Контрольная работа по «Налогам и налогообложению»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить сущность налогов и налоговой системы и выявить пути совершенствования современной налоговой системы России. Для реализации указанной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
изучить налог как экономическую категорию;
рассмотреть функции налогов;
выявить роль налогов в социально-экономическом развитии общества;
рассмотреть виды классификации налогов;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность и функции налогов 5
1.1. Налог как экономическая категория, его определение 5
1.2. Функции налогов 6
1.3. Роль налогов в социально-экономическом развитии общества 10
1.4. Виды классификации налогов 12
Глава 2. Понятие, сущность, роль и принципы налоговой системы 20
2.1. Понятие и принципы построения налоговой системы государства 20
2.2. Основные этапы становления и развития налоговой системы в России 26
2.3. Налоговая система Российской Федерации 29
Глава 3. Совершенствование налоговой системы 32
3.1. Совершенствование налоговой политики при переходе к инновационному типу экономического развития 32
3.2. Налоги и модернизация страны 34
3.3. Нетипичная система налогообложения в РФ 39
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 83.07 Кб (Скачать файл)

2.3. Налоговая система Российской Федерации

Финансовое обеспечение  всех уровней бюджета – федерального, субъектов Федерации, местного –  осуществляется за счет разных видов  государственных доходов.

Основным видом государственных  доходов являются налоги, поскольку  они дают наибольшую часть поступлений  денежных средств в государственную  казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах  рыночной экономики.

Основные положения о  налогах в Российской Федерации  закреплены в Конституции РФ (п. 3 ст. 57, 71, 132). В этих статьях изложены основополагающие положения, касающиеся налогообложения и сборов в РФ. Развитие этих положений содержится в принятых Государственной Думой  налоговых законах. Основными из них являются Федеральные законы «О налоге на добавленную стоимость» и «Об акцизах», законы РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О подоходном налоге с физических лиц», «О налоговых органах РФ» и другие законы и подзаконные акты.

Для укрепления законности в  области налогового права был  принят Налоговый кодекс Российской Федерации.

Налоговая система РФ - это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность:

  • системы налогов и сборов РФ;
  • системы налоговых правоотношений;
  • системы участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовой базы сферы налогообложения.

Кроме того, к элементам  налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права.

К основным принципам налоговой  системы относятся следующие:

  • принцип единства налоговой системы;
  • принцип организационного единства системы налоговых органов:
  • принцип справедливости налогообложения;
  • принцип достаточности налогообложения;
  • принцип единства нормативно-правовой базы;
  • принцип подвижности (эластичности) налогообложения.12

Правовая наука придает  огромное значение определению понятия  «налог». Современное российское законодательство дает определение налога в Налоговом  кодексе РФ.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налог – платеж, связанный, с переходом права собственности  от частного субъекта к публичному. Плательщик налога расстается со своим  имуществом и лишается права собственности  на него. Неуплата налогов влечет санкции. Обязанность платить распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства13.

Глава 3. Направления совершенствования налоговой системы

3.1. Совершенствование налоговой политики при переходе к инновационному типу экономического развития

В Концепции  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы  обеспечения устойчивого повышения  благосостояния российских граждан, национальной безопасности страны, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Имеется в  виду, что решение концептуальной задачи по обеспечению перехода к  инновационному и социально ориентированному типу экономического развития требует  поддержания макроэкономической стабильности путем осуществления мер по ряду приоритетных направлений, одно из которых  состоит в усилении "стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном  устойчивом выполнении фискальной функции".

Предполагается, что реализация указанного направления  должна осуществляться путем совершенствования  налоговой политики, обеспечивающей дополнительные стимулы для:

  • создания новых производств, развития бизнеса с высокой добавленной стоимостью, развития малого предпринимательства, прежде всего в высокотехнологичных секторах;
  • обновления и технического перевооружения основных фондов в экономике;
  • проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения их результатов.

Налоговую политику, в указанном контексте, следует  рассматривать как особую систему  распределения общественного продукта по поводу образования доходов субъектов  экономических отношений и государства, призванную способствовать устойчивому  развитию производства и росту народного  благосостояния. Фискально-распределительная  функция налогов выражается в уровне налогового бремени экономики, который определяется долей валового внутреннего продукта, изымаемой в бюджетную систему посредством действующей системы налогообложения. Регулирующая функция выражается в первую очередь через механизм налоговых льгот и специальных налоговых режимов, призванных способствовать инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов в тех или иных регионах и отраслях экономики.

Основные  направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 годов разработаны  Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним  из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при  подготовке проектов бюджетов субъектов  РФ.

В настоящее  время этот документ является основополагающим в области совершенствования  налоговой системы. Помимо решения  задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой  политики позволяют участникам налоговых  отношений определить ориентиры  в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий  ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления  налоговой политики не являются нормативным  правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Особое значение настоящий документ приобретает  в условиях мирового финансового  кризиса и разработки приоритетов  социально-экономического развития РФ в среднесрочной перспективе, комплекса  мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики.

В трехлетней перспективе 2010-2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации  в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой  системы, сохранение сложившегося к  настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления  налоговой политики составлены с  учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Однако при  этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной  стороны, будет направлена на противодействие  негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных  темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Сокращение  объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения  иных макроэкономических показателей  может привести к росту задолженности  по налогам и сборам перед бюджетной  системой и увеличению масштабов  уклонения от уплаты налогов. В целях  минимизации указанных рисков потребуется  повышение качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

Необходимо  постоянно анализировать ситуацию в мировой, российской экономике  и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.

3.2. Налоги и модернизация страны

Принципы  построения эффективной налоговой  системы достаточно обоснованы в  налоговой теории и включают в  себя следующее.

Экономическую эффективность. Налоговая система  не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

Определенность  налогообложения. Налоговая система  должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия  принятия экономических решений  предпринимателем (и юридическим, и  физическим лицом) были определены заранее  и не изменялись в течение длительного  периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается  с принципом стабильности налоговой  системы.

Справедливость  налогообложения. Этот принцип является основным при построении налоговой  системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов  налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

Простоту  налогообложения и низкий уровень  издержек по взиманию налогов. Налоговое  законодательство должно содержать  простые формулировки, понятные большинству  налогоплательщиков, а процедура  взимания налогов должна быть относительно дешевой.

Существующей  в России налоговой системой недовольны и предприниматели и налоговики. В кризис налоговые проблемы стали  особенно актуальными. Для их решения  при Комитете Госдумы по экономической  политике и предпринимательству  создана Рабочая группа по совершенствованию  Российской налоговой системы.

В настоящее  время российская система налогообложения  не полностью выполняет фискальную функцию и почти не выполняет  стимулирующую, распределительную  и социальную функции. Она не способствует росту благосостояния и снижению социального расслоения населения. Наша система налогообложения сложна, запутанна и противоречива. Она  позволяет легко уклоняться от уплаты налогов. С другой стороны, независимо от уплаты или неуплаты налогов налоговая  инспекция может привлечь к ответственности  любого налогоплательщика, выразив, например, сомнения в действительности счетов-фактур и в законности возмещения НДС  или заподозрив его в «недобросовестности» и в получении «необоснованной налоговой выгоды».

Но, при этом, наличие резервов совершенствования  – наше конкурентное преимущество перед развитыми странами. На мой  взгляд, есть первостепенные задачи, решение  которых значительно улучшит  налоговое администрирование.

Прежде всего, необходимо оптимизировать налогообложение  доходов физических лиц.

Практически во всех странах, добившихся успехов  в экономике, действует прогрессивная  шкала подоходного налога. Не удивляют и давно известны высокие максимальные ставки налога в развитых странах (от 35% до 65%). Но и в странах БРИК (кроме России) также действует прогрессивная шкала с высокими ставками: в Китае - до 45%, в Бразилии - до 27,5%, в Индии - до 30%. По этим ставкам облагаются месячные доходы, превышающие в переводе на рубли по курсу: в Китае - 22 624 руб., в Индии - 27 083 руб., в Бразилии - 61 825 руб. При этом в Индии необлагаемый налогом месячный доход - до 8125 руб., в Бразилии - до 24 750 руб., а в России - 400 руб., что примерно в 45(!) раз ниже среднего по Европе. И дело здесь не в справедливости (хотя и это очень важно). Равномерность распределения доходов, обеспечиваемое прогрессивной шкалой, - одно из обязательных условий экономического развития любой страны. Исследования Мирового банка показывают, что высокое неравенство доходов губительно для экономического роста. А долговременное сохранение такого состояния приводит к существенному обнищанию и деградации большинства населения. Российский опыт это подтверждает.

С 2011-го Минфин повысил социальные взносы с 26% до 34% от фонда оплаты труда, т.е. на 30%. Велика опасность, что эта мера нанесет удар по планам развития несырьевой экономики и ничего не даст бюджету. В значительной мере запланированный эффект можно было бы достигнуть отменой предельной величины годового дохода (415 тыс. рублей), выше которого социальные взносы не взимаются. Эффект этой меры может быть достаточно велик. Например, сумма социальных взносов с вознаграждений 172 членам правлений и советов директоров 16 российских банков, получающих в среднем по 3,2 млн. рублей в месяц, в 5,3 раза меньше суммы взносов, взимаемых с такого же фонда (6,6 млрд. руб.) оплаты труда 16 тыс. человек с окладами 34 583 рубля в месяц (415 тыс. руб. в год). Это связано с тем, что рабочий день "банкира" стоит 128 тыс. рублей. Превышение необлагаемой суммы в 415 тыс. руб. у него наступит через 4 дня работы, и с него перестанут взимать социальные взносы; кроме того, банковская деятельность не облагается НДС. Если отменить льготы, то только в виде социальных взносов от указанных 16 банков бюджет получит дополнительно более двух миллиардов рублей. И таких правлений и советов директоров в нашей стране не один десяток.

Другим существенным резервом могло бы стать повышение  налогообложения дивидендов акционеров крупных компаний. Например, сумма  дивидендов (около 80 млрд. руб. в год), полученных десятком акционеров 15 крупнейших российских металлургических компаний, почти вдвое превысила фонд оплаты труда 160 тыс. работников этих компаний. Поскольку эти компании зарегистрированы за рубежом (в основном на Кипре), дивиденды  ушли туда же и налогами в нашей  стране почти не облагались. А ведь кроме металлургических в России есть и другие компании.

Информация о работе Контрольная работа по «Налогам и налогообложению»