Внутренний аудит: особенности организации и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности организации внутреннего аудита на предприятии АО «Связьтранснефть».
Задачи курсовой работы:
1. Изучить понятие и значение внутреннего аудита на предприятии АО «Связьтранснефть».
2. Определить актуальные проблемы организации внутреннего аудита.
3. Проанализировать организацию внутреннего аудита кризисного предприятия.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………. 2
1.Понятие и значение внутреннего аудита для укрепления системы внутрихозяйственного контроля организации………………………….. 5
1.1. Роль внутреннего аудита в системе управления экономическим субъектом ………………………………………………………………… 5
1.2. Место внутреннего аудита в системе управления организацией и его значение …………………………………………………………….. 13
2.Организационно-экономическая характеристика организации……… 16
3.Особенности организации и проведения внутреннего аудита……….
4.Использование результатов внутреннего аудита……………………
5.Современные перспективы развития внутреннего аудита как составной части системы внутрихозяйственного контроля……………………….
6.Заключение………………………………………………………….
7.Список использованных источников……………………………….

Файлы: 1 файл

Образец титульного листа курсовой работы.docx

— 86.94 Кб (Скачать файл)

Анализ содержания табл.2. показывает, что наличие у экономического субъекта СВА и КРС может быть весьма эффективно при правильной координации их действий.

РК формируется у экономических субъектов с акционерной или кооперативной формой собственности. Ее функции определены законодательно. Результативность деятельности РК в рамках СВК будет во многом определяться ее системным взаимодействием с СВА, например, в области контроля над выполнением решений собраний акционеров. Правильному выбору направлений взаимодействия может содействовать информация, приведенная в табл.3.

Таблица 3 - Сравнительная характеристика параметров деятельности СВА и РК

 

СВА

РК

Цель создания

Определяется собственником или по его поручению органом управления экономическим субъектом

Определяется законодательными актами об акционерных обществах и производственных кооперативах или исключительно по решению участников общества (численностью менее 15 человек) с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Постановка задачи

Задачи определяются собственником или по его поручению органом управления экономического субъекта, а также самостоятельно, исходя из специфики работ.

Задачи определяются законодательством, высшим органом управления (общим собранием), созываемом по решению Совета директоров (Наблюдательного совета), по решению не менее чем 10% участников акционерного общества (членов кооператива), а также самостоятельно ревизором или РК на заседаниях.

Субъекты

Субъекты, находящиеся в штате экономического субъекта.

Лица как состоящие, так и не состоящие в штате экономического субъекта.

Определение численности персонала

Осуществляется собственником или по его поручению органом управления экономическим субъектом.

Компетенция исключительно высшего органа управления (общего собрания).

Взаимоотношения с Советом директоров или исполнительным органом управления экономическим субъектом

Определяются статусом в организационной структуре управления экономическим субъектом, либо Комитетом по аудиту Совета директоров.

Орган внутрихозяйственной ревизии подотчетен высшему органу управления (общему собранию).

Оплата

Начисление заработной платы производится в соответствии со штатным расписанием

Размеры и оплата труда определяются высшим органом управления (общим собранием).


Взаимодействие между СВА и РК является важным фактором роста результативности работы СВК, поскольку высокий профессиональный уровень внутренних аудиторов объединяется со значительными полномочиями РК, являющейся органом внутреннего контроля собственников. Только РК имеет право представлять на годовое отчетное собрание акционеров заключение о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. В этом документе должны содержаться: подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и других финансовых документах общества (кооператива); информация о фактах нарушений законодательных актов Российской Федерации и порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Еще один способ организации СВК – это аутсорсинг или ко-сорсинг. Под аутсорсингом понимается полная передача функций внутреннего контроля в рамках экономического субъекта специализированной компании или внешнему консультанту.

Ко-сорсинг заключается в том, чтобы создать СВА в рамках экономического субъекта, но в некоторых случаях привлекать экспертов специализированной компании или внешнего консультанта.

Потенциальные преимущества использования аутсорсинга и ко-сорсинга заключаются в следующем:

  1. возможность использовать услуги экспертов в различных областях, гибкость в вопросах их привлечения;
  2. доступ к передовым технологиям и методикам проведения проверок и оказания консультационных услуг.

Основным недостатком аутсорсинга и ко-сорсинга является то, что стороннему по отношению к экономического субъекту человеку очень трудно почувствовать его изнутри. Специалисты экономического субъекта всегда будут относиться к нему как к чужаку.

Выбор конкретных форм СВК, как правило, осуществляется с учетом особенностей бизнеса экономического субъекта комплексной рабочей группой в ходе реализации проекта по формированию СВК. В эту рабочую группу входят заинтересованные представители экономического субъекта, а также внешние консультанты, имеющие значительный опыт по консультированию при создании СВК.

Значительную помощь в создании и повышении эффективности работы СВК экономических субъектов, в развитии профессии внутреннего аудитора и контролера могли бы играть некоммерческие партнерства, объединяющие в своих рядах специалистов, занимающихся внутренним аудитом или другими формами внутреннего контроля. Организацией такого объединения занимается в настоящее время Институт Профессиональных финансовых менеджеров, профессия которых предполагает самые тесные контакты с внутренними аудиторами и контролерами в процессе управления финансовыми потоками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Использование результатов  внутреннего аудита.

 

 

Под внутренним аудитом понимается система контроля за соблюдением установленного порядка ведения учета и надежностью функционированию СВК. 
СВК должна быть организована экономическим субъектом, регламентирована внутренними документами, действует в интересах руководителя или собственников. 
Функции внутреннего аудита: 
1.    проверки систем б/у и СВК, их мониторинг, выработка рекомендаций по их улучшению. 
2.    проверки бух-й и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации такой информации. 
3.    проверка соблюдения законов и иных нормативных актов, учетной политики, внутренних инструкций, указаний руководства или собственника. 
4.    проверка эффективности деятельности различных звеньев управления. 
5.    проверка наличия, состояния, обеспечения сохранности имущества. 
6.    специальное расследование (подозрение в употреблении полномочий). 
Данные функции могут выполнять: 
·    - специальные службы внутреннего аудита или отдельные внутренние аудиторы, состоящие в штате; 
·    ревизионные комиссии  
·    привлекаемые для данных целей сторонние организации 
·    привлекаемые для данных целей внешние аудиторы 
В ходе внешней аудиторской проверки следует изучить и оценить эффективность работы внутреннего аудита и влияние ее работы на эффективность всей системы внутреннего контроля. Аудитор определяет возможность использования результатов работы внутреннего аудита. Можно руководствоваться российским стандартом «Изучение и использование результатов работы внутреннего аудита». В соответствии с этим стандартом аудитор должен составить программу оценки внутреннего аудита и отразить в рабочей документации.  
Эффективность работы внутреннего аудита учитывается при оценке аудиторского риска. Если аудитор решает использовать внутренний аудит, то он должен ознакомится с рабочими документами этой службы и убедиться в следующем: 
1.    программа и обмен работы внутреннего аудита отвечает целям внешнего 
2.    работа внутренних аудиторов проводится по плану и документально оформляется 
3.    выводы и заключения внутренних аудиторов достаточно обоснованы полученными ими данными, а содержание отчетов соответствует результатам выполняемой работы 
4.    зоны повышенных рисков, известные специалистам аудируемого лица, учитываются  при планировании работ и проверяются внутренними аудиторами 
5.    отношение руководства или собственников к замечаниям и предложениям внутренних аудиторов являются конструктивными 
 
Для эффективности внешней проверки аудитор может использовать следующие действия: 
1.    взаимная координация планов проверки 
2.    обмен отчетами 
3.    регулярные работы, встречи 
4.    свободный и открытый взаимный доступ к рабочей документации 
5.    совместное представление отчетов руководству или собственникам организации 
6.    общий порядок документирования аудита 
Аудитор не должен полностью полагаться на работу внутренних аудиторов, должен проводить контрольные проверки документов, операций, статей отчетности уже проверенных внутренними аудиторами. 
Использование работы внутренних аудиторов не снижает ответственность аудитора внешнего за выражение мнения о достоверности отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Современные перспективы  развития внутреннего аудита  как составной части системы  внутрихозяйственного контроля.

 

 

Служба внутреннего аудита, изучив все аспекты эффективности деятельности системы внутреннего контроля, предлагает различные пути ее совершенствования, которые руководство может принять во внимание и превратить в жизнь, либо отклонить. Необходимо обеспечить независимость службы внутреннего аудита от руководства организации для достижения успешной работы системы внутреннего контроля.

Данную службу целесообразно создавать в крупных, организационно сложных организациях, с большим объемом производства, которая позволит:

· Собирать информацию, необходимую для принятия управленческих решений;

· Постоянно наблюдать за состоянием структурных подразделений;

· Координировать работу структурных подразделений по центрам ответственности.

В мелких организациях, руководители считают нерациональным создание службы внутреннего аудита, поскольку затраты на создание службы внутреннего аудита могут превысить экономическую выгоду от ее организации

На практике многие руководители организаций, понимая всю важность объективности внутреннего аудита, не могут обеспечить ее реализацию.

При исследовании организационных аспектов внутреннего аудита нужно определить субъекты и объекты внутреннего контроля. Часто организациям присуще существование большого количества субъектов, находящихся в зависимости между собой по подчинению и внутренним связям и представляют собой основные субъекты внутреннего аудита, которые обеспечивают регулярность, последовательность работы службы внутреннего аудита; бухгалтерская служба, обеспечивающие соблюдение требований законодательства, рациональное использование производственных ресурсов, экономическая служба,  специалист по персоналу, работники организации, юридическая служба, ревизионная комиссия. Во внутренних регламентах организаций ответственность за поведение внутреннего контроля обычно не отражается: например, не проводится проверка соответствия документации по оприходованию продукции с документами на оплату, реализацию на сторону.

В обязанности внутреннего аудита входит проверка работы субъектов внутреннего контроля в отношении выполнения ими возложенных на них контрольных функций.

Можно определить основные объекты внутреннего аудита  организации, получающее проявление деятельности со стороны субъекта: положение комплекса бухгалтерского учета и внутреннего контроля, формирование расчетов по заработной плате, оприходование и отпуск материалов, готовой продукции, процесс снабжения, правильность учета доходов от продажи продукции, рациональное использование инвестиций на развитие, анализ их эффективности.

На ряду с объектами внутреннего аудита отметим объекты внутреннего контроля: ресурсы производства, с трудом поддающие воспроизводству, ресурсы возможные к восстановлению (трудовые, финансовые, материальные), обширное воспроизводство (производство, распределение, обмен, потребление). Для удобства поведения проверки по центрам ответственности разумнее упорядочить объекты контроля по однородным участкам, отражающих отрасли производства (вспомогательное производство, ремонтное производство) и внутренним подразделениям.

Контроль за деятельностью по центрам ответственности, дает возможность оценивать работу специалистов, руководителей подразделений, совершенствовать работу конкретного подразделения, зная его слабые стороны.

Следовательно, за непридерживание совокупности производственных методов и процессов, ставшее причиной несоблюдения договорных соглашений, взысканиям, нерациональному использованию средств, должны отвечать определенные лица, принесшие урон организации.

Совершенствование внутреннего аудита заключается во внедрении перспективных мероприятий, процедур, целесообразности некоторых аспектов деятельности внутреннего аудита, определении недостатков на базе системном постоянном анализе на соответствие внутренней и внешней среде организации. Применение направляющего, программно-целевого, риск-ориентированного внутреннего аудита способствует развитию внутреннего аудита.

Изучив труды многих авторов, можно разработать основные пути совершенствования внутреннего аудита, путем прибавления информационно-аналитической базы, внедрения приемов экономического анализа в проведение аудита, улучшения нормативно-правового обеспечения, повышения профессионализма сотрудников и т.д. Определим основные перспективы развития внутреннего аудита в сельскохозяйственной организации (табл.4).

 

Таблица 4 – Основные перспективы развития внутреннего аудита в организациях

Направления развития внутреннего аудита

Объекты, задачи, особенности совершенствования внутреннего аудита

1. Организация службы внутреннего  аудита, внутренней документации 

1.1. Установление оптимального состава, структуры внутреннего аудита  в соответствии с размером  организации.

1.2. Подбор  квалифицированного персонала службы.

1.3. Разработка  внутренних регламентов, инструкций.

1.4. Разработка  специализированного программного  обеспечения внутреннего аудита, учитывающей особенности производства.

1.5. Совершенствование  нормативно-правового регулирования

2. Развитие методики и технологии аудита

2.1. Развитие технологии проверки  заготовления, производства, сбыта, рациональности  использования ресурсов организации

2.2. Снабжение  внутренних аудиторов необходимыми  средствами для успешности работ.

2.3. Осуществление  поэтапной проверки объектов  аудита.

2.4. Подготовка  совокупности взаимосвязанных деталей проверки отдельных объектов контроля.

2.5. Подготовка  и применение показателей эффективности  внутреннего аудита в организации

3. Создание технологии целесообразности  расходования материальных, финансовых, производственных ресурсов

3.1. Организация рационального использования  ресурсов

3.2. Обеспечение  эффективного управления производственными  ресурсами.

3.3. Разработка  схем и процедур выявления  нарушений, злоупотреблений в оприходовании и заниженных потерь продукции

4. Повышение эффективности управления  организации

4.1. Внедрение аналитических процедур  в методику внутреннего аудита

4.2. Развитие  управленческого учета

4.3. Повышение  эффективности работы с помощью  мотивации, материальной заинтересованности  персонала.

Информация о работе Внутренний аудит: особенности организации и перспективы развития