристика ключевых подходов и методов управления дебиторской и кредиторской задолженностью
1.3 Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансовую устойчивость организации
Глава 2. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в ООО «Рос-Таргет»
2.1 Общая характеристика ООО «Рос-Таргет»
2.2 Анализ и оценка управления движения дебиторской и кредиторской задолженности в организации
2.3 Анализ существующей кредитной политики в ООО «Рос-Таргет»
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностью в ООО
«Рос-Таргет»
3.1 Мероприятия по совершенствованию кредитной политики в ООО
«Рос-Таргет»
3.2 Осуществление контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью в организации
Заключение
Список литературы
С целью максимизации притока денежных средств организации следует использовать разнообразные модели договоров с гибкими условиями формы оплаты и ценообразования. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.
Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: видом продукции, емкостью рынка, степенью насыщенности рынка данной продукцией, принятой в компании системой расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера. Постоянные клиенты обычно оплачивают товар в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. В экономически развитых странах одной из наиболее распространенных является схема типа «d/k брутто n», означающая, что:
- покупатель получает скидку в размере d% в случае оплаты полученного товара в течение k дней с начала периода кредитования (например, с момента получения или отгрузки товара);
- покупатель оплачивает полную
стоимость товара, если оплата
совершается в период с (k+1)-
- в случае неуплаты в течение п дней покупатель будет вынужден дополнительно уплатить штраф, величина которого варьирует в зависимости от момента оплаты.
Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу. Первый имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров, второй получает косвенную выгоду в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет собой, по сути, иммобилизацию денежных средств.
Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях:
1) если снижение цены приводит
к расширению продаж, а структура
затрат такова, что реализация
данной продукции отражается
на увеличении общей прибыли,
товар высокоэластичен и имеет
достаточно высокую долю
2) если система скидок интенсифицирует приток денежных средств (ДС) в условиях дефицита в организации, возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок;
3) система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.
Во всех случаях можно говорить
о спонтанном финансировании, которое
при инфляции ведет к уменьшению
текущей стоимости
Система скидок способствует защите организации от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме [25, с. 501].
Управление дебиторской задолже
Для управления дебиторской задолженностью необходимо следующее.
1. Определение условий
2. Определение гарантий
Более сложный, но более надежный способ, – получение письменного обязательства клиента заплатить деньги, т.е. получение векселя. Векселя разделяют на обычные, когда покупатель в письменной форме признает свою задолженность и обязуется заплатить определенную сумму к определенному сроку, и переводные, или коммерческие. Коммерческие векселя широко используются в международной торговле. При этом продавец выписывает покупателю (или его агенту) какую-то сумму к оплате к определенному сроку. Если производится немедленная оплата по предъявлению, то выписывается предъявительский переводный вексель, в других случаях – переводный вексель на срок, который акцептируется либо покупателем, либо его банком.
Существует также безотзывный аккредитив, часто используемый в США (основан на взаимоотношениях продавца, покупателя и их банков); условная продажа, широко распространенная в Европе (право собственности остается за продавцом до времени оплаты товара), и др.
3. Определение надежности
4. Определение суммы кредита,
предоставляемого каждому
5. Определение политики сбора
дебиторской задолженности
Все перечисленные меры взаимосвязаны. Фирма может предлагать более выгодные условия продажи, если она проводит жесткую политику отбора покупателей, или предоставлять кредит высокорисковым клиентам при наличии надежного механизма получения дебиторской задолженности.
Чтобы иметь более реальную оценку средств, которые в перспективе сможет получить организация от дебиторов, нужно попытаться оценить вероятность безнадежных долгов в группах по срокам возникновения задолженности. Оценку можно сделать на основе экспертных данных либо используя накопленную статистику [16, с. 180].
Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери: выставление счетов, оценку финансового положения клиентов и перепродажу права на взыскание долгов[17, с. 19].
При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на “А” могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на “Б”, счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.
Для ускорения взимания платежей можно направлять счета- фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета на крупные суммы немедленно.
Когда бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов: вы предлагаете продление срока платежей для стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежи раньше, чем в конце сезона.
Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также организации необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих организаций терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с не подчиняющихся покупателей.
Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности, с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности). Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.
Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.
Можно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.
При предоставлении коммерческого
кредита следует оценить
В целом управление дебиторской задолженностью включает:
1) анализ дебиторов;
2) анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;
3) контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
4) разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов;
5) оценку и реализацию факторинга.
Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий договоров факторинга. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или, наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.
Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.
Определенный
интерес представляет анализ динамики
дебиторской задолженности по срокам
ее возникновения и по периоду
оборачиваемости. Подробный анализ
позволяет сделать прогноз
1.3 Влияние
дебиторской и кредиторской
Согласно
Федерального Закона РФ «О бухгалтерском
учете», в число основных задач
бухгалтерского учета входит предотвращение
отрицательных результатов
На финансовое
состояние организации
Однако балансовые остатки дебиторской и кредиторской задолженности могут служить лишь отправной точкой для исследования вопроса о влиянии расчетов с дебиторами и кредиторами на финансовое состояние. Если дебиторская задолженность больше кредиторской, это является возможным фактором обеспечения высокого уровня коэффициента общей ликвидности. Одновременно это может свидетельствовать о более быстрой оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности. В таком случае в течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда организации необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования. Последние могут принимать форму либо просроченной кредиторской задолженности, либо банковских кредитов.
Таким образом, оценка влияния балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на финансовое состояние организации должна осуществляться с учетом уровня платежеспособности (коэффициента общей ликвидности) и соответствия периодичности превращения дебиторской задолженности в денежные средства периодичности погашения кредиторской задолженности [17, c. 19].
Непосредственно финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами, обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами организации и путём их эффективного использования способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость отражает соотношение собственных и заёмных средств, темпы накопления собственных средств, в результате текущей и финансовой деятельности, соотношение мобильных и иммобилизованных средств организации, достаточное обеспечение материальных оборотных средств собственными источниками. Поэтому финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости организации [16, c. 127].