Анализ налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:26, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение действующей системы исчисления налога на доходы физических лиц, проведение анализа и выявление ее недостатков и рассмотрение возможных путей оптимизации.
Для осуществления этих целей были поставлены следующие задачи:
- определить экономическую сущность НДФЛ;
- рассмотреть существующий порядок исчисления НДФЛ, особенности формирования налоговой базы, применение налоговых вычетов;
- проанализировать существующую систему расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 425.50 Кб (Скачать файл)

 

За 2011 г. проведено 19 проверок юридических лиц по налогу на доходы физических лиц, нарушения установлены  в ходе 13 проверок. Результативность составила 68%. За 2010 год  проведено 26 проверок, нарушения установлены в ходе 13 проверок. Результативность 50%.

При обнаружении ошибок или искажения в исчислении налогов, относящихся к предшествующим периодам, в отчетном периоде, перерасчет налоговых обязательств производится в период совершения ошибки.

Если определить конкретный период невозможно, корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки и искажения. Периодом совершения ошибки считается период, в котором допущено искажение в исчислении налогооблагаемой базы. При этом перерасчет налоговых обязательств можно сделать как в сторону их увеличения, так и уменьшения. В случае, когда при проверке уточняются расчеты (декларации) одновременно по нескольким налогам, доначисление налогов осуществляется за счет источников, предусмотренных законодательством. В связи с этим при установлении в ходе выездной налоговой проверки фактов занижения налогов и сборов, подлежащих отнесению на себестоимость или финансовые результаты, одновременно производится уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму доначисления названных налогов и сборов.

В своей работе ИФНС №1 по г.Нальчику  систематически анализирует информацию, поступающую из регистрирующих органов. За 2011 год количество плательщиков в   г.Нальчике увеличилось на 81 предпринимателя и 75 физических лиц. НДФЛ традиционно является главным источником доходов в городской бюджет, и в 2011 году он принес в казну 44 525 тыс. рублей.

На замедление темпов роста поступления налога на доходы физических лиц оказывает также  отрицательное влияние значительный рост сумм произведенных налоговых вычетов. Так, по состоянию на 01.10.2011г. заявленная в декларациях сумма налога к возврату из бюджета в связи с правом налогоплательщиков на налоговые вычеты, увеличилась в 1,4 раза.

Ослабление контрольной  работы со стороны налоговых органов также отрицательно сказалось на динамике поступления налога.

Отрицательно сказывается  на поступлении налога несвоевременное  или вообще не представление в  налоговые органы декларации по налогу на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой.

По данным налоговых  органов почти 41 индивидуальных предпринимателей  КБР  не представили к установленному сроку (30.04.2010г.) декларацию по налогу на доходы за 2010 год. Причиной снижения количества налоговых деклараций, полученных от предпринимателей, является то, что зарегистрированные в этом качестве физические лица, не осуществляют предпринимательскую деятельность. Однако в официальном порядке в регистрирующие органы эти лица с заявлением о прекращении деятельности не обращаются и соответственно не снимаются с налогового учета в налоговых органах.

Кроме того, на поступление  налога на доходы физических лиц отрицательное влияние оказывают появляющиеся новые схемы уклонения или минимизации уплаты сумм налога на доходы физических лиц.

Например, в Урванском  и Терском районах имеются  случаи, когда организации в течение года производят начисление и выплату ежемесячной заработной платы работникам в незначительных суммах, а дивиденды по акциям выплачивают ежеквартально, либо один раз в год (в соответствии с принятыми решениями на общих собраниях акционеров) в размерах, в десятки раз превышающих суммы начисленной и выплаченной им заработной платы за год.

Учитывая, что доходы, получаемые в виде заработной платы, облагаются налогом на доходы по ставке 13%, а доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, - по ставке 6 %, приведенная схема минимизации уплаты налога на доходы приводит к сокращению поступлений сумм этого налога в бюджет.

В целях проведения декларационной компании 2011 года по НДФЛ, полученных в 2010году и повышения уровня контрольной работы по этому налогу ИФНС России проводятся мероприятия.

Налоговый контроль проводится должностными лицами ИФНС №1 по г.Нальчику  в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, НК Рф, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Существует несколько  видов налогового контроля над полнотой и правильностью исчисления налогов.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля. Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства.

Основным методом, реализующим  предварительный контроль являются камеральные проверки.

Отделом камеральных  проверок проводятся налоговые проверки на стадии приемки от налогоплательщиков отчетных документов и налоговых расчетов, т.е. без выхода на предприятие.

Объектами налоговой  проверки являются денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Целью камеральной проверки является контроль над соблюдением  налогоплательщиками законодательных и нормативных актов по налогам, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных налогов и привлечение виновных лиц к ответственности, а также подготовка информации для отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.

Камеральные проверки осуществляются по следующим направлениям:

-контроль над своевременностью  представления деклараций и применение мер ответственности к налогоплательщикам за нарушение сроков представления отчетности;

-правильность предоставления освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика;

-правильность заполнения  форм отчетности;

-правильность применения  налоговых ставок;

-правильность и обоснованность  освобождения от налогообложения;

-правильность исчисления налоговой базы;

-соблюдение порядка возмещения  из бюджета;

-обеспечение полноты охвата  камеральными проверками отчетности.

Основными этапами камеральной  проверки являются:

- проверка полноты и своевременности представления налогоплательщикам документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

- проверка своевременности представления расчетов по налогам.

- визуальная проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности (проверка заполнения всех необходимых реквизитов отчета, наличия подписей уполномоченных и должностных лиц).

- проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет и проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, а также правильность отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы.

- проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы.

Осуществляется сверка и анализ согласованности показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и в налоговых расчетах с точки зрения достоверности отдельных показателей, наличия сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможные нарушения налоговой дисциплины, логический контроль за наличием искажений в отчетной информации, сопоставление отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода, взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.

Статьями 227 и 228 НК РФ установлен перечень лиц, которые обязаны подать налоговую декларацию по истечении налогового периода. К ним относятся:

-индивидуальные предприниматели;

-физические лица, получившие доход по договорам гражданско-правового характера с другими физическими лицами, которые не являются налоговыми агентами;

-физические лица, получившие доход, с которого налоговым агентом не был удержан налог в связи с тем, что это не входит в обязанность налогового агента (например, при продаже собственного имущества);

-физические лица, получившие доход, с которого не был удержан налог и об этом факте налоговый агент не сообщил в налоговый орган.

Физические лица самостоятельно исчисляют и уплачивают налог  на свои доходы, Таким отчетом является налоговая декларация.

В настоящее время налоговые  санкции, например за непредставление  налоговой декларации, влекут взыскание штрафа в размере пяти процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или не полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более тридцати процентов от указанной суммы, а начиная со 181  дня влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый полный или неполный месяц.

Оформление и реализация материалов камеральной налоговой проверки.

На каждом документе принятой налоговой  отчетности специалистом налогового органа проставляется дата принятия, штамп или отметка налогового органа и подпись лица, принимавшего отчетность, по просьбе налогоплательщика, на остающихся у него копиях отчетности налоговый орган может проставить аналогичные реквизиты.

При выявлении ошибок в заполнении документов или противоречии между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести изменения. Если изменения не внесены, то такой налогоплательщик будет рекомендован для включения в план проведения выездных налоговых проверок.

Камеральная налоговая  проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Налоговый орган не вправе проводить камеральную проверку представленных деклараций и предоставлять профессиональные налоговые вычеты без истребования первичных документов даже в случае, если не имеется оснований у налогоплательщика занижения налоговой базы.

Кроме того, при проведении камеральной проверки налоговый  орган вправе истребовать у налогоплательщика  дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Производить истребование этой информации необходимо при наличии  оснований предполагать занижение  в налоговой декларации сумм причитающихся к уплате налогов в случаях, не требующих назначения выездной налоговой проверки (например, при необходимости подтверждения наличия у налогоплательщика права на предоставление заявленных в декларации налоговых вычетов).

В качестве практического  примера рассмотрим налогообложение  Жемухова А.В., зарегистрированного в качестве предпринимателя без образования юридического лица 15.01.2007 года.

Основные показатели деятельности индивидуального предпринимателя  за 2011 год приведены в таблице 4.

 

 

 

Таблица 4

Доходы предпринимателя

№ п/п

Вид дохода

Сумма, руб.

1.

Выручка от реализации оказанных  им услуг

130 000

2.

Доход от реализации однокомнатной  квартиры, принадлежащей ему на праве собственности

510 000

3.

Наследство на общую  сумму (Жемухов А.В. является братом умершего, наследство открыто 7 июля 1999 г.)

90 000

4.

Примечание:

Документально подтвержденные расходы на осуществление предпринимательской деятельности за 2010 год

80 000

Помесячного учета доходов  и расходов ЖемуховА.В.  не вел. Имеет  дочь 11 лет.


Источник: по документам, представленным ИП Жемуховым А.В.

Предприниматель без  образования юридического лица гражданин  Жемухов А.В. применяет общую систему налогообложения. В этом случае за 2011 г. он должен исчислить и уплатить в бюджет налоги с доходов:

- доход, облагаемый  налогом на доходы физических лиц, будет складываться из дохода, полученного Жемуховым А.В. от предпринимательской деятельности;

- дохода, полученного  от продажи однокомнатной квартиры;

- дохода, полученного  Жемуховым А.В. в порядке наследования.

Доход, полученный Жемуховым А.В.  от предпринимательской деятельности, подлежит обложению подоходным налогом9. При этом на основании п.1 ст.221 НК РФ,  Жемухов А.В. имеет право на профессиональный налоговый вычет в сумме фактических произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Доход от предпринимательской  деятельности составит:

130 000 – 5 000 – 20 833,33 = 104 166,67 руб.

Информация о работе Анализ налога на доходы физических лиц