Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:02, курсовая работа
Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности взимания акцизов в РФ;
2. Изучить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;
Введение
1.Теоретические и правовые основы акцизов
1.1.История возникновения акцизов……………………………………………5
1.2.Экономическая сущность акцизного налогообложения………………..10
1.3.Нормативно-правовая база акцизов……………………………………...14
2.Анализ действующего механизма исчисления акцизов в России
2.1.Роль акцизов в бюджете…………………………………………………..18
2.2.Элементы акцизов и их характеристика…………………………………21
2.3.Определение налоговой базы акцизов…………………………………...26
2.4.Порядок исчисления и уплаты налога……………………………………28
3.Перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов
3.1.Зарубежный опыт исчисления акцизов и возможности его применения в РФ………………………………………………………………………………….34
3.2.Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов……………………………………………………38
Выводы и предложения
Список литературы……………………………………………………………….44
Приложение……………………………………………………………………….46
В ряде случаев применяемая
система акцизного
Проблемам совершенствования действующего механизма исчисления и взимания акцизов уделяется значительное внимание российских экономистов, однако, главным образом, в статьях периодической печати, учебных пособиях, монографиях проводится анализ нормативных и инструктивных налоговых документов, освещаются вопросы реформирования отдельных элементов акцизного механизма, связанные с повышением фискальной значимости акциза.
Произошедшая «специализация»
косвенных налогов (НДС, акцизы) и
соответствующее этому
В настоящее время существуют
некоторые приоритетные направления
государственного регулирования в
сфере налогообложения
Структуру (перечень) подакцизных
товаров определяют необходимость
и степень государственного вмешательства
в сферы общественной жизни, то есть,
приоритеты правового регулирования
в конкретный период существования
государства. Законодательное закрепление
исчерпывающего перечня подакцизных
товаров (наряду с перечнем налогооблагаемых
операций с этими товарами) позволяет
четко разграничить понятия предмет
и объект налогообложения в отношении
акцизов: предмет налогообложения
– это подакцизные товары, поименованные
в перечне, установленном налоговым
законом, а объект налогообложения
– операции с этими товарами.
То есть, при установлении акцизов
предмет налогообложения –
В условиях объективно необходимой
регламентации отдельных
К сожалению, теоретические
и практические аспекты воздействия
акцизного налогообложения на развитие
сферы производства и потребления
тех или иных товаров, вопросы
повышения регулирующего
Все это делает актуальной
проблему изучения экономической обоснованности
и эффективности применения действующего
в РФ механизма акцизного
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Акцизы - один из самых старых налогов. Этот вид налогов издавна использовался государями при единоличном установлении источников пополнения своей казны и государством.
В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных товаров) и регулирования спроса и предложения товаров.
Как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом регулирования экономики, обращаться с которым следует очень осторожно и умело, по возможности прогнозируя последствия производимых изменений. Так, всем понятно, к чему привело в середине 90-х гг. увеличение акциза на алкогольную продукцию. Акциз был увеличен совсем незначительно, всего на 5%: с 85 до 90%. Однако последствия оказались весьма серьезными, причем и финансовые, и общеэкономические, и социальные.
Итог повышения акцизов - произошло заметное снижение налоговых доходов вместо ожидавшегося понижения. Сказалось падение прибыли на ликероводочных заводах, у них усугубилось финансовое положение. Потребители получили низкосортную продукцию. Деньги стали уходить за рубеж, на ее покупку. Нужно сказать, что правительство сориентировалось в обстановке очень оперативно, понизив акциз до прежнего уровня.
Акцизы выступают одними
из немногих рычагов воздействия
государства на экономические процессы,
имеющие место в обществе. Совершенствование
налогообложения в сфере
В настоящий момент акцизы выполняют в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции.
Как показывают проверки Счетной палаты Российской Федерации, недостатки действующего законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции, а также недостаточный контроль со стороны федеральных органов исполнительной власти в этой сфере, позволяют в ряде случаев на производственных площадях действовавших ранее предприятий, имеющих значительную задолженность по налогам и сборам, образовывать «новые» предприятия, совладельцами которых, как правило, остаются те же учредители.
Поэтому необходимо внести поправку в законы, которая исключила бы возможность создания новых юридических лиц на производственных площадях предприятий, накопивших налоговую задолженность. Необходимо также предоставить участникам алкогольного рынка право свободного доступа к данным государственного реестра выданных лицензий и установить обязанность участников алкогольного рынка осуществлять проверку предоставляемых им лицензий.
Необходимо усилить контроль за алкогольной продукцией непосредственно на предприятиях. Постоянное присутствие налоговых инспекторов на предприятии, на мой взгляд, целесообразно. Также целесообразно предложить перевести контроль за алкогольным рынком с ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная система учета алкоголя) на региональные власти. Все функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции целесообразно передать в субъекты РФ, что позволит им осуществлять меры, направленные на обеспечение защиты здоровья и жизни граждан.
Можно ввести единую (плоскую, недифференцированную) ставку акциза на спирт со 100-процентной предоплатой или предоставлением банковской гарантии со стороны производителей конечной продукции (т.е. закупающих спирт как сырье), что облегчит исчисление акцизов, а, следовательно, и контроль за их уплатой.
Акцизы по таким товарам, как: табачные изделия, спирт, пиво, автомобильный бензин – целесообразно взимать на стадии производства. Причем учитывая специфический характер ставки акциза по данным товарам, контролю должны подлежать лишь объемы производства. Особый случай может представлять взимание акцизов с автомобилей. Ввиду специфичности данного товара – необходимости оформления разрешения на пользование, может быть признано целесообразным взимать акциз в момент регистрации, непосредственно с владельца.
Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.
Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.
Законодательная база в сфере акцизов еще недостаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия.
Ключевыми направлениями реформирования акцизного налогообложения могут стать следующие: установление автоматической индексации специфических ставок акцизов, изменения принципа авансового платежа с использованием акцизных марок по некоторым видам подакцизных товаров, реформирование способов контроля за уплатой акцизов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Виды подакцизных товаров |
Налоговая ставка за единицу измерения | ||
с 01.01.2012 по 30.06.2012. |
с 01.07.2012 по 31.12.2012. |
с 01.01.2013 по 31.12.2013. | |
Спиртосодержащая продукция (за исключением
спиртосодержащей парфюмерно-косметической
продукции в металлической |
230 руб. 00 коп. за 1 литр безводного
спирта этилового, |
270 руб. 00 коп. за 1 литр безводного
спирта этилового, |
320 руб. 00 коп. за 1 литр безводного
спирта этилового, |
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, насвай, нюхательный, кальянный (кроме табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) |
610 руб. за 1 кг |
680 руб. за 1 кг |
1000 руб. за 1 кг |
Сигары |
36 руб. за 1 штуку |
40 руб. за 1 штуку |
58 руб. за 1 штуку |
Сигариллы (сигариты), биди, кретек |
530 руб. за 1000 штук |
590 руб. за 1000 штук |
870 руб. за 1000 штук |
Сигареты, папиросы |
360 руб. 00 коп. за 1000 штук + 7,5% расчетной
стоимости, исчисляемой исходя
из максимальной розничной |
390 руб. 00 коп. за 1000 штук + 7,5% расчетной
стоимости, исчисляемой исходя
из максимальной розничной |
550 руб. 00 коп. за 1000 штук + 8% расчетной
стоимости, исчисляемой исходя
из максимальной розничной |
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно |
0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) | ||
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно |
29 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
29 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
31 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |