Затраты организации: их поведение, учет и классификация для контроля и регулирования деятельности центров ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить затраты организации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение затрат организации;
2. Изучить поведение затрат;
3. Рассмотреть учет затрат по центрам ответственности;

Содержание работы

1 Поведение затрат 4
1.1 Постоянные затраты 7
1.2 Переменные затраты 11
1.3 Смешанные затраты 15
2 Контроль затрат 24
2.1 Учет затрат по центрам ответственности 24
2.2 Классификация затрат по центрам ответственности 30
Заключение 32
Библиографический список 33

Файлы: 1 файл

Курсовая_УправлУчет.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 3

Расчеты между  центрами ответственности и отражение  операций

на счетах бухгалтерского учета

 
N  
п/п

 
   Содержание хозяйственной  операции 

Корреспонденция 
     счетов   

  Основание,   
   документ  

     дебет    

    кредит   

 
1.

Куплены материальные ценности (работы, 
услуги) у другого центра               
ответственности                      

 
10, 23

 
   78 

 
Чеки-накладные

 
2.

Списаны материальные ценности,         
стоимость работ, услуг на затраты      
центра ответственности               

 
   20 

 
10, 23

   Документы   
   по учету    
    затрат   

 
3.

Оплата стоимости  купленных             
материальных ценностей, работ и услуг  
с субсчета данного центра              
ответственности                      

 
   78 

 
   51 

 
     Авизо   

 
4.

Отпущены (реализованы) материальные    
ценности другим центрам                
ответственности                      

 
   78 

 
10, 43

 
Чеки-накладные

 
5.

Зачисление  стоимости проданных         
материальных ценностей на субсчет      
данного центра ответственности       

 
   51 

 
   78 

 
     Авизо   

 
6.

Выявлен финансовый результат центра    
ответственности                      

 
   78 

 
   92 

    Расчет     
бухгалтерии,  
    справка    
  бухгалтерии


 

Направления совершенствования учета в центрах ответственности.

Для процедуры контроля деятельности сегментов организации необходимо усовершенствовать саму процедуру  учета в следующих приоритетных направлениях:

1) совершенствование первичного  учета затрат в центрах ответственности;

2) совершенствование форм отчетности  центров ответственности.

Первичный учет представляет собой  начальную стадию системного восприятия и регистрации отдельных операций, характеризующих хозяйственные  процессы и явления, происходящие на предприятии.

Первичная документация является первоначальным базовым источником информации о  затратах на производство продукции. От того, насколько полно и достоверно сформулирована информация в первичных  документах, будет зависеть состав информационной базы для принятия управленческих решений. Все документы содержат исчерпывающий перечень реквизитов, установленных Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, и являются единой и типовой документацией для всех видов учета. Поэтому нет необходимости вводить специальную первичную документацию. Важно ее приспособить к требованиям управленческого учета и контроля, так как в системе управленческого учета информация о затратах должна формироваться в ином качестве.

В первую очередь учет затрат по центрам  ответственности предполагает формирование качественной и количественной информации о затратах с целью контроля и  анализа отклонений, вследствие чего все первичные документы, составляемые в центрах ответственности, должны содержать информацию о фактических и нормативных затратах, что позволит определять отклонения фактических данных от нормативных и использовать эти показатели в дальнейшем для регулирования и оперативного управления себестоимостью.

При проведении оперативного анализа  отклонений фактических затрат от нормативных  и оценки результатов деятельности центров ответственности важно  выделить контролируемые и неконтролируемые отклонения. Поэтому совершенствование  форм первичных документов является необходимым этапом при разработке и внедрении системы управленческого учета по центрам ответственности.

Еще одним приоритетным направлением совершенствования учета по центрам  ответственности является совершенствование  форм отчетности центров ответственности. Таким образом, для того чтобы организовать учет затрат по центрам ответственности, необходима разработка системы внутрихозяйственной сегментарной отчетности, которая обеспечит руководство подразделений, бухгалтерскую службу и администрацию хозяйства информацией для текущего контроля и анализа деятельности подразделений.

При организации учета по центрам  ответственности полученная продукция  оценивается по внутрихозяйственным (трансфертным) ценам, поэтому важное значение имеет разработка методологии трансфертного ценообразования как инструмента оценки деятельности центров ответственности. Использование трансфертных цен в данном случае создает предпосылки для определения вклада каждого подразделения в результат деятельности организации в целом и способствует возникновению заинтересованности и в то же время ответственности работников подразделений в результатах производства.

При использовании методики учета  по центрам ответственности с  применением трансфертного ценообразования  возникает проблема разработки методики расчета трансфертных цен.

В настоящее время одни авторы предлагают использовать в качестве трансфертной цены показатель переменной себестоимости, другие отмечают, что в качестве трансфертной цены необходимо использовать полную или производственную себестоимость, третьи предлагают использовать в качестве базы рыночные цены. Проблема в данном случае заключается в установлении наиболее справедливой цены, на основании которой будет составляться отчетность, показатели которой будут наиболее реально отражать результаты деятельности каждого первичного подразделения предприятия [12].

 

2.2 Классификация затрат по центрам ответственности

Если в организации используется попроцессный метод учета затрат, то имеет смысл выделять центры затрат как отдельные технологические звенья. При использовании попередельного метода учета затрат выделяют все имеющиеся переделы в качестве отдельных центров затрат. При позаказном методе центры затрат формируются как отдельный заказ, выполняемый организацией. При нормативном методе центром затрат может выступать отдельная норма, а может нормативная карта, в которой накапливаются нормативные расходы.

В каждом центре ответственности вводится дополнительная классификация затрат для уточнения места возникновения  затрат. При этом возникают следующие виды затрат:

1) подконтрольные;

2) неподконтрольные;

3) достоверные;

4) изменяемые;

5) неизбежные (обязательные).

Профессор А.Д. Шеремет определяет подконтрольные затраты как "затраты, на которые существенное воздействие  может оказывать менеджер центра ответственности. Способность контролировать затраты зависит от условий конкретного центра ответственности. Подконтрольность по большей части предполагает существенное влияние, а не полное".

Чаще всего руководители могут  влиять на величину трудозатрат, время простоя, скорость и эффективность выполнения работы, установление трудосберегающего оборудования и т.д.

Если рассматривать предприятие  как единое целое, каждая система  затрат оказывается подконтрольной: затраты любого подразделения можно ликвидировать, закрыв его; закупать комплектующие, а не производить самим, и т.д.

По отношению к центру ответственности  все статьи затрат можно разделить  на прямые и косвенные. Косвенные  затраты неподконтрольны центру ответственности, так как "выделяются" ему сверху. Центру ответственности подконтрольны прямые затраты, однако не все (например, амортизация оборудования, арендная плата и т.п.).

Не всегда подконтрольные затраты  идентичны переменным расходам. Некоторые  из них являются постоянными, но подконтрольными (заработная плата контролеров, электроэнергия, отопление).

Неподконтрольные затраты могут  быть преобразованы в подконтрольные:

- изменением базы определения  себестоимости (вместо плановой  берут иную величину);

- путем изменения уровня ответственности за принятие решения.

Значительную часть косвенных  расходов можно превратить в подконтрольные. Например, для контроля за расходом электроэнергии и воды вместо одного счетчика устанавливают счетчики в  каждом подразделении. Техническое  обслуживание оборудования может быть косвенным расходом, т.е. неподконтрольным и прямым, и подконтрольным, если плата взимается за каждый час работы техника.

На децентрализованном предприятии  большая часть затрат подконтрольна  нижестоящим центрам ответственности. При хорошей системе управленческого контроля высшее руководство может делегировать свои полномочия подчиненным, которые лучше разбираются в обстановке на местах.

Достоверные затраты - это такие  затраты, которые можно достоверно оценить, например прямые материальные затраты.

Изменяемые затраты - это такие  затраты, величина которых меняется по решению менеджера центра ответственности. Примерами могут служить расходы  на НИОКР, рекламу, социальные нужды, благотворительность, бухгалтерию и т.п.

Неизбежные, или обязательные затраты - это затраты, связанные с последствиями ранее заключенных соглашений, обязательств, например жалованье менеджеров по трудовым контрактам и амортизация основных средств. В краткосрочной перспективе эти затраты неподконтрольны.

Таким образом, управленческий контроль отслеживает деятельность выделенных центров ответственности путем контроля за тремя основными видами издержек: подконтрольными затратами, достоверными затратами и изменяемыми затратами. При пересмотре стратегии предприятия управленческий контроль выделяет в качестве своего объекта дополнительно неподконтрольные затраты, а также неизбежные затраты [14, с. 20].

 

Заключение

Таким образом, организация учета  затрат по центрам ответственности – это определенная концепция учета затрат, основанная на оперативном контроле с целью выявления и устранения возникающих в процессе осуществления деятельности отклонений и в которой предусмотрена ответственность за конкретным лицом.

Сущность учета по центрам ответственности  состоит в закреплении расходов и доходов за руководителями различных рангов, с тем чтобы осуществлять систематический контроль за деятельностью каждого ответственного лица. Причем руководитель центра ответственности несет ответственность за процесс формирования этих показателей. Деятельность каждого центра ответственности оценивается эффективностью его функционирования.

Цель организации учета по центрам  финансовой ответственности - соотнесение (увязка) величины понесенных расходов со сферой деятельности руководителя соответствующего подразделения для возможности оценки целесообразности расходования средств, качества руководства работой подразделения, степени мотивации сотрудников.

Задачи и преимущества организации  учета по центрам финансовой ответственности:

− большая детализация затрат − возможность более точного распределения расходов по объектам калькулирования, обеспечение достоверности калькулирования в целом;

− усиление контроля за расходами - выполнение задач бюджетирования;

− повышение точности калькулирования − деление производственных подразделений (цехов, участков) на много центров ответственности по расходам позволяет более точно распределять косвенные расходы, особенно по содержанию и эксплуатации оборудования, это дает возможность при необходимости относить данные расходы на аналитические счета этих центров прямым путем;

− оптимизация учетной работы − возможность работы с одинаковыми калькуляциями и нормативами и их унифицированными сводными формами при выделении центров ответственности по принципу сходства структуры затрат (например, объединив в одну структуру несколько идентичных единиц технологического оборудования).

 

Библиографический список

1. О бухгалтерском  учете [Электронный ресурс] : федер.  закон : [от 06.12.2011№ 402-ФЗ] // СПС КонсультантПлюс : ВерсияПроф.

2. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций [Электронный ресурс] : приказ Минфина РФ: [от 31.10.2000 г. N 94н] (ред. от 08.11.2010 г.) // СПС КонсультантПлюс : ВерсияПроф.

3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 [Электронный ресурс] : приказ Минфина РФ: [от 06.05.1999 г. N 33н] (ред. от 27.04.2012 г.) // СПС КонсультантПлюс : ВерсияПроф.

4.  Об утверждении Методических положений по планированию, учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и калькулированию себестоимости продукции (работ и услуг) на предприятиях химического комплекса запасов [Электронный ресурс] : приказ Минпромнауки РФ : [от 04.01.2003 N 2] (ред. от 10.07.2003 г.) // СПС КонсультантПлюс : ВерсияПроф.

5. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в молочном и мясном скотоводстве [Электронный ресурс] : (утв. Минсельхозом РФ) // СПС КонсультантПлюс : ВерсияПроф.

6. Вахрушева, О.Б. Бухгалтерский управленческий учет [Текст] : учебное пособие / О. Б. Вахрушева. – М. : Дашков и К, 2011. – 252 с.

7. Горевалова, М.Ю. Управленческий учет. Методы калькулирования себестоимости. [Электронный ресурс]  / М. Ю. Горелова («Статус-Кво 97», 2006) // СПС КонсультантПлюс : Бухгалтерская пресса и книги.

Информация о работе Затраты организации: их поведение, учет и классификация для контроля и регулирования деятельности центров ответственности