Анализ налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:26, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение действующей системы исчисления налога на доходы физических лиц, проведение анализа и выявление ее недостатков и рассмотрение возможных путей оптимизации.
Для осуществления этих целей были поставлены следующие задачи:
- определить экономическую сущность НДФЛ;
- рассмотреть существующий порядок исчисления НДФЛ, особенности формирования налоговой базы, применение налоговых вычетов;
- проанализировать существующую систему расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 425.50 Кб (Скачать файл)

В случае увеличения или уменьшения по сравнению с ранее предполагаемой суммой дохода (более чем на 50%) налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты. Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации5.

Определенные особенности исчисления налога установлены также в отношении отдельных категорий налогоплательщиков. К ним относятся физические лица, получающие вознаграждения от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности. В эту же категорию НК РФ относит физических лиц - налоговых резидентов РФ, получающих доходы от источников, находящихся за пределами РФ, а также физических лиц, получающих другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами6.

Указанные налогоплательщики  должны самостоятельно исчислить суммы налога, причитающиеся уплате в соответствующий бюджет.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не могут уменьшать их налоговую базу.

Указанные налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Налогоплательщики, являющиеся налоговыми резидентами РФ, в случае получения доходов от источников, находящихся за пределами РФ, одновременно с налоговой декларацией обязаны представить в налоговый орган справку от источника, выплатившего доходы, о таких доходах с переводом на русский язык.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой  декларации, уплачивается по месту  жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 дней после первого срока уплаты. Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.

Суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу.

Суммы налога, не взысканные в результате уклонения налогоплательщика от налогообложения, взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога.

Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым  резидентом РФ, за пределами РФ в  соответствии с законодательством  других государств суммы налога с  доходов, полученных за пределами РФ, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налога, исчисленной так, как если бы эти доходы были получены от источников в РФ. Такой зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа о полученном доходе и об уплате им налога за пределами РФ, подтвержденного налоговым органом соответствующего государства.

Для освобождения от налогообложения, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик не являющийся российским налоговым резидентом должен представить в налоговые органы России официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым РФ заключила действующий в течение налогового периода договор или соглашение об избежании двойного налогообложения.

Таким образом, принципы подоходного налогообложения, заложенные в главе 23 НК РФ, по своему содержанию и практической реализации схожи  с принципами научной теории и  мировой практики. Однако имеют место  быть и специфичные, свойственные только нашей системе налогообложения, особенности его взимания, к числу которых относится самая низкая в Европе ставка налога. При этом, прослеживается положительная тенденция, что в РФ появится больше возможностей в совершенствовании законодательства о налогообложении физических лиц с целью более полного использования научной теории и мировой практики развитых стран.

1.3. Мероприятия  по своевременному исчислению,

удержанию и перечислению НДФЛ

Предприятие как основное звено рыночных отношений, является предметом пристального внимания со стороны других объектов хозяйствования, а также государственных налоговых органов, т.к. существует большая потребность в достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия. С целью предотвращения фальсификации документов и мошенничества со стороны налогоплательщиков, налоговые органы проводят различного вида проверки, в том числе по правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц.

Главной задачей Инспекции федеральной налоговой службы России (ИФНС) является контроль над соблюдением налогового законодательства, за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. При этом предоставляется право проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов; право получать объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну.

Проверки  проводятся на предприятиях, в учреждениях  и организациях юридических лиц  всех правовых форм собственности, независимо от вида деятельности, обязанности удержания и своевременного перечисления удержанных сумм НДФЛ в бюджет.

При выездных налоговых проверках, проверяющие руководствуются законодательными и нормативными актами Российской Федерации, регулирующими вопросы налогообложения доходов физических лиц.

В случае необходимости проверяющими органами используются действующие на территории РФ и её субъектов законодательные и нормативные акты, регулирующие гражданско-правовые отношения, определяющие порядок совершения хозяйственных операций, результаты которых направляются в виде доходов (в денежной и натуральной форме) в распоряжение физических лиц.

Процесс проверки налога на доходы физических лиц состоит  из следующих этапов:

1. до выхода работников налоговых органов на предприятие - подготовительный этап, при котором составляется программа проведения выездной налоговой проверки.

2. проведение выездной налоговой проверки на предприятии, где проверяются бухгалтерские учетные регистры данного налогу.

3. оформление акта выездной налоговой проверки.

4. вынесение решения о привлечении налогового агента к налоговой ответственности и направление требования об уплате налога.

Результативность документальных проверок определяется подготовительными мероприятиями, предшествующими выходу в организацию. Для проведения документальных проверок по соблюдению законодательства по налогу на доходы физических лиц разработаны программы проведения документальной проверки.

В базовую программу включены следующие  вопросы:

- выполнение предложений по  акту предыдущей проверки;

- соответствие установленным требованиям порядка ведения налогового учета по форме № 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц»;

- соблюдение порядка предоставления налоговых льгот физическим лицам на основании соответствующих документов;

- соблюдение формы, полноты и своевременности представления сведений по форме 2-НДФЛ, в том числе в случаях перерасчетов по налогу за предшествующие годы; осуществлении выплат после увольнения; невозможности удержания налога у источника получения дохода; предоставлении стандартных налоговых вычетов;

- правильность определения налоговой базы физических лиц, применения налоговых льгот и ставок налогообложения в разрезе основных работников, совместителей, лиц, получавших выплаты на основании договоров гражданско-правового характера;

- соблюдение своевременности и полноты перечисления в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц.

При составлении программы проверки наряду с изучением материалов предыдущей проверки проводится анализ информации, содержащейся в налоговой отчетности - сведениях о доходах и удержанных суммах налога.

Сведения налоговой отчетности используются по совокупности с анализом данных соответствующих форм годовой бухгалтерской отчетности организации, раскрывающих движение капитала, денежных и заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, других показателей, характеризующих итоговые результаты хозяйственных операций, проведение которых предполагает получение доходов физическими лицами, участвующими в их совершении либо в распределении полученных финансовых результатов.

По результатам анализа налоговой и бухгалтерской отчетности, с учетом другой имеющейся информации определяется перечень вопросов, подлежащих выездной налоговой проверке в конкретной организации. Программа документальной проверки утверждается руководителем инспекции или его заместителем.

Выездная налоговая проверка начинается с ознакомления с учредительными документами, определяющими правовой статус юридического лица. В учредительных документах определены его наименование, место нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и виды хозяйственной деятельности.

При проверке обращается внимание на предусмотренный учредительными документами порядок распределения полученной прибыли, в том числе в виде выплаты дивидендов, процентов. В случае установления при дальнейшей проверке направления дивидендов по акциям на увеличение уставного капитала организации, суммы таких дивидендов, причитающихся акционерам - физическим лицам, подлежат включению в налоговую базу.

Помимо учредительных  документов, знакомятся с утвержденным руководителем организации приказом по учетной политике, определяющим способы и порядок ведения бухгалтерского учета и отражения хозяйственных операций в соответствующих учетных регистрах.

В ходе документальной проверки изучается принятая в организации  система и условия оплаты труда, зафиксированные коллективных и индивидуальных договорах и контрактах, заключаемых с работниками в соответствии с нормами трудового законодательства.

При проверке знакомятся с действующей системой поощрения и закрепления работников, предоставления или оплаты за счет средств организации различного рода социальных и материальных благ, стоимость которых подлежит включению в совокупный доход физических лиц (оплата питания, приобретения проездных билетов, обучения в высших учебных заведениях, вручение подарков к праздничным и юбилейным датам, оплата проезда к месту проведения отпуска и обратно т.п.).

Если, например, организацией осуществлены взносы по долевому участию в строительстве жилья, получение банковских кредитов для выдачи работникам целевых займов на оплату жилья, выделение средств на выдачу безвозмездных субсидий по строительству жилья, необходимо ознакомится с документами, определяющими порядок и условия улучшения жилищных условий работников проверяемой организации. При установлении в ходе проверки фактов приобретения и строительства жилья за счет средств организации, передаваемого бесплатно в собственность работникам и другим физическим лицам, необходимо проверить правильность налогообложения доходов таких лиц, подлежащих увеличению на сумму рыночной стоимости полученного в натуральной форме дохода (квартиры, коттеджа, дачи).

Если проверяемая организация  заключала договоры мены с физическими лицами, необходимо проверить соблюдение эквивалентности обмена, предусмотренное для таких договоров законодательством РФ.

При проверке достоверности  и полноты налогового учета используются следующие источники информации:

- приказы и распоряжения  о приеме на работу;

- расчетно-платежные ведомости;

- налоговые карточки;

- данные синтетического  учета;

- учетные регистры, отражающие  выплаты по договорам гражданско-правового  характера (договор подряда, возмездного  оказания услуг и выполнения работ, аренды, поручения, комиссии, агентские, доверительного управления, уступки права требования, купли - продажи, договора займа, долевого участия в строительстве и т.д.), если одной из сторон по таким договорам выступает физическое лицо, получающее от проверяемой организации доходы в денежной или натуральной форме, а также в виде материальной выгоды;

- документы (заверенные  копии документов), подтверждающие  право на стандартные налоговые  вычеты из налогооблагаемого  дохода (на работника, его детей и иждивенцев), на освобождение от уплаты налога у источника получения дохода в связи с постановкой на налоговый учет в налоговом органе, согласно нормам международных договоров и соглашений (заявление по форме № 5);

Информация о работе Анализ налога на доходы физических лиц