Акцизы. Методы расчета и уплаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности взимания акцизов в РФ;
2. Изучить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;

Содержание работы

Введение
1.Теоретические и правовые основы акцизов
1.1.История возникновения акцизов……………………………………………5
1.2.Экономическая сущность акцизного налогообложения………………..10
1.3.Нормативно-правовая база акцизов……………………………………...14
2.Анализ действующего механизма исчисления акцизов в России
2.1.Роль акцизов в бюджете…………………………………………………..18
2.2.Элементы акцизов и их характеристика…………………………………21
2.3.Определение налоговой базы акцизов…………………………………...26
2.4.Порядок исчисления и уплаты налога……………………………………28
3.Перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов
3.1.Зарубежный опыт исчисления акцизов и возможности его применения в РФ………………………………………………………………………………….34
3.2.Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов……………………………………………………38
Выводы и предложения
Список литературы……………………………………………………………….44
Приложение……………………………………………………………………….46

Файлы: 1 файл

курсовая работа-акцизы.docx

— 90.70 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра «Финансы, инвестиции и кредит»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Налоги  и налогообложение»

на тему:

«Акцизы. Методы расчета и уплаты»

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса

группы Ф-391

экономического ф-та

спец.080105.65

«Финансы и кредит»

Яковлева К.В

Проверила:

д.э.н.,профессор

Докальская В.К.

 

 

 

Орел-2012

Содержание

Введение

1.Теоретические и правовые  основы акцизов

   1.1.История возникновения  акцизов……………………………………………5

   1.2.Экономическая  сущность акцизного налогообложения………………..10

   1.3.Нормативно-правовая  база акцизов……………………………………...14

2.Анализ действующего механизма исчисления акцизов в России

   2.1.Роль акцизов  в бюджете…………………………………………………..18

   2.2.Элементы акцизов  и их характеристика…………………………………21

   2.3.Определение налоговой базы акцизов…………………………………...26

   2.4.Порядок исчисления и уплаты налога……………………………………28

3.Перспективы развития  действующего механизма исчисления  и уплаты акцизов

   3.1.Зарубежный опыт  исчисления акцизов и возможности  его применения в РФ………………………………………………………………………………….34

   3.2.Основные  направления совершенствования  действующего порядка исчисления  и уплаты акцизов……………………………………………………38

Выводы и предложения

Список  литературы……………………………………………………………….44

Приложение……………………………………………………………………….46

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Акцизы - вид косвенных  налогов на товары преимущественно  массового потребления. Сумма акциза включается в цену товара и тариф.

В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую  роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления  подакцизных товаров (в основном социально-вредных товаров) и регулирования спроса и предложения товаров.

Становление современной  российской налоговой системы, создание нормативно-правовой основы ее функционирования, а также процесс активного  законотворчества в сфере налогообложения, развивающийся в Российской Федерации  в течение последних нескольких лет, вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений.

Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных способов налоговых  изъятий в виде акцизов, требует  исследования сущности этих налоговых  платежей, обусловленной единством  экономической и правовой природы косвенных налогов.

Принятие Налогового кодекса  Российской Федерации заложило фундаментальную  основу правового регулирования  налоговых отношений в России. В соответствии с положениями  Налогового кодекса принят также  ряд подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам уплаты акцизов.

Вместе с тем, анализ действующего законодательства о налогах и  сборах и правоприменительной практики позволяет выявлять негативные тенденции  процесса нормативного регулирования  налоговых отношений и разрабатывать комплекс мер, способствующих повышению качества правового регламентирования вопросов исчисления и взимания акцизов.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что акцизы являются важным источником налоговых  поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста.

Предмет исследования - действующий механизм исчисления и уплаты акцизов.

Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

    1. Проанализировать особенности взимания акцизов в РФ;
    2. Изучить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;
    3. Исследовать основные элементы акциза, выделить особенности механизма исчисления и взимания акцизов по отдельным видам подакцизных товаров;
    4. Проанализировать структуру налоговой базы акцизов, правила их

     исчисления и изменения налоговых ставок;

    1. Изучить роль акцизов в формировании бюджета России.

В качестве основных методов  в работе использовалось изучение и  анализ Налогового Кодекса РФ, инструкций и приказов Министерства по налогам  и сборам РФ по вопросам акцизного  налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АКЦИЗОВ

1.1.История возникновения  акцизов

 

С момента возникновения  государства перед обществом  встал важнейший вопрос поиска источников формирования государственной казны.

В ходе исторического развития государства методы изъятия доходов  на его функционирование изменялись от натуральных сборов до денежных платежей, регулярно, принудительно, индивидуально, безвозмездно взимаемых в прямой либо косвенной форме, получивших название налогов.

Основная  причина широкого распространения  акцизов со времен глубокой древности  и до наших дней обусловлена их ощутимыми фискальными выгодами и высокой скоростью их получения. [9]

Акцизы были известны еще  в Римской империи: налог с  оборота по ставкам от 1 до 10%, особый налог с оборота при торговле рабами (4%) и налог на освобождение рабов (5% их рыночной стоимости).

В России неким предшественником акциза можно считать так называемый винный откуп. Развитие откупной системы  относится к XV - XVI вв.

Винные откупа являлись системой взимания казной дохода от реализации (продажи) алкогольных напитков. Основу винных откупов составлял кабак "на откупу", при прекращении  откупщиком своей деятельности этот же кабак возглавлял "на вере" выборный либо назначаемый кабацким головой "целовальник". На каждый кабак, приписанный к определенной территории, фискальные органы распределяли доходную разверстку, которую население  обязано было выполнять.

В Российской империи под  акцизом подразумевался косвенный  налог только на предметы внутреннего  производства, выделываемые и продаваемые  частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система  была тесно связана с системами  государственных монополий и  таможенными пошлинами. В отличие  от современных систем акцизного  обложения до 1917 г. в России акцизами не облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами.[17]

В государственном бюджете  Российской империи в 1890 г. на долю косвенных налогов приходилось 475 млн. рублей, или 45,4% всех доходов.

Главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии  и акцизы на алкогольную продукцию. В 1906 г. по этим статьям поступило 394 млн. рублей. Значительная сумма в том же году была получена от акцизов на сахар - 92 млн. рублей, табак - 49 млн. рублей, керосин - 27 млн. рублей. Доход от таможенных пошлин составил около 213 млн. рублей. Для сравнения, прямые налоги были собраны в сумме более 148 млн. рублей, что составляло лишь 7% всего бюджета государства.

В конце XIX - начале XX вв. объектами  акцизного обложения являлись:

1) свеклосахарное производство;

2) крепкие напитки; 

3) табак; 

4) осветительные нефтяные масла;

5) зажигательные спички. [21]

До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли.

С 1852 г. появляются проекты, составляющие шаг к переходу к акцизной системе, но препятствием к приведению их в исполнение явилась Крымская война.

В течение 1875 - 1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной  налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги.

По Уставу о питейном сборе 4 июля 1861 г. сбор с крепких напитков состоял из патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены:

1) спирт и вино, выкуренные  из разного рода хлеба, картофеля,  свекловицы, свеклосахарных остатков  и других припасов;

2) спирт, выкуренный из  винограда и других ягод и  фруктов, и так называемые пейсаховые  водки; 

3) портер, пиво всех родов  и мед; 

4) брага, приготовляемая  на особо устроенных заводах.  [17]

Не подлежали обложению:

1) спирт и вино, вывозимые  за границу; 

2) виноградное вино, уксус  и медовый квас;

3) изделия из оплаченного  акцизом вина, не принадлежащие к напиткам;

4) осветительный спирт; 

5) еврейское изюмное (розенковое) вино.

Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирта из подвалов в продажу.

Каждый вид подакцизных  напитков мог приготовляться только на особых заводах, которые должны были устраиваться отдельно один от другого  и не иметь никакой связи как  между собой, так и с заводами, выделывающими из спирта и вина другие высших сортов напитки или иные изделия (хлебные водки, лак, политуру и проч.). Право винокурения было предоставлено  каждому, но устройство винокуренных заводов  должно было соответствовать специальным  условиям.

Повсеместно, за исключением  губерний Иркутской, Енисейской и Якутской области, до начала винокурения заводчик должен был взять патент и уплатить патентный сбор в размере 6 коп. с  каждого ведра емкости действовавших  на заводе квасильных чанов. В вышеперечисленных  губерниях взимался сбор в размере 7,5 копеек.

Также патентный сбор взимался: с заведений для приготовления  прессованных дрожжей; с заводов, выделывающих фруктовый и виноградный спирт; с пивоваренных заводов; с медоваренных заводов; с водочных и спиртоочистительных  заводов; с заводов, выделывающих лак, политуру, духи и осветительную жидкость; с заводов, выделывающих пейсаховую водку.

Акциз со спирта, вина и водки из свеклосахарных остатков, медовой пены и восковой воды исчислялся по содержанию в них безводного спирта и взимался в казну по мере их продажи в размере 9,25 коп. с градуса по металлическому спиртометру (с 0,01 ведра безводного спирта). К концу 90-х гг. XIX в. акциз взимался по 10 коп. с градуса или по 10 руб. с ведра безводного спирта.

Акциз с водки из сырых продуктов, пива, портера, меда и браги исчислялся с ведра емкости кубов за день действия завода (от 25 до 41 коп.). Акциз вносился за время действия завода не менее чем за семь дней производства.

Сбор налогов возлагался на Департамент податей и сборов при Министерстве финансов, который  в 1863 г. был разделен на два самостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Непосредственно налогообложением занимались казенные палаты, входившие в систему Министерства финансов, и образуемые при них губернские податные присутствия. Исходя из необходимости осуществления постоянного податного надзора на местах, в 1885 г. был учрежден институт податных инспекторов при Казенной палате в количестве 500 человек, на которых и был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России.

В начале XX в. акциз на водку  и спирт занимал первое место  среди косвенных налогов. С 1900 г. его размер стал зависеть от процентного содержания спирта в ведре напитка и составлял 11 копеек за градус. [14]

Акцизы по другим товарам  также были выражены в определенных денежных суммах: акциз на сахар  уплачивался в размере 1,75 руб. за пуд; на табак - в зависимости от сорта - от 23 коп. до 1,50 руб. за фунт; на нефтяные продукты и керосин - от 30 до 40 коп. за пуд; на спички - полкопейки с помещений от 75 до 150 спичек и 3/4 копейки с помещений от 150 до 225 спичек.

В России высокую фискальную роль косвенных налогов в формировании бюджета характеризуют следующие  данные.

В XVII - XVIII вв. государственная  казна формировалась за счет косвенных налогов на 40 - 50%; к концу XIX в. доля косвенных налогов в бюджетных доходах превысила 58%; в начале ХХ в. поступления от косвенного обложения превышали доходы от прямого (без учета пошлин) в 5,6 раза, составив 84,8% в структуре государственных доходов.

Еще в XVII в. и в первой половине XVIII в. наряду с винными откупами существовала винная монополия, представлявшая собой исключительное право государства  на производство, переработку, продажу, а также ввоз спирта (винная монополия) или на его продажу (частичная  монополия). В России монополия была частичной. Окончательно винная монополия  утвердилась "Положением о казенной продаже питей" (1894 - 1909). Винный акциз  предполагал две нормы выхода из пуда ржи - 32 и 34 градуса безводного спирта. Производитель сам выбирал  норму и при низшей получал  без акциза в свое распоряжение половину перекура, т.е. выхода сверх нормы, при  высшей - весь перекур. С улучшением техники перекур повышался, и, таким  образом, винный акциз отвечал как  фискальным интересам государства, так и интересам производителей. В 1880 г. плата за перекур была отменена, а вместо нее введено безакцизное отчисление в пользу заводчика в размере от 1,5% до 2% выкуренного спирта, т.е. обратно пропорциональное количеству выкурки. Безакцизные отчисления выплачивались производителю деньгами непосредственно из государственной казны.[14]

Информация о работе Акцизы. Методы расчета и уплаты