Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:53, контрольная работа
Цель исследования – изучить сущность налогов и налоговой системы и выявить пути совершенствования современной налоговой системы России. Для реализации указанной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
изучить налог как экономическую категорию;
рассмотреть функции налогов;
выявить роль налогов в социально-экономическом развитии общества;
рассмотреть виды классификации налогов;
Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность и функции налогов 5
1.1. Налог как экономическая категория, его определение 5
1.2. Функции налогов 6
1.3. Роль налогов в социально-экономическом развитии общества 10
1.4. Виды классификации налогов 12
Глава 2. Понятие, сущность, роль и принципы налоговой системы 20
2.1. Понятие и принципы построения налоговой системы государства 20
2.2. Основные этапы становления и развития налоговой системы в России 26
2.3. Налоговая система Российской Федерации 29
Глава 3. Совершенствование налоговой системы 32
3.1. Совершенствование налоговой политики при переходе к инновационному типу экономического развития 32
3.2. Налоги и модернизация страны 34
3.3. Нетипичная система налогообложения в РФ 39
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Содержание
Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность и функции налогов 5
1.1. Налог как экономическая категория, его определение 5
1.2. Функции налогов 6
1.3. Роль налогов в социально-экономическом развитии общества 10
1.4. Виды классификации налогов 12
Глава 2. Понятие, сущность, роль и принципы налоговой системы 20
2.1. Понятие и принципы построения налоговой системы государства 20
2.2. Основные этапы становления и развития налоговой системы в России 26
2.3. Налоговая система Российской Федерации 29
Глава 3. Совершенствование налоговой системы 32
3.1. Совершенствование налоговой политики при переходе к инновационному типу экономического развития 32
3.2. Налоги и модернизация страны 34
3.3. Нетипичная система налогообложения в РФ 39
Заключение 42
Список использованной литературы 44
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Осуществляемый в России переход к рыночным отношениям потребовал выработки новой фискальной политики, играющей ведущую роль в системе мер государственного воздействия на экономические процессы в стране. Ведущее место при этом отводится налоговой системе, отвечающей требованиям рыночной экономики, то есть системе стимулирующей, а не подавляющей экономический рост. В связи с чем остро встает вопрос распределения налогового бремени, неотделимый от вопросов формирования налоговой системы.
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику (в частности, гибкое управление объемом изымаемой в виде налогов доли ВВП) в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоговая система является мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют особенности состава и структуры налогообложения. Но какие бы основания ни выдвигались для расширения сферы налоговых изъятий, они не могут опровергнуть требований экономических законов.
Любой экономический закон
определяет основополагающие принципы
функционирования экономических отношений,
следовательно, он не может приспосабливаться
к сиюминутным потребностям государства
и общества в целом, зависеть от политических
интересов и состава
Цель исследования – изучить сущность налогов и налоговой системы и выявить пути совершенствования современной налоговой системы России. Для реализации указанной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
При исследовании темы налогов и налоговой системы были изучены труды таких ученых, как Чепурин М.Н., Киселёва Е.А., Перов А.В., Толкушкин А.В., Аронов А.В., Кашин В.А., Бармин Д.А.
Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах английского экономиста Д. Риккардо: «Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны». Таким образом, экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями: фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. По мнению И. Черкасовой и Т. Жуковой, экономическую сущность налогов можно представить следующим образом. «Общество производит определенные товары и оказывает различные услуги. В процессе производства товаров и в ходе действия механизма рыночной цены формируются доходы хозяйствующих субъектов. Государство путем изъятия части доходов, сформированных в процессе деятельности хозяйствующих субъектов, формирует доходную часть бюджета. Через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества между его реальными производителями и государством. Совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны без распределения ресурсов, использованных на производство, составляет валовой внутренний продукт (ВВП). Основным методом перераспределения ВВП стало прямое изъятие государством в свою пользу его определенной части. Это применяется для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета) государства, что и составляет экономическую сущность налогообложения. Объем ВВП определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства».
Таким образом, экономическая сущность
налогов вытекает из природы налогов,
а так же из их исторического характера.
Учеными выделяются такие специфические
особенности налогов как
К таким признакам, во-первых, относится его обязательность и всеобщность; это означает, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги, кроме того, субъект налогообложения не может отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по уплате налогов. Второй признак налогов – смена собственника; доля частной собственности (в денежной форме) переходит государству, поступая в централизованные денежные фонды (бюджетные фонды), в которых налоговые поступления обезличиваются. Так же важным признаком налога является его безвозвратность и безвозмездность, т.е. налог никогда не возвращается налогоплательщику налога, уплативший налог не получает ничего взамен.
Каждая из выполняемых
налогом функций проявляет
Фискальная функция является
основной функцией налога. Она состоит
в том, чтобы обеспечивать государство
денежными средствами. Посредством данной
функции реализуется главное назначение
налогов – формирование финансовых ресурсов
государства, аккумулируемых в бюджете
и внебюджетных фондах. Собранные с помощью
налогов средства расходуются государством
на содержание административно-
Функции налогов взаимосвязаны - реализация фискальной функции создает материальную основу для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции.
Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и контролирующую роль.
Регулирующая функция налога находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов – физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды.
Наиболее тесно с фискальной связана распределительная (или перераспределительная) функция налога, выражающая его экономическую сущность как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной. Как активный участник распределительных и перераспределительных процессов, налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства. Здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной. С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление данной функции, ее полнота и глубина в известной мере зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленный законодательством налог. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов – явление частое. В условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в саму налоговую систему, или в социальную политику, или в бюджетную политику. В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о такой функции налогов, как социальная, которая реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации социальной функции являются, прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши. Однако правомерно говорить все же о регулирующей функции. Воспроизводственная функция налогов, согласно другим источникам, носит целевой характер и обеспечивается платежами за пользование природными ресурсами, отчислениями на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налогами и платежами, взимаемыми в дорожные фонды. Данная функция позволяет использовать денежные средства на решение экологических программ, программ по природоохранной деятельности.
В результате практического
использования налоги исполняют
очень важную роль в перераспределении
ВВП между участниками
1) изъятие у предприятий и населения части их доходов в свою пользу;
2) воздействие через налоговый
механизм на процессы
Информация о работе Контрольная работа по «Налогам и налогообложению»