Анализ налоговых платежей организации и пути их оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Содержание работы

Введение 5
1. Теоретические аспекты налоговых платежей организации 7
Налоговая система: сущность, функции, принципы построения 7
Особенности налоговых платежей организации 11
Проблемы налоговых платежей организации 17
2. Анализ налоговых платежей организации (на примере ОАО «Транспневматика») 24
2.1 Анализ федеральных налогов и сборов, уплачиваемых
предприятием 24
2.2 Динамика и анализ региональных и местных налогов 29
2.3 Оценка налоговой нагрузки организации 33
3. Основные направления совершенствования налоговых платежей организации 38
3.1 Налоговые реформы и перспективы развития налоговых платежей предприятия 38
3.2 Развитие налогового планирования на ОАО «Транспневматика» 43
3.3 Возможности использования зарубежного опыта налоговых платежей организации в отечественной практике 47
Заключение 51
Список использованной литературы 53

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по налогам и налогообложению.docx

— 83.97 Кб (Скачать файл)

Налогоплательщик: лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели, в том числе члены крестьянских (фермерских) хозяйств; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели и адвокаты.

Объект  налогообложения: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками  в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом  которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским  договорам.

Налоговая база: сумма выплат и вознаграждений, являющихся для них объектом налогообложения  за налоговый период в пользу физических лиц.

Налоговый период: календарный год. Отчетные периоды  – первый квартал, полугодие и  девять месяцев календарного года.

Налоговая ставка – регрессивная шкала с  различными смешанными ставками для  различных категорий налогоплательщиков.

Налог на доходы физических лиц.

Прямой  федеральный налог, установленный  и введенный с 1 января 2002 г. гл. 23 НК.

Налогоплательщик: физические лица, являющиеся налоговыми резидентами России; физические лица, получающие доходы от источников в  России, не являющиеся налоговыми резидентами  России.

Объект  налогообложения: доход, полученный налогоплательщиками: от источников в  России и (или) от источников за пределами России – резидентами России; от источников в России – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами России.

Налоговая база: все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так  и в натуральной формах, или  право на распоряжение которыми у  него возникло, а также доходы в  виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов  производятся какие-либо удержания, такие  удержания не уменьшают налоговую  базу. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в  отношении которых установлены  различные налоговые ставки. Предусмотрено  четыре вида налоговых вычетов, на которые  налогоплательщик может уменьшать  налоговую базу: стандартные; профессиональные; имущественные.

Налоговый период: календарный год.

Налоговая ставка: 13%.

С помощью  таблицы 1 рассмотрим динамику начисления федеральных налогов на ОАО « Транспневматика».

Таблица 1 – Динамика федеральных налогов на ОАО «Транспневматика».

Налоги

2010 г. 

тыс. руб.

2011 г.

тыс. руб.

2012 г.

тыс. руб.

НДС

773,8

1465,9

1647,6

Налог на прибыль

7,4

135,8

89,1

Социальные взносы

705,1

1147,6

453,6

НДФЛ

305,8

485,8

530,7


 

Как видно  из таблицы на ОАО «Транспневматика»  суммы начисленных налогов существенно  изменились. Так по единому социальному  налогу в 2011 году произошло увеличение суммы начислений на 442,5 тыс. руб. В 2012 году также существовало увеличение начислений на 306 тыс. руб. Это произошло по двум причинам: значительное увеличение среднего размера заработной платы на предприятии; произошел найм дополнительных работников в том числе и сдельно оплачиваемых. Ставки по единому социальному налогу устанавливаются дифференцированно в зависимости от величины заработной платы работника предприятия. В качестве налогооблагаемой базы по данному налогу выступает фонд оплаты труда.

По налогу на прибыль организаций в 2012 году произошло снижение суммы начислений по сравнению с 2011 годом на 46,7 тыс. руб., так как у предприятия возникли дополнительные расходы уменьшающие налогооблагаемую базу, связанные с оплатой труда работников предприятия и приобретением имущества.

Большое увеличение НДФЛ может сказать об одном – доход, получаемый предприятием, увеличился (значит и увеличились доходы физических лиц непосредственно участвующих в деятельности предприятия, с которых будет взят налог).

 

    1. Динамика и анализ региональных и местных налогов

 

Региональные  налоги обязательны к уплате и  взимаются на всей территории соответствующего субъекта Федерации, местные – на территории соответствующих муниципальных  образований.

В бюджеты  субъектов Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

    • Налога на имущество организаций
    • Налога на игорный бизнес
    • Транспортного налога

Транспортный  налог.

Прямой  региональный налог, заменивший с 1 января 2003 года налоги, служившие источниками образования дорожных фондов, зачислявшиеся в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах. Система налогов и сборов была дополнена этим налогом Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации». Этим Законом в НК и была внесена гл. 28 «Транспортный налог», вступившая в силу с 1 января 2003 года. Методические рекомендации по применению гл. 28  « Транспортный налог» части второй НК были утверждены приказом МНС России от 9 апреля 2003 года № БГ-3-21/177.

Транспортный  налог устанавливается и вводится в действие НК и принятыми законодательными (представительными) органами субъектов  Федерации законами о транспортном налоге, обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации.

Налогоплательщик: лица, на которых в соответствии с законодательством зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по этому  налогу.

Объект  налогообложения: наземные транспортные средства; воздушные транспортные средства; водные транспортные средства.

Налоговая база: определяется отдельно по каждому  транспортному средству (в отношении  транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного  средства в лошадиных силах; по водным несамоходным (буксируемым) транспортным средствам, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая  вместимость в регистровых тоннах); определяется отдельно по другим водным и воздушным транспортным средствам  – как единица транспортного  средства.

Налоговый период: календарный год.

Налоговая ставка: устанавливается законами субъектов  Федерации в размерах, установленных  федеральным законодателем.

Налог на имущество организаций.

Прямой  региональный поимущественный налог. С 1 января 2004 года нормативной правовой основой уплаты налога выступают  положения гл. 30 НК.

Налогоплательщик: российские организации; иностранные  организации, осуществляющие деятельность в России через постоянные представительства  и (или) имеющие в собственности  недвижимое имущество на территории России, на континентальном шельфе России и в исключительной экономической  зоне России.

Объект  налогообложения: для российских организаций  – движимое и недвижимое имущество ( включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное  в совместную деятельность), учитываемое  на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным  порядком ведения бухгалтерского учета

Для иностранных  организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, - движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств. Эта категория налогоплательщиков обязана вести учет объектов налогообложения  в соответствии с установленным  порядком ведения бухгалтерского учета.

Для иностранных  организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, - находящееся на территории России недвижимое имущество, принадлежащее  этим иностранным организациям на праве  собственности.

Налоговая база: среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговый период: календарный год. Отчетные периоды  – первый квартал, полугодие и  девять месяцев календарного года. Законодательный (представительный) орган субъекта Федерации при установлении налога могут и не устанавливать отчетные периоды.

Налоговая ставка: определяется законами субъектов  Федерации, но не может превышать 2,2%.

С помощью  таблицы 2 рассмотрим динамику начисления региональных и местных налогов  на ОАО «Транспневматика».

Таблица 2 - Динамика региональных и местных налогов  на ОАО «Транспневматика»

Налоги 

2010 г.

тыс. руб.

2011 г.

тыс. руб.

2012 г.

тыс. руб.

Транспортный налог

23,8

33,4

90,5

Налог на имущество

53,9

66,6

69,1


 

Как видно  из таблицы по налогу на имущество  организаций и транспортному  налогу произошло увеличение сумм начислений, что связано ни только с повышением ставок по налогу (в 2009 по транспортному  налогу), но и с приобретением  нового имущества в том числе  и транспорта. Так в 2011 и 2012 годах  по налогу на имущество предприятий  произошло увеличение налога 12,7 и 2,5 тыс. руб. соответственно. По транспортному  налогу в 2011 и 2012 годах налог увеличился на 9,6 и 57,1 тыс. руб. соответственно.

 

    1. Оценка налоговой нагрузки организации.

 

Налоговая нагрузка - это одно из понятий, применяемых для оценки влияния  налоговых платежей на финансовое состояние  предприятия.

Многие государственные органы (например, Минфин России и Росстат) рассчитывают показатель налоговой  нагрузки на макроуровне, т.е. насколько  велико налоговое бремя на экономику  страны. В данном случае рассчитывается отношение реально выплаченных  обязательных платежей в пользу государства  и ВВП страны. Считается, что для  эффективного функционирования экономики  он не должен превышать 30-50%.

Применительно к отдельному хозяйствующему субъекту (налогоплательщику) налоговая  нагрузка - это комплексная характеристика, которая включает: количество налогов  и других обязательных платежей; структуру  налогов; механизм взимания налогов; показатель налоговой нагрузки на предприятие.

Расчет налоговой нагрузки имеет  важную для организации цель - это  прогнозирование налогового бремени  на будущий период. Деятельность организации  обычно не стоит на месте - одни направления  «сворачиваются», другие развиваются, реализуются новые проекты. За счет этого налоговая нагрузка может  изменяться.

Налоговая нагрузка предприятия зависит  от множества факторов, в число  которых входят виды хозяйственной  деятельности и формы ее осуществления, налоговый режим, организационно-правовая форма предприятия, особенности  ведения налогового и бухгалтерского учета, закрепленные в учетной политике предприятии. Каждый фактор имеет вариантные значения, выбор которых зависит  от законодательно установленных ограничений. Каждый вариант налогообложения  характеризуется соответствующим  перечнем обязательных платежей в бюджетную  систему, который можно определить термином «налоговое поле», введенным В.С. Занадворовым.

Методика расчета налоговой  нагрузки должна дать предприятию возможность  сравнения вариантов и изменения  величины налоговой нагрузки через  выбор совокупности данных факторов, добиваясь ее оптимального значения. Имея вариант налогового поля, основанный на анализе данных прошлых лет действующего предприятия или на прогнозных данных для вновь создаваемого предприятия, последовательно изменяя значения отдельных факторов в рамках законодательно допустимого предела, можно сравнивать результаты хозяйственной деятельности при разных вариантах налогообложения.

Для действующего предприятия анализ данных о налоговой нагрузке за прошедшие  годы служит основой для принятия обоснованных управленческих решений  в будущем. Наличие налогового поля предприятия позволяет спрогнозировать  налоговую нагрузку на финансовый результат  и денежные потоки при изменении  условий хозяйственной деятельности. Для вновь создаваемого предприятия  расчет налоговой нагрузки планируемой  хозяйственной деятельности позволяет  оценить ее перспективность.

Размер налоговой нагрузки зависит  от результатов деятельности организации, динамики налоговых баз, изменения  внешних факторов, влияющих на порядок  исчисления и уплаты налогов. Для  больших предприятий важно прогнозировать налоговую нагрузку в будущих  периодах. Важно оценить, какой объем  налогов должна будет уплачивать организация, например, за счет расширения своей деятельности.

На основании этого можно  сделать вывод о том, сколько  средств останется «свободными», например, для инвестирования. Дополнительно  можно рассчитать долю налогов в  выручке, прибыли, зарплатных налогов  в фонде оплаты труда и т.д. Все это должно помочь организации  в налоговом планировании отчислений в бюджет. При этом также важно  предусмотреть различные налоговые  риски, которые могут повлиять на увеличение налоговой нагрузки.

Информация о работе Анализ налоговых платежей организации и пути их оптимизации