Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:02, курсовая работа
Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности взимания акцизов в РФ;
2. Изучить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;
Введение
1.Теоретические и правовые основы акцизов
1.1.История возникновения акцизов……………………………………………5
1.2.Экономическая сущность акцизного налогообложения………………..10
1.3.Нормативно-правовая база акцизов……………………………………...14
2.Анализ действующего механизма исчисления акцизов в России
2.1.Роль акцизов в бюджете…………………………………………………..18
2.2.Элементы акцизов и их характеристика…………………………………21
2.3.Определение налоговой базы акцизов…………………………………...26
2.4.Порядок исчисления и уплаты налога……………………………………28
3.Перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов
3.1.Зарубежный опыт исчисления акцизов и возможности его применения в РФ………………………………………………………………………………….34
3.2.Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов……………………………………………………38
Выводы и предложения
Список литературы……………………………………………………………….44
Приложение……………………………………………………………………….46
3) Определены особенности взимания акцизов при ввозе и вывозе подакцизных товаров таможенного союза.
В связи с тем, что с июля 2010 года Российская Федерация входит в Таможенный союз, скорректированы особенности взимания акцизов при ввозе и вывозе подакцизных товаров таможенного союза, установленные статьей 186 НК РФ. [5]
4) Установление налоговых ставок акцизов на 2011-2013 годы и увеличение их размера в отношении некоторых видов товаров (статья 193 НК РФ).
С 1 января 2011 года согласно внесенным в статью 193 НК РФ поправкам введены новые ставки акцизов по видам подакцизных товаров, установленные на 3 года вперед: 2011, 2012 и 2013 годы.
5) Введение авансового платежа акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции и возможности освобождения от его уплаты при предоставлении банковской гарантии, допускающей бесспорное списание со счета гаранта денежных средств (статья 194 НК РФ).
6) Регулирование правил вычетов сумм авансового платежа акцизов (статьи 200, 201 НК РФ).
В пункте 2 ст. 200 НК
РФ установлены особенности
2.ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ
2.1.Роль акцизов в бюджете
Структура доходов консолидированного
бюджета Российской Федерации характеризуется
высокой долей косвенных
Стабильность доходов
обуславливается высокой
По данным МНС России около четверти всех поступлений акцизов в бюджет РФ составляют акцизы на алкогольную продукцию (таблица 1). Основная их часть приходится на группу «спирт питьевой, водка и ликероводочные изделия», доля которых вместе со спиртом этиловым из пищевого сырья в общих налоговых поступлениях в консолидированный бюджет за последние 7 лет составляла не менее 1,8 %.[15]
Таблица 1 - Поступления акцизов в бюджет, млн.руб.
Наименование налогов и |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
В % к общему объему бюджета |
1,80% |
1,86% |
1,98% |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
119 538,9 |
137 977,4 |
159 283,0 |
в том числе: |
|||
Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья), производимый на территории Российской Федерации |
6 850,4 |
7 726,2 |
8 781,8 |
продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации |
6 216,6 |
6 841,8 |
7 589,0 |
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из всех видов сырья, за исключением пищевого, производимый на территории Российской Федерации |
633,8 |
884,4 |
1 192,8 |
Акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории Российской Федерации |
1 161,4 |
1 184,2 |
1 206,0 |
Акцизы на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации |
58 709,1 |
70 275,0 |
84 032,4 |
Акцизы на бензин, производимый на территории Российской Федерации |
38 380,9 |
42 733,9 |
47 518,8 |
Акцизы на автомобильный бензин, производимый на территории Российской Федерации |
38 380,9 |
42 464,4 |
46 674,6 |
Акцизы на прямогонный бензин, производимый на территории Российской Федерации |
0,0 |
269,5 |
844,2 |
Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, производимые на территории Российской Федерации |
1 319,0 |
1 617,8 |
1 931,2 |
Акцизы на дизельное топливо, производимое на территории Российской Федерации |
12 234,2 |
13 480,5 |
14 781,3 |
Акцизы на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации |
883,9 |
959,8 |
1 031,5 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации |
28 564,9 |
32 789,3 |
37 530,5 |
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2011г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,5%, налога на прибыль организаций - 20,1%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 18,7%, налога на добычу полезных ископаемых - 16,8% (Рис.1). На акцизы же приходится 5,2% от общего объема.
Рис.1. Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в 2011 году, в % к итогу.
Нужно отметить, что акцизы в основной своей части перечисляются в федеральный бюджет. Общая доля акцизов в налоговых доходах бюджета была весьма ощутима - 213,6 миллиардов рублей. В 2011 году акцизы и пошлины дали бюджету 205,4 миллиарда рублей доходов, в 2012 году предполагается получить 177,6 миллиарда рублей. [25]
Необходимо подчеркнуть, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста.
Акцизы являются не только
важнейшей строкой доходов
Таким образом, акцизы устанавливаются
с целью изъятия в доход
бюджета части выручки от реализации
продукции. Правильный выбор ставки
акциза может снизить рентабельность
производства данной продукции до среднего
по промышленности, что выравнивает
экономические условия
2.2.Элементы акцизов и их характеристики
Существует три основных вида акцизов, подразделяемых в зависимости от функции, которую они выполняют. К первой группе относятся так называемые традиционные акцизы — на алкоголь и табачные изделия. Взимание данного вида акциза преследует две основных цели: ограничение потребления вредных для здоровья продуктов и фискальная.[9]
Ко второй группе относятся акцизы на горюче-смазочные материалы, которые помимо фискальной функции выполняют еще и роль платежа за пользование автодорогами, и способа коррекции негативных экстерналий.
Третья группа включает в себя акцизы на так называемые люксовые товары и, как правило, не имеет целенаправленной фискальной функции. В большей степени данный вид акциза призван играть перераспределительную роль, так как основными потребителями люксовых товаров являются более состоятельные граждане.
Статья 181 НК РФ определяет следующие виды акцизов:
1. акцизы на подакцизные товары;
2. акцизы на алкогольную продукцию;
3. акцизы по нефтепродуктам;
4. акцизы на подакцизное минеральное сырье - природный газ (до 1. 01. 2004г).[1]
В соответствии с НК РФ плательщиками акцизов являются:
1) организации;
2) индивидуальные
3) лица, признаваемые плательщиками
налога в связи с перемещением
товаров через таможенную
4) организации или
Объектом обложения акцизами являются стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза, а по подакцизным товарам, на которые установлены твердые ставки акцизов (в абсолютной сумме на единицу обложения), — объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.
Объектом налогообложения признаются следующие операции[3]:
1) реализация на территории
Российской Федерации лицами
произведенных ими подакцизных
товаров, в том числе
безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;
2) реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков — производителей указанной продукции либо акцизных складов других организаций. Не признается объектом налогообложения реализация алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации;
3) продажа лицами переданных им на основании приговоров, решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и или муниципальную собственность;
4) передача на территории
Российской Федерации лицами
произведенных ими из
5) передача в структуре
организации произведенных
зациям по специальным разрешениям;
6) передача на территории
Российской Федерации лицами
произведенных ими подакцизных
товаров (за исключением
7) передача на территории
Российской Федерации лицами
произведенных ими подакцизных
товаров (за исключением
8) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе (за исключением нефтепродуктов);
9) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ.
В особую группу операций, вызывающих
объект налогообложения, можно выделить
операции получения (оприходования) подакцизной
продукции. При этом объект возникает
лишь при оприходовании такой
подакцизной продукции, как денатурированный
этиловый спирт и пря- могонный бензин.
Под оприходованием понимается принятие
к учету в качестве готовой
продукции подакцизной
Предприятия получают свидетельства на добровольной основе. Свидетельства не являются документом, разрешающим или запрещающим осуществлять перечисленные в них виды деятельности, и не заменяют собой соответствующую лицензию на производство денатурата или неспиртосодержащей продукции. Таким образом, свидетельство — это документ, непосредственно связанный лишь с исчислением акциза на денатурированный спирт. Свидетельства выдаются организациям при соблюдении требований, перечисленных в п. 4 ст. 179.2 НК. [4]