Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:33, реферат
В начале XX в. в США начал появляться управленческий учет как управление издержками, и до конца 30-х гг. эта система в основном и была направлена на управление издержками. В бывшем СССР данное направление внутрифирменного управления воплотилось во внутризаводский хозяйственный расчет. После кризиса в 1929 - 1932 гг. система управленческого учета в Америке начала приобретать несколько иной вид. Это было управление издержками, направленное на управление всей внутренней структурой предприятия.
Тема 16: Взаимосвязь бухгалтерского , управленческого и налогового учета
16.1. Управленческий учет
В начале XX в. в США начал появляться управленческий учет как управление издержками, и до конца 30-х гг. эта система в основном и была направлена на управление издержками. В бывшем СССР данное направление внутрифирменного управления воплотилось во внутризаводский хозяйственный расчет. После кризиса в 1929 - 1932 гг. система управленческого учета в Америке начала приобретать несколько иной вид. Это было управление издержками, направленное на управление всей внутренней структурой предприятия.
Управленческий учет - это внутрифирменное оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью, направленное на удовлетворение информационных потребностей менеджеров фирмы не обязательно самого высшего, а среднего уровня, которые и решают проблемы на крупном предприятии. Это достигается сопоставлением фактических результатов с расчетными. Управленческий учет формирует также довольно обширную информацию для обеспечения плановых управленческих решений, причем не только текущих, но и стратегически перспективных, поэтому его нельзя сводить только к системе учета. Информационная система внутрифирменного управления является конфиденциальной, независимой от системы публичного финансового учета и отчетности. Более того, правила составления публичной финансовой отчетности являются нормируемыми в централизованном порядке, причем обязательными для применения. Внутрифирменная информация регулируется только потребностями внутреннего управления.
Функции системы управленческого учета включают:
· планирование,
· организацию,
· учет и контроль,
· поощрения и компенсации,
· оценку эффективности деятельности менеджеров и персонала,
· координацию и обмен информацией.
Структура управленческого учета со временем претерпела весьма существенные изменения. Сначала, поскольку речь шла об управлении издержками, возникли такие структурные единицы, как места формирования текущих издержек. У нас до сих пор некоторые специалисты считают, что управленческий учет - это система управления издержками, хотя на самом деле это далеко не так.
Структура мест возникновения затрат (см. рис. 1) стала основой для формирования информационной планово-учетной и организационной модели любого предприятия. Но сейчас этот вопрос решается иначе, через так называемые центры ответственности. Центр ответственности - это не структурное подразделение, в котором возникают какие-то издержки или доходы и т.д., а структурная единица, которая возникает как результат децентрализации и делегирования ответственности от высших уровней управления к низш Если высший менеджмент не передаст свои функции и не делегирует часть ответственности и соответственно прав на более низкие уровни управления, то в принципе выделить центр ответственности невозможно.
На рис. 2 представлены центры ответственности, которые возможны на предприятии. Центры издержек как начальная стадия развития управленческого учета представляют собой только один вид. Есть и другие центры (например, центры доходов). Это значит, что данная структурная единица несет расходы, но они являются настолько несущественными, что контролировать их смысла нет, а доходы, которые центр формирует (например, служба маркетинга на предприятии), намного превышают те расходы, которые несет данный объект. Центры прибыли - это симбиоз центра издержек и центра доходов там, где можно это организовать.
Рассмотрим необходимые условия для создания, выделения центров ответственности. Среди них можно обозначить:
· формирование совокупности центров ответственности, которым делегирована определенная часть общей ответственности за издержки, доходы или прибыль, для создания иерархической системы центров ответственности, чтобы каждый нижний уровень (центр) был подотчетен соответствующему верхнему;
· определение круга ответственности. Оно не должно повторять функциональную структуру управления компании (предприятия), которая существует для иных целей; ее можно использовать только частично и там, где это целесообразно.
До принятия нового Плана счетов (утвержден Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) ожидалось, что все счета синтетического учета будут разделены на счета финансового, управленческого и забалансового учета, а также сгруппированы в разделы, классы, подклассы, что соответствует международной практике бухгалтерского учета. Очевидно, что новый План счетов бухгалтерского учета не полностью соответствует этим ожиданиям.
В управленческом учете развитых стран используется система стандарт-кост, основным элементом которой является использование нормативной (плановой) производственной себестоимости для расчета стоимости готовой продукции и незавершенного производства.
Согласно п.59 Положения
по ведению бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности в
РФ (Приказ Минфина России от 29.07.1998
№ 34н) готовая продукция и
Система «стандарт-кост» (Standard-cost) представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости с использованием нормативных (стандартных) затрат. В основе ее лежит принцип учета и контроля затрат в пределах установленных норм и нормативов и по отклонениям от них.
До начала производственного процесса проводится предварительное нормирование затрат. Как правило, нормативные затраты определяются по следующим статьям расходов:
· основные сырье и материалы;
· оплата труда основных производственных рабочих;
· накладные расходы.
Нормы расходов сырья и
материалов и нормы оплаты труда
основных производственных рабочих
исчисляются на единицу продукции.
Для расчета накладных расходов
составляются сметы, которые носят
постоянный характер. В случае значительных
колебаний объема производства, которые
могут привести к изменению величины
накладных расходов, составляются скользящие
сметы с разбивкой всех статей
накладных расходов на постоянные и
переменные элементы. Для переменной
части разрабатываются
В ходе осуществления производственной деятельности фиксируются все факты отклонений от нормативных показателей. На основе детального анализа причин отклонений разрабатываются управленческие решения по устранению этих причин. Одним из результатов может стать, в частности, уточнение самих стандартов.
Среди основных недостатков системы «стандарт-кост» можно выделить следующие.
1. Система зависима от
внешних условий. Изменения в
законодательстве, изменения цен
поставщиков, влияние фактора
инфляции осложняют расчет
2. Систему невозможно
применить на всех стадиях
жизненного цикла продукции.
3. Система не охватывает
качественных показателей
4. Отклонения от нормативных
затрат, показывающие превышение
фактических затрат над
Сфера применения данной системы
учета затрат достаточно широка, исключение
составляют предприятия с непостоянной
номенклатурой выпускаемой
Система «стандарт-кост» является продолжением нормативного метода учета затрат, но не является его аналогом. Обе системы предполагают учет полных затрат и учитывают затраты в пределах норм. В рамках нормативного метода отклонения от нормативных затрат включаются в себестоимость, тогда как в системе учета «стандарт-кост» сверхнормативные расходы относятся на финансовые результаты или на виновных лиц. При нормативном методе нормируются прямые затраты, а косвенные распределяются между объектами калькулирования индексным методом. В системе «стандарт-кост» стандарты разрабатываются для всех видов затрат, а также для доходов и некоторых производственных показателей.
Использование плановой (нормативной) себестоимости (с использованием счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)") для оценки готовой продукции шаг в сторону «стандарт-кост».
Оценка продукции по прямым статьям затрат предполагает применение на практике системы директ-костинг, т.е. разделение общих затрат по признаку взаимосвязи с производством (на постоянные и переменные) и калькулирование неполной, ограниченной себестоимости по носителям затрат (видам продукции, выполненным работам, оказанным услугам).
Система учета затрат "директ-костинг" (Direct-costing) представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости, согласно которой только переменные производственные затраты включаются в себестоимость продукции и в оценку конечных запасов, а постоянные затраты в общей сумме относятся на финансовый результат деятельности и не разносятся по видам продукции. Основным понятием данной системы учета затрат является понятие маржинального дохода, который представляет собой доход, полученный предприятием после возмещения всех переменных затрат. Классификация затрат на переменные и постоянные - главный принцип операционного анализа, который представляет собой основной инструмент оперативного планирования на предприятии и служит поиску оптимальных комбинаций между переменными издержками на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Анализ позволяет найти точку равновесия (точку безубыточности), в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам. Продажи ниже точки безубыточности влекут для предприятия потери.
В российской практике указанная классификация затрат для целей проведения операционного анализа не слишком распространена.
Применение операционного анализа имеет ряд ограничений:
· предприятие должно либо производить один продукт, либо иметь ограниченный ассортимент продукции;
· размер постоянных затрат и цены на продукцию должны быть фиксированными в течение времени осуществления анализа;
· должна существовать возможность классификации затрат на переменные и постоянные по единому критерию;
· в идеальном случае объем производства должен быть равен объему продаж.
Основные преимущества указанной системы:
· установление взаимосвязи между объемом производства, величиной затрат и прибылью;
· определение точки безубыточности, т.е. минимального объема производства, при котором предприятие не получит убытка;
· возможность применения более гибкой системы ценообразования и установление нижней цены единицы продукции, что особенно эффективно при неполной загрузке производственных мощностей и уменьшает затоваривание продукции на складе;
· упрощение расчета себестоимости (по сравнению с системой учета полных затрат), поскольку отсутствует процедура распределения постоянных расходов по видам продукции;
· возможность составления оптимальной производственной программы и плана сбыта продукции;
· возможность определить прибыль, которую приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции, что позволяет планировать цены и скидки на определенный объем продаж.
Однако система учета переменных затрат не лишена некоторых недостатков, среди которых:
· ведение учета затрат только по производственной себестоимости, что не отвечает требованиям российского законодательства в части формирования себестоимости;
· отсутствие информации о полной себестоимости единицы продукции.
При применении метода переменных затрат необходимо помнить, что он предназначен главным образом для расчета минимальной цены единицы продукции. Если же использовать этот метод для проведения политики сниженных цен (т.е. не для дозагрузки производственных мощностей, а для достижения привилегированного положения на рынке), то в случае демпинга (политики сниженных цен) возникает вероятность того, что часть постоянных затрат не будет покрыта маржинальным доходом и предприятие попадет в зону убытков.
Управленческий учет для решения некоторых задач может использовать данные финансового учета. В свою очередь управленческий учет через свою подсистему производственного учета участвует в расчете показателей себестоимости, остатков НЗП, готовой продукции, необходимых для финансового и налогового учета.
Бухгалтерские счета, применяемые в обособленной системе для управленческого аналитического учета, как свидетельствует наш опыт внедрения управленческого учета:
- создают завершенную
информационную структуру,
Информация о работе Взаимосвязь бухгалтерского , управленческого и налогового учета