Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:39, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в исследовании практики учёта и анализа налоговых поступлений в системе налогового контроля районной ИФНС и разработке теоретических и методических вопросов повышения эффективности аналитической работы. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
охарактеризовать приоритетные направления налогового контроля, формирующие его содержание;
проанализировать формы и методы налогового контроля и определить содержание методического инструментария для его реализации в системе налогового администрирования;
исследовать концептуальную модель системы учёта и анализа налоговых поступлений;
Введение
Теоретические основы учёта и анализа налоговых поступлений в системе налогового контроля
Содержание налогового контроля
Формы и методы налогового контроля
Учёт и анализ налоговых поступлений в системе расчётно-аналитических методов налогового контроля
Организация учёта и анализа налоговых поступлений в территориальном органе ФНС
Организационно-правовая характеристика ИФНС по Промышленному району г.Ставрополя
Содержание учётно-аналитической работы ИФНС
Анализ налоговых поступлений
Совершенствование анализа налоговых поступлений
Заключение
Список использованной литературы
В качестве субъектов налогового контроля выступает Федеральная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные органы, объектами налогового контроля являются налогоплательщики и практика реализации налоговых отношений между государством и плательщиками налогов и сборов. Такой подход не только определяет место налогового контроля в системе налогового администрирования, но и позволяет видеть широкую методическую основу налогового контроля: налоговые органы могут проводить контроль не только в форме налоговых проверок, но и иными способами и методами, используемыми в рамках законодательства для обеспечения поступления налогов в доходную часть бюджета.
Содержание налогового контроля должно рассматриваться с учетом того, что налоговый контроль представляет собой структурный элемент налогового механизма. По мнению коллектива авторов под руководством А.Н.Романова, содержанием налогового контроля, как и других видов государственного контроля, является [13]:
Специфическими функциями налогового контроля являются:
2.2. Формы и методы налогового контроля
В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ «Общие положения о налоговом контроле» к формам налогового контроля относятся: налоговые проверки; получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверка данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения прибыли (дохода) и др.
Таким образом, законодатель оставляет открытым перечень форм налогового контроля, но, с другой стороны, в качестве самостоятельных форм налогового контроля можно использовать лишь те, которые установлены законодательством о налогах и сборах.
Ф.Ф.Ханафеев выделяет следующие основные формы налогового контроля [37]:
И.А.Майбуров относит к формам налогового контроля [18]:
А.С.Титов считает, что формами налогового контроля являются, в первую очередь, проверки, среди которых выделяются выездные и камеральные. Вместе с тем к формам налогового контроля он относит ревизию, инвентаризацию и надзор [35].
Нестеров Г.Г., Попонова H.A. и Терзиди A.B. под формой налогового контроля понимают способ организации контрольных действий [22], (приложение 6). На их взгляд формой налогового контроля является комплекс мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе в отношении всех подлежащих налоговому контролю субъектов. Форма налогового контроля - это регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля. По их мнению, налоговая проверка является формой налогового контроля, имеющей самостоятельное значение. Что касается получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра и обследования помещений и территорий, то их трудно назвать самостоятельными формами налогового контроля, поскольку они осуществляются в рамках налоговой проверки и не могут использоваться обособленно от нее. Они предлагают отнести к числу форм налогового контроля учет налогоплательщиков и специализированные формы учета крупнейших налогоплательщиков.
Дадашев А.З. и Пайзулаев И.Р. считают, что формами налогового контроля являются [23]:
Поскольку приоритетным направлением государственного финансового контроля является налоговый контроль, а формы его закреплены законодательно в Бюджетном кодексе Российской Федерации - это предварительный, текущий и последующий контроль, то их можно также считать и формами налогового контроля.
Предварительный налоговый контроль реализуется в форме постановки на учет организаций и физических лиц и ведении учета налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, то есть учет налогоплательщиков.
Ведение учета налогоплательщиков возложено на налоговые органы. Обязанность налоговых органов вести учет организаций и физических лиц установлена в пп. 3 п. 1 ст. 32 НК РФ.
Учет налогоплательщиков как форма налогового контроля направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных, значимых для целей налогообложения элементов.
При постановке организаций и физических
лиц на учет в налоговом органе
им присваивается
Текущий налоговый контроль реализуется в форме проведения камеральной налоговой проверки.
В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует определение понятия "камеральная налоговая проверка".
В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ под камеральной налоговой проверкой можно понимать проверку представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и иных документов (как представленных налогоплательщиком, так и имеющихся у налогового органа), служащих основанием для исчисления и уплаты налога, проводимую строго по месту нахождения налогового органа.
Понятие "камеральная налоговая проверка" существовало и до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации, однако тогда она сводилась к проверке правильности оформления налоговых расчетов и выявлению в них арифметических ошибок. На сегодняшний день проведение камеральной налоговой проверки позволяет налоговым органам не только выявить арифметические ошибки в поступившей от проверяемого налогоплательщика отчетности, но и осуществить сверку данных в документах, поступивших из различных источников.
Камеральную налоговую проверку можно отнести к активной форме налогового контроля.
В соответствии со статьёй 87 НК РФ целью камеральной налоговой проверки является не только контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, а также выявление и предотвращение налоговых правонарушений и подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ объектами камеральной налоговой проверки являются:
В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа (то есть проверяемый налогоплательщик не уведомляется о начале такой проверки).
Срок проведения камеральной налоговой проверки установлен в п. 2 ст. 88 НК РФ и не может превышать трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Дата представления налоговой отчетности является началом срока, отведенного для проведения камеральной налоговой проверки.
Периодичность проведения камеральной налоговой проверки определяется сроками, установленными законодательством о налогах и сборах, для сдачи налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам по налогам. Таким образом, камеральной налоговой проверке подвергаются отчетные (налоговые) периоды текущего года деятельности налогоплательщика.
Статьёй 88 НК РФ определены основные нормы, регламентирующие особенности проведения камеральной налоговой проверки.
Процедура проведения камеральной налоговой проверки определена Регламентом проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализации их результатов, утвержденным ФНС России. Указанный Регламент был принят в целях повышения эффективности налогового контроля и установления единого порядка проведения налоговыми органами камеральных налоговых проверок, но официально опубликован не был - предназначен исключительно для служебного пользования должностными лицами налоговых органов (имеет гриф "дсп").
Анализ регламента проведения камеральных налоговых проверок позволил нам выделить основные ее этапы (рисунок 8).
Порядок оформления результатов камеральной налоговой проверки зависит от того, выявлены ли в ходе ее проведения нарушения законодательства о налогах и сборах - в таком случае в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ в течение 10 дней после окончания проверки составляется акт.
Камеральная налоговая проверка является приоритетной и практически всеобъемлющей формой налогового контроля, не уступающей по степени эффективности выездным налоговым проверкам.
Отличия камеральной налоговой проверки от других форм налогового контроля состоят в следующем:
Информация о работе Формы и методы налогового контроля, пути совершенствования