Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 23:25, курсовая работа
В этой связи заявленная тема курсовой работы является весьма актуальной. Целью курсовой работы является использование системы учета затрат директ-костинг как инструмента управления для повышения эффективности экономической деятельности предприятия.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
изучение основных концепций управленческого учета;
ознакомление с методологией учета с помощью системы директ-костинг;
изучение основных методологических принципов, заложенных в учетной политике предприятия;
Введение
3
1.
Сущность системы учета затрат директ-костинг
5
1.1.
Классификация систем управленческого учета
5
1.2.
Система директ-костинг как важнейшая характеристика управленческого учета
7
1.3.
Особенности применения системы директ-костинг в отечественном учете: преимущества и недостатки метода, проблемы адаптации
12
2.
Практическое применение системы директ-костинг в управленческом учете коммерческой организации на примере Типографии «Радуга»
16
2.1.
Организационно-экономическая характеристика предприятия
16
2.2.
Основные методологические принципы, заложенные в учетной политике. Характеристика методов управленческого учета предприятия
18
2.3.
Особенности учета затрат и результатов с одновременным применением нормативного метода и метода директ-костинг
24
3.
Возможности оптимизации системы управленческого учета в Типографии «Радуга»
27
Заключение
31
Список использованной литературы
Таблица 1
Наименование показателей |
Значение |
Выручка от реализации продукции (В) |
В = 1000 |
Переменные затраты (ПЗ) |
ПЗ = 600 |
Маржинальный доход (М) |
М = В - ПЗ = 400 |
Постоянные расходы (ПР) |
ПР = 200 |
Прибыль (П) |
П = М - ПР = 200 |
Отчет о доходах не обязательно должен быть двухступенчатым. Если переменные затраты подразделять на производственные и непроизводственные, то данный отчет о доходах будет трехступенчатым. В этом случае на первом этапе определяют производственный маржинальный доход как разность между объемом реализованной продукции и переменными производственными затратами. На втором этапе как разность между производственными маржинальными и внепроизводственными переменными затратами определяется маржинальный доход в целом по фирме. На третьем этапе – прибыль фирмы путем вычитания из общей суммы маржинального дохода суммы постоянных расходов. [20]
Важной особенностью директ-костинга является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами и прибылью. Наглядно это изображено на графике (рис. 2).
Затраты,
доход,
тыс. руб. Переменные
Точка критического расходы
производства Убыточность
Выручка от
К реализации
Полная себе-
стоимость
Прибыльность
Объем продукции, тыс. шт.
Рис. 2. Взаимосвязь объема производства, себестоимости и прибыли
Три главные линии показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Этот график и многочисленные его модификации используют при анализе и принятии управленческих решений.
Большое значение здесь имеет установление связей и пропорций между затратами и объемом производства. Используя методы корреляционно-регрессионного анализа, математической статистики, графические методы можно определить формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей; строить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема; рассчитывать критическую точку объема производства; прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, т.е. решать стратегические задачи управления предприятием. [5]
1.3. Особенности
применения системы директ-
Директ-костинг имеет два крупных преимущества по сравнению с традиционной системой распределения всех косвенных затрат.
Одним из важных преимуществ использования в учете системы директ-костинг является возможность изучения взаимосвязей и взаимозависимостей между объемом производства, затратами и прибылью. Ее применение позволяет управленческому аппарату заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по отдельным видам продукции, таким образом делая возможным оценку прибыльности производства и продаж различных продуктов вне зависимости от общего спада или подъема объемов реализации, связанных с сезонностью продаж или другими факторами. С другой стороны, выявляя продукцию с большей рентабельностью, предприятие оптимизирует свой ассортимент.
Применение метода директ-костинг позволяет определить себестоимость предельной единицы продукции (равной прямым затратам) и на основе этого проводить так называемый анализ безубыточности — анализ экономии постоянных расходов при различном объеме производства и продаж по видам продукции, являющийся частным случаем CVP-анализа (анализа «издержки-объем-прибыль»). Иными словами, директ-костинг дает необходимую информацию для расчета оптимального объема продаж в стоимостном и натуральном выражении.
При этом методе достигается существенная экономия средств на ведении учета на предприятии, так как задача распределения постоянных накладных расходов по видам продукции здесь вообще не стоит. [7]
На основе анализа переменных и постоянных издержек разрабатываются гибкие программы-сметы. Они, хотя и ориентируются на исходную ожидаемую величину выручки, позволяют учесть возможные отклонения объема продаж и выручки от реализации и влияние этих отклонений на конечную величину прибыли. В результате менеджер может рассчитать тот объем продаж, при котором достигается безубыточность предприятия, а затем оценить прибыльность при различных уровнях деловой активности. [17]
В условиях рыночной экономики директ-костинг дает также информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинга - продажи товаров по заведомо заниженным ценам, что связано с установлением нижнего краткосрочного предела цены (на уровне переменных затрат на изготовление). [19]
В последнее время наблюдается устойчивая тенденция роста удельного веса постоянных расходов. Поэтому повышаются требования к обоснованности планирования и нормирования величин этих расходов. Директ-костинг позволяет заострить внимание на решении этих вопросов, поскольку сумма постоянных расходов за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, и, таким образом, их влияние на величину прибыли предприятия особенно хорошо видно. [5]
С помощью директ-костинга обосновываются важные управленческие решения, в том числе по оптимизации производственной программы, о целесообразности принятия к исполнению определенного заказа, о приобретении или замене оборудования, производстве полуфабрикатов или заказе их на стороне, выпуске побочной продукции, по вопросам ценовой политики и др.
Итак, система директ-костинг позволяет:
- определять формы зависимости затрат от объемов производства;
- получать информацию о прибыльности или убыточности хозяйственной деятельности в зависимости от объема производства и продаж;
- рассчитывать критическую точку объема продаж;
- оптимизировать товарный ассортимент;
- прогнозировать поведение затрат в зависимости от различных факторов;
- принимать управленческие решения в условиях ограниченности какого-либо ресурса;
- проводить эффективную ценовую политику;
- решать тактические задачи управления предприятием.
Благодаря использованию директ-костинга значительно расширяются аналитические и контрольные возможности учета: анализируя поведение переменных и постоянных затрат в зависимости от изменения объемов продаж, можно гибко и оперативно принимать решения по управлению, особенно касающиеся выбора между альтернативными вариантами действий. Раздельное отражение в учете позволяет более четко отслеживать и контролировать как переменные, так и постоянные производственные издержки в разрезе подразделений предприятия, товарных групп и сегментов рынка. Кроме того, использование системы директ-костинг при составлении внутренней управленческой отчетности дает возможность избежать излишней капитализации постоянных накладных расходов в периоды, когда спрос на производимую продукцию уменьшается и происходит накопление производственных запасов. [3]
Однако организация управленческого учета по системе директ-костинг связано с рядом проблем, который вытекают из особенностей, присущих этой системе.
1. Возникают трудности при разделении расходов на постоянные и переменные, поскольку чисто постоянных или чисто переменных расходов не так уж много. В основном расходы полупеременные, а значит, возникают трудности в их классификации. Кроме того, в различных условиях одни и те же расходы могут вести себя по-разному.
2. Противники директ-костинга считают, что постоянные расходы также участвуют в производстве данного продукта и, следовательно, должны быть включены в его себестоимость. Директ-костинг не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость. Поэтому требуется дополнительное распределение условно постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства.
3. Ведение учета себестоимости по сокращенной номенклатуре статей не отвечает требованиям отечественного учета, одной из главных задач которого до последнего времени являлось составление точных калькуляций.
4. Необходимо в ценах, устанавливаемых на продукцию предприятия, обеспечивать покрытие всех издержек предприятия. [4]
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ДИРЕКТ-КОСТИНГ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ТИПОГРАФИИ «РАДУГА»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Типография «Радуга» является коммерческой организацией. Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью. Место нахождения - г. Благовещенск, пер. Св. Иннокентия, 1.
В типографии численность работающих составляет 70 человек. Большинство работников имеют средне-специальное образование. Средний возраст работников 35 лет.
Уставный капитал составляют основные средства. В течение уже более 10 лет работы основной деятельностью типографии является производство продукции, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей в полиграфической и иной продукции, целью организации является получение прибыли.
Для достижения указанных целей типография осуществляет следующие виды деятельности:
1) издательско-полиграфическую;
2) выпуск товаров народного потребления;
3) посредническую;
4) торгово-закупочную;
5) автотранспортные услуги.
Предприятие строит свои отношения с другими предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, учитывая интересы потребителя, их требования к качеству продукции, работ, услуг и другие условия выполнения обязательств. Предприятие реализует продукцию по договорным ценам и тарифам, установленным в соответствии с законодательством.
Контроль и ревизия производственной и хозяйственной деятельности предприятия осуществляется налоговыми органами, комитетам по управлению имуществом.
Управление предприятие осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Особенностью Типографии «Радуга» является то, что она является растущим предприятием и организационная структура управления не является застывшей, а в перспективе будет меняться вместе с изменениями во внешней среде, то есть будет адаптивной структурой (рис. 3).
В настоящее время Типография считает необходимой организацию маркетингового отдела.
Рис. 3. Организационная структура предприятия Типография «Радуга»
Руководство предприятия осуществляет
директор, который назначается Учредителем.
Трудовые отношения предприятия с рабочими и ИТР, регламентируются законодательством РФ. Исходя из организационной структуры управления предприятием Типография «Радуга» считает необходимым проведения реконструкции направленной на расширение функций оперативного, текущего и перспективного планирования маркетинга. Самым необходимым на данном этапе считается организация отдела маркетинга, который позволит стабильно и надежно работать предприятию. Чтобы пересмотреть кадровую базу предприятия для высокой технологии производства, требуются высококвалифицированные специалисты.
2.2. Основные методологические принципы, заложенные в учетной политике. Характеристика методов управленческого учета предприятия
Так как отечественный учет финансовых результатов неразрывно связан с системой учета затрат на производство и калькулированием себестоимости продукции (работ, услуг), (что на западе является объектом управленческого учета), выделим те элементы методики учетной политики, которые оказывают непосредственное влияние на формирование себестоимости продукции (работ, услуг) и финансового результата от основной деятельности, выявляемого на счете 90 «Продажи».
Рассмотрим способы бухгалтерского учета, применяемые на исследуемом предприятии согласно Положению об учетной политике на 2010 год (см. табл.2).
Таблица 2
Способы бухгалтерского учета, применяемые в Типографии «Радуга»
Способ |
Используемый вариант | |
1 |
2 | |
Установление стоимостной границы между основными средствами и средствами труда в обороте |
Не относятся к основным средствам и учитываются в составе средств в обороте: а) предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости; б) предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного размера установленного законодательством РФ | |
Продолжение таблицы 2 | ||
1 |
2 | |
минимального размера месячной оплаты труда за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре) независимо от срока их полезного использования. | ||
Вариант оценки запасов и расчета фактической себестоимости отпущенных в производство материальных ресурсов |
Запасы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости, которая определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление. Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, производится методом оценки запасов по средней себестоимости, определяемой по окончании каждого месяца по каждой группе материальных запасов. | |
Вариант погашения стоимости ТМЦ |
Стоимость переданных в производство или эксплуатацию предметов, погашается организацией посредством начисления амортизации процентным способом (100% при передаче в эксплуатацию). Малоценные предметы стоимостью не более одной двадцатой лимита за единицу списываются в расход по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. | |
Порядок начисления износа (амортизации) по основным средствам |
Начисление амортизации объектов основных средств производится линейным способом по нормам. | |
Порядок начисления амортизации по нематериальным активам |
Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации, исходя из нормы 10% в год. | |
Перечень и порядок создания резервов предстоящих расходов и платежей |
Организация ежемесячно создает резерв на оплату отпусков работникам (счет 96) из расчета 11% от начисленного фонда заработной платы. | |
Порядок учета и финансирования ремонта основных производственных фондов |
Затраты на проведение ремонта производственных основных средств осуществляются по фактическим затратам и списываются на себестоимость текущего отчетного периода. | |
Оценка незавершенного производства на предприятиях массового и серийного производства |
Незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактической производственной себестоимости. Объем работ, выполненный соисполнителями, относится на себестоимость продукции (работ, услуг) по моменту предъявления актов выполненных работ. | |
Способ (база) распределения косвенных расходов между объектами калькулирования |
Общехозяйственные расходы, учитываемые на счете 26, ежемесячно списываются на счет 20 пропорционально основной заработной плате рабочих. | |
Вариант учета выпуска продукции |
Организация реализации продукции (работ, услуг) осуществляется по полностью выполненным работам (этапам) при поступлении оплаты от заказчика на расчетный счет с использованием счёта 90 «Продажи». | |
Оценка готовой продукции |
Готовая продукция учитывается по полной фактической себестоимости. |
Информация о работе Возможности оптимизации системы управленческого учета в Типографии «Радуга»