Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:26, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение действующей системы исчисления налога на доходы физических лиц, проведение анализа и выявление ее недостатков и рассмотрение возможных путей оптимизации.
Для осуществления этих целей были поставлены следующие задачи:
- определить экономическую сущность НДФЛ;
- рассмотреть существующий порядок исчисления НДФЛ, особенности формирования налоговой базы, применение налоговых вычетов;
- проанализировать существующую систему расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц.
Государство само часто предлагает методы оптимизации. Например, компенсация транспортных расходов сотрудникам, чья работа носит разъездной характер, которая стала возможна с октября 2006 года в связи с изменениями, внесенными в Трудовой кодекс РФ. Важно отметить, что собирать «билетики» для списания расходов не нужно, главное, чтобы подвижный и разъездной характер работы был закреплен в трудовом договоре с сотрудником, а сумма компенсации утверждена внутренним правовым актом организации.
В соответствии с п.1 ст.ст. 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
На основании п.2 ст.709 ГК РФ цена в договоре возмездного оказания услуг включает компенсацию издержек исполнителя и причитающееся ему вознаграждение.
Оформляя такой договор в целях экономии НДФЛ, большая часть оплаты по договору предусматривается как компенсационные выплаты. Указанные в договоре лица могут иметь статус ПБОЮЛ. В этом случае если они являются налогоплательщиками по упрощенной системе налогообложения, они освобождаются от уплаты НДФЛ и ЕСН.
Например, предусмотренное договором возмещение издержек исполнителя в виде оплаты ему стоимости проезда к месту выполнения услуг и стоимости проживания являются компенсационной выплатой, не считающейся вознаграждением за выполнение услуг. Такого рода выплаты не подлежат налогообложению НДФЛ и ЕСН, как компенсационные выплаты, установленные в соответствии с законодательством РФ и связанные с возмещением иных расходов (п.1 и п.3 ст. 217, п. 1 ст. 236, подп.2 п. 1 ст. 238 НК РФ, а также Письмо Минфина России от 20.01.2003г. № 04-04-04/4).
Еще один пример безопасных методов оптимизации, предлагаемый государственными органами - возмещение расходов при использовании личного мобильного телефона сотрудника в служебных целях. Данная позиция изложена, в частности, в письме Минфина РФ от 02.03.2006 № 03-05-01-04/43.
Материальная помощь работникам.
С 1 января 2005 года с материальной помощи, выданной организацией работнику в размере 3000 рублей, НДФЛ не начисляется.
В отличие от применения «налоговых схем», налоговое планирование, как метод законной оптимизации налоговой нагрузки организации - это весьма полезный инструмент.
Реальное налоговое планирование - это непрерывный, сложный и кропотливый процесс анализа финансово-хозяйственной деятельности организации и действующего налогового законодательства, который имеет мало общего с «налоговыми схемами».
Налоговое планирование состоит из несколько этапов:
Определение текущей налоговой нагрузки организации.
Прежде чем использовать «налоговые схемы», необходимо провести анализ текущей налоговой нагрузки и определить, что оптимизировать.
Формирование налоговой учетной политики организации.
Грамотная учетная политика организации помогает оптимизировать налоговые платежи, используя методы, предлагаемые самим государством.
Экономико-правовой анализ договоров, заключенных/заключаемых организацией.
Применение специальных методов налогового планирования (схем).
Выбор специальных методов налогового планирования ведется, прежде всего, с точки зрения безопасности и разумности. Кроме того, следует помнить, что главным признаком «схемы» с точки зрения государства является минимизация налогового бремени при отсутствии явной предпринимательской цели применяемых методов.
В последнее время одним из популярных вариантов оптимизации - стал отказ от схем, так как их применение может обойтись организации и руководству дороже. В этом случае налоговое планирование заключается в том, как с наименьшими издержками отказаться от применения схемы.
В условиях постоянно меняющегося законодательства налоговое планирование становится непрерывным процессом. Важно не пропустить изменения законодательства или трактовку положения закона официальными органами, которые чтобы своевременно внести изменения в правила учета, в схему начисления налогов; оформление отдельных льгот или, наоборот, отказ от них.
3.2. Реформирование законодательства о налогообложении доходов физических лиц
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) занимает центральное место в системе налогов, взимаемых с физических лиц. В настоящее время порядок исчисления и уплаты НДФЛ регулируется главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц», вступившей в действие в 2001 году и положившей начало применению совершенно новой системы налогообложения доходов физических лиц, которая сменила действовавшую на протяжении ряда лет систему подоходного налогообложения граждан.
Основным новшеством
в налогообложении доходов
За шесть лет существования
НДФЛ не раз подвергался реформированию
С 2011 года налоговые агенты должны будут вести учет доходов, полученных от них физическими лицами, предоставленных вычетов и удержанных налогов в регистрах налогового учета. Предполагается, что компании разработают такие регистры самостоятельно с учетом новых требований. Обязательные для отражения в регистрах сведения перечислены в новой редакции пункта 1 статьи 230 НК РФ. К ним относятся:
- сведения о налогоплательщике;
- виды выплаченных доходов и налоговых вычетов с кодами;
- суммы доходов и даты их выплат;
- статус налогоплательщика (резидент или нерезидент);
- даты удержания и перечисления НДФЛ в бюджет (вместе с реквизитами платежных поручений).
Заметим, что большинство перечисленных сведений (за исключением последнего пункта) есть в карточке по форме № 1-НДФЛ . Поэтому можно продолжить вести учет в данной форме, доработав ее.
Что касается правил заполнения раннее отсутствовавших сведений (имеются в виду даты удержания и перечисления НДФЛ), то, вероятно, контролирующие органы еще выпустят разъяснения. Предлагается и такой вариант. Дату удержания налога указывать по дате выплаты дохода. Дата выплаты дохода в виде зарплаты определяется на конец месяца, за который она начислена, а дата получения дохода в виде материальной помощи и пособий - по фактической дате получения на руки или перечисления на карточку работника. И, наконец, дата перечисления НДФЛ указывается по дате платежного поручения.
Самые большие споры, касающиеся реформирования НДФЛ, ведутся по поводу изменения прогрессивной шкалы налогообложения. Напомним, что плоская шкала налогообложения по НДФЛ была введена в 2001 году, заменив прогрессивную шкалу подоходного налога. Единая ставка НДФЛ в 13% вводилась на пять лет, рассматривалась как временная мера и была направлена на легализацию доходов. На первом этапе введения плоской шкалы ожидалось сокращение поступлений НДФЛ в связи с резким снижением налоговой нагрузки на налогоплательщиков, имеющих доходы выше среднего. Однако начиная с 2001 года поступления НДФЛ значительно возросли. В 2001 году по сравнению с предыдущим годом поступления НДФЛ увеличились на 46,6% при увеличении общих налоговых поступлений в консолидированный бюджет лишь на 31,4%. Тенденция роста поступлений НДФЛ в бюджет наблюдается и в настоящее время. В январе – июле 2010 года в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило 693,7 млрд руб. налога на доходы физических лиц, что на 32,4% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Представляется, что изменение прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ в настоящее время подорвет доверие налогоплательщиков к налоговой системе, спровоцирует рост «конвертных» схем выплаты доходов, что негативно скажется на поступлениях налога в бюджет.
Сторонники введения
прогрессивной шкалы
Новая форма справки о доходах. Сдавать сведения о доходах сотрудников за 2010 год (срок — не позднее 1 апреля 2011 года), придется по новой форме. На регистрации в Минюсте России находится приказ ФНС России об утверждении проекта новой формы 2 - НДФЛ и рекомендаций по ее заполнению.
Основные изменения внесены в раздел 5 справки. В частности, бухгалтерам придется указывать перечисленную сумму налога (правда, только по доходам, полученным в 2011 году и позднее). Кроме того, отдельная строка предназначена для отражения суммы налога, не удержанной налоговым агентом. Эти нововведения связаны с изменениями, внесенными в статью 123 НК РФ. Напомним, что теперь в этой норме отдельно установлена ответственность за неудержание и отдельно - за неперечисление налога.
В то же время в форме 2-НДФЛ больше не будет строк, в которых следовало прописывать общую сумму предоставленных стандартных вычетов и общую сумму предоставленных имущественных вычетов. Одновременно с бумажным вариантом формы 2-НДФЛ будут утверждены формат для передачи справки о доходах физических лиц в электронном виде и порядок такой передачи.
В новую программу по подготовке сведений 2-НФДЛ можно импортировать сведения из «старой» формы. Скорость чтения файлов 2-НДФЛ существенно увеличивается.
В четвертом разделе будет указываться информация о социальном вычете. Напомним, что данный вычет предоставляется по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное страхование.
Остановимся на еще одном важном изменении, которое внес закон № 229-ФЗ. До 1 января 2011 г. в п. 1 ст. 231 НК РФ не были прописаны ни процедура, ни сроки возврата НДФЛ из бюджета, на практике у налоговых агентов возникали сложности. Теперь же в данной статье подробно расписан порядок возврата излишне удержанных налоговым агентом сумм. Эта процедура будет выглядеть следующим образом.
Если налоговый агент обнаружил, что удержал НДФЛ в большей сумме, чем положено, он обязан в течение 10 дней сообщить об этом налогоплательщику. Работник, в свою очередь, вправе подать заявление на возврат налога. От даты его получения у работодателя есть три месяца, чтобы вернуть деньги. В случае нарушения этого срока налоговый агент будет обязан заплатить работнику проценты за каждый день просрочки (исходя из ставки ЦБ РФ). В соответствии с ним физическое лицо обращается к налоговому агенту с письменным заявлением о возврате излишне удержанного налога. Агент обязан сообщать налогоплательщику об излишнем удержании налога и его сумме в течение десяти дней со дня обнаружения этого факта. Возврат возможен за счет предстоящих платежей, как по налогоплательщику, так и по иным работникам.
Возврат излишне удержанной суммы возможен за счет предстоящих платежей по НДФЛ, причем не, только по данному работнику, но и по другим сотрудникам компании, с доходов которых налоговый агент удерживает НДФЛ (напомним, что до сих пор Минфин возражал против этого). Возвращаемая сумма налога перечисляется на указанный в заявлении счет налогоплательщика.
Если суммы НДФЛ, подлежащей перечислению в бюджет, недостаточно, чтобы вернуть работнику излишне удержанный налог, налоговый агент может обратиться в свою инспекцию за возвратом переплаты. Вместе с заявлением на возврат (подается в течение 10 дней от даты получения соответствующего заявления работника) нужно будет представить выписку из регистра налогового учета, и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление налога.
Кроме того, теперь законодательно закреплено, что пока средства из бюджета не поступили на счет налогового агента, он может вернуть деньги работнику из собственных средств.