Затраты организации: их поведение, учет и классификация для контроля и регулирования деятельности центров ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить затраты организации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение затрат организации;
2. Изучить поведение затрат;
3. Рассмотреть учет затрат по центрам ответственности;

Содержание работы

1 Поведение затрат 4
1.1 Постоянные затраты 7
1.2 Переменные затраты 11
1.3 Смешанные затраты 15
2 Контроль затрат 24
2.1 Учет затрат по центрам ответственности 24
2.2 Классификация затрат по центрам ответственности 30
Заключение 32
Библиографический список 33

Файлы: 1 файл

Курсовая_УправлУчет.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНАЯ  НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  КООПЕРАЦИИ»

СЫКТЫВКАРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по  дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»

 

на  тему: Затраты организации: их поведение, учет и классификация для контроля и регулирования деятельности центров ответственности

 

 

 

 

 

 

Выполнила:  

 

Проверила: Левина И.В., к.э.н., доцент

 

 

 

 

Сыктывкар 2013

Оглавление 
 

Введение

В настоящее  время хозяйствующие субъекты задействуют  различные методы организации сбора  и группировки информации о расходах в зависимости от масштаба бизнеса, разнообразия бизнес-процессов, имеющих место на предприятии, и т.п. Это, конечно, имеет свое отражение и в технологии учета расходов в рамках бухгалтерского и управленческого учета.

Так, важным элементом  системы управленческого учета является учет расходов по центрам ответственности. Рассмотрение этого аспекта необходимо для понимания организационных моментов построения системы бюджетирования на предприятии, что является актуальным направлением планово-финансовой деятельности в современных компаниях.

Впервые концепцию  учета по центрам ответственности  выдвинул американский ученый Джон Хиггинс  в 1952 г.: "Каждую структурную единицу  предприятия обременяют только те доходы и расходы, за которые она может  отвечать и которые контролирует".

Процесс систематизации знаний, развития учета по центрам  ответственности, его распространения  и применения в российских коммерческих организациях в соответствии с международным  опытом и его адаптация к условиям функционирования отечественных компаний занимают период с начала 1990-х гг. по настоящее время [9, с. 2].

Цель курсовой работы – изучить затраты организации.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение затрат организации;

2. Изучить поведение затрат;

3. Рассмотреть учет затрат по центрам ответственности;

4. Определить классификацию затрат по центрам ответственности.

Объектом исследования курсовой работы является поведение затрат и контроль над затратами организации.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка.

 

1 Поведение затрат

Учет затрат и исчисление (калькулирование) себестоимости каждого вида выпускаемой  предприятием продукции (работ, услуг) являются одной из ключевых проблем  управленческого учета по ряду причин, включая следующие:

- знание  себестоимости продукции необходимо  для того, чтобы производить в  финансовом учете оценку остатков  незавершенного производства и  готовой продукции, а также  определять себестоимость проданной  продукции и, как следствие, прибыль от продаж;

- уровень  себестоимости единицы продукции  является весьма важным фактором  формирования ценовой и ассортиментной  политики предприятия;

- контроль  за себестоимостью и выявление  путей ее снижения представляют  собой одно из основных направлений повышения эффективности деятельности компании.

Система учета производственных затрат и  калькулирования себестоимости  продукции организуется на каждом предприятии  по-разному в зависимости от выбора объектов учета затрат - признаков, согласно которым производят группировку производственных расходов для целей управления себестоимостью. Для того чтобы эффективно управлять затратами, как правило, необходимо иметь данные для контроля по направлениям затрат, по местам их возникновения и по носителям затрат. При этом под местами возникновения затрат понимаются структурные подразделения предприятия, в которых происходит первоначальное потребление ресурсов (например, цех, участок, бригада, стадия, процесс и т.д.), а носителями затрат являются виды продукции (работ, услуг), выпускаемой (выполняемых, оказываемых) данной организацией. Кроме того, различают различные виды затрат в зависимости от целей их учета [17].

Одной из важнейших классификаций, наиболее широко применяемых при  обосновании большого круга управленческих решений, является деление затрат на переменные и постоянные. Именно она лежит в основе системы "директ-костинг" и маржинального анализа (CVP-анализа).

Эта классификация основана на изучении специфики поведения различных  видов затрат в зависимости от изменения деловой активности (объемов производства и продаж) организации. Понимание поведения затрат является, пожалуй, основным условием для успешного и эффективного управления предприятием: затратами, прибылью, производством, продажами...[18].

Пожалуй, любой руководитель, менеджер, бухгалтер да и просто здравомыслящий человек, не имеющий экономического образования, легко ответит на вопрос, что же происходит с затратами, если фирма увеличивает объем производства.

Безусловно, затраты тоже увеличиваются. Сложно представить себе фирму, которая может расшириться, сократив при этом общую сумму расходов.

Однако тот же здравый смысл - или обширная практика и богатый  жизненный опыт - подсказывает, что  затраты не будут изменяться строго пропорционально изменению объемов производства.

Если фирма решает удвоить объем  продаж, вряд ли расходы вырастут ровно  в два раза - хотя, безусловно, они  именно вырастут, а не сократятся. И  наоборот, если по каким-то причинам объем  производства уменьшится вдвое, расходы  не сократятся строго напополам.

И причина заключается прежде всего  в том, что разные виды затрат ведут  себя по-разному [18].

Чтобы "измерять" поведение затрат, можно использовать довольно простой  показатель - коэффициент реагирования затрат. Он соизмеряет то, насколько изменилась та или иная разновидность затрат, с тем, как при этом изменился объем производства (продаж).

В числителе коэффициента отражается, на сколько процентов изменилась - выросла или сократилась - сумма  затрат (Z), а в знаменателе - соответствующее процентное изменение объема производства (Q):

Крз = ∆Z / ∆Q                                                             (1)

Безусловно, в подавляющем большинстве случаев данный коэффициент не станет отрицательным, ведь общая сумма затрат обычно не сокращается при увеличении объема производства (продаж).

Коэффициент вполне может быть равен  нулю. Такая ситуация характерна для  постоянных расходов.

Если же значение коэффициента больше нуля, мы имеем дело с переменными  расходами. Причем тут можно разграничить три их разновидности - пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные (рисунок 1).

 

Классификация затрат в зависимости  от их поведения

 

          Классификация  затрат по отношению к объему  производства

                           (деловой активности)

   ┌─────────────────────────────────┴────────────────────────────────┐

  \│/                                                                \│/

переменные                                                       постоянные

(К   > 0)                                                        (К   = 0)

   рз                                                               рз

├──> переменные

│     (К   = 1)

│       рз

├──> переменные

│     (К   > 1)

│       рз

└──> переменные

    0 < (К   < 1)

          рз

 

Рисунок 1

 

Рассмотрим особенности поведения каждого вида затрат подробнее, ведь понимание этого важного вопроса позволяет правильно рассматривать и оценивать ситуацию при принятии большого числа управленческих решений [18].

 

1.1 Постоянные затраты

У постоянных расходов коэффициент реагирования равен нулю.

Специфика постоянных расходов заключается в том, что в общей сумме они не зависят от объема производства и остаются неизменными в течение отчетного периода. Примерами постоянных затрат являются арендная плата, амортизация основных средств, расходы на рекламу, охрану и т.д.

Иными словами, общая сумма постоянных расходов обычно не зависит от того, сколько именно и какой продукции  выпустит фирма в данном месяце.

Например, если компания арендовала помещение  под производственный цех или торговую точку, ей придется каждый месяц вносить оговоренную арендную плату, даже если в одном из месяцев совсем ничего не будет произведено или продано, но, с другой стороны, если в этом помещении будут работать круглосуточно, а не по восемь часов в день, арендная плата от этого выше не станет.

Аналогичным образом когда дают рекламу - безусловно, цель в том, чтобы  продавать больше продукции, но сумма  расходов на рекламу (например, стоимость  услуг рекламного агентства, стоимость  размещения рекламы на телевидении или в газете и т.д.) напрямую от количества проданной в текущем месяце продукции зависеть не будет.

Учитывая вышеизложенное, в наиболее упрощенном виде - который, кстати, часто  используется в анализе как основа для обоснования краткосрочных управленческих решений - совокупные постоянные затраты можно представить графически в виде прямой линии, параллельной оси абсцисс, на которой мы будем указывать объем производства (продаж), то есть количество производимой (реализуемой) продукции, работ или услуг (Q).

Причем эта линия начинается с оси ординат - иными словами, даже при нулевом объеме производства и продаж (если совсем ничего пока не произведено и не продано) фирма  все равно несет эти постоянные затраты. Например, если индивидуальный предприниматель уже арендовал помещение под свое маленькое ателье и въехал в него в марте 2011 г., но за этот месяц не получил пока ни одного заказа, ему все равно придется оплатить аренду за март месяц.

Но что происходит, когда объем  производства начинает увеличиваться?

Предположим, что предприниматель  в марте выполнил один заказ - например, пошил один костюм. При подсчете себестоимости данного одного костюма  он будет вынужден включить в нее  всю сумму арендной платы за месяц. Конечно, вряд ли он найдет клиента, который готов будет оплатить свой заказ с учетом такой себестоимости, и в текущем месяце у предпринимателя будет убыток. Но суть ясна - если объем производства равен единице, то вся сумма постоянных затрат "оседает" в этом одном изделии.

Теперь допустим, что предпринимателю повезло больше, и за этот первый месяц работы он пошил не один, а два костюма. В этом случае, подсчитывая себестоимость своей продукции, он разделит постоянные затраты пополам между двумя изделиями. И, безусловно, себестоимость каждого костюма резко уменьшится.

Если предприниматель пошьет четыре костюма, постоянные затраты будут  разделены на четыре части, что приведет к дальнейшему снижению себестоимости  единицы продукции. Но это снижение будет уже не таким резким.

А вот если говорить о разнице в распределении затрат на 99 и 100 костюмов, снижение себестоимости за счет увеличения объема производства в такой ситуации будет уже ничтожно малым.

Таким образом, динамику поведения  постоянных затрат - в общей сумме (совокупных) и в расчете на единицу продукции (удельных) - можно представить графически следующим образом (рисунок 2):

 

Динамика постоянных затрат организации

 

Z /│\                                    Z /│\.

   │                                        │

   │                                        │ .

   │                                        │

   │                                        │   .

   │...........................             │

   │                                        │     .

   │                                        │       .

   │                                        │           .

   │                                        │                 .    .   .

   └───────────────────────────> Q          └───────────────────────────> Q

   совокупные постоянные  затраты             удельные постоянные затраты

 

Рисунок 2

 

Как видим, удельные постоянные затраты  будут максимальными при объеме производства, равном единице, затем  сократятся в два раза при первом удвоении объема производства (с одной  до двух единиц), потом сократятся еще и далее будут бесконечно стремиться к нулю, но, конечно, в ноль так никогда и не обратятся.

 

Ступенчатое поведение

Безусловно, представление постоянных затрат в виде прямой линии - это  весьма существенное упрощение.

Во-первых, с течением времени (t) все затраты имеют свойство повышаться. Увеличивается арендная плата. Повышаются тарифы на электроэнергию и коммунальные платежи. Компании индексируют заработную плату работников, в том числе и управленческого персонала. Как правило, такие повышения приводят не к постоянному, а к ступенчатому росту постоянных затрат. Например, в течение одного календарного года ежемесячные затраты (арендная плата, коммунальные платежи и т.д.) сохраняются на одном уровне, а с нового года они увеличиваются и впредь в течение каждого месяца этого года вновь сохраняются на одном - теперь уже повышенном - уровне.

Информация о работе Затраты организации: их поведение, учет и классификация для контроля и регулирования деятельности центров ответственности