Контрольная работа по «Налогам и налогообложению»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить сущность налогов и налоговой системы и выявить пути совершенствования современной налоговой системы России. Для реализации указанной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
изучить налог как экономическую категорию;
рассмотреть функции налогов;
выявить роль налогов в социально-экономическом развитии общества;
рассмотреть виды классификации налогов;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность и функции налогов 5
1.1. Налог как экономическая категория, его определение 5
1.2. Функции налогов 6
1.3. Роль налогов в социально-экономическом развитии общества 10
1.4. Виды классификации налогов 12
Глава 2. Понятие, сущность, роль и принципы налоговой системы 20
2.1. Понятие и принципы построения налоговой системы государства 20
2.2. Основные этапы становления и развития налоговой системы в России 26
2.3. Налоговая система Российской Федерации 29
Глава 3. Совершенствование налоговой системы 32
3.1. Совершенствование налоговой политики при переходе к инновационному типу экономического развития 32
3.2. Налоги и модернизация страны 34
3.3. Нетипичная система налогообложения в РФ 39
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 83.07 Кб (Скачать файл)

От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всей экономики государства.

Налоговые системы большинства  стран складывались столетиями под  воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что  налоговые системы разных стран  отличаются друг от друга: по видам  и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям  органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых  льгот и ряду других важнейших  признаков. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы. Основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений ставших классическими, принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1. Подданные государства  должны участвовать в покрытии  расходов правительства, каждый  по возможности, т. е. соразмерно  доходу, которым он пользуется  под охраной правительства. Соблюдение  этого положения или пренебрежение  им ведет к так называемому  равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан  уплачивать каждый, должен быть  точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ  его уплаты должны быть ясны  и известны как самому плательщику,  так и всякому другому...

3. Каждый налог должен  взиматься в такое время и  таким способом, какие наиболее  удобны для плательщика...

4. Каждый налог должен  быть устроен так, чтобы он  извлекал из кармана плательщика  возможно меньше сверх того, что  поступает в кассы государства".

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений  и иллюстраций, кроме тех, которые  содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики. Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. В первую очередь необходимо выделить принцип равенства и справедливости. Распределение налогового бремени должно быть равным, т. е. каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну. И юридические, и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. Но обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками. В мировой практике существуют два подхода к реализации принципа равенства и справедливости. Первый подход состоит в обеспечении выгоды налогоплательщика. Согласно этому подходу уплачиваемые налоги соответствуют тем выгодам, которые налогоплательщик получает от услуг государства, т. е. налогоплательщику возвращается часть уплаченных налогов путем выплат из бюджета различного рода компенсаций, трансфертов, финансирования образования, здравоохранения и т. д. и т. п. Таким образом, в данном случае имеет место связь указанного подхода со структурой расходов бюджета. Второй подход в реализации принципа равенства и справедливости состоит в способности налогоплательщика платить налоги. В данном случае этот подход не привязан к структуре расходов бюджета. Каждый платит свою долю в зависимости от платежеспособности. В построении налоговых систем эти два подхода, как правило, сочетаются, что обеспечивает наиболее благоприятные условия для реализации этого важнейшего принципа построения налоговой системы.

Многие ученые и практики выделяют принцип эффективности налогообложения, который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:

  • налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений или, по крайней мере, это влияние должно быть минимальным;
  • налоговая система должна содействовать проведению политики стабилизации и развитию экономики страны;
  • не должны устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое пространство и налоговую систему страны. Поэтому не имеют права на существование налоги, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. В частности, не могут устанавливаться налоги, ограничивающие перемещение физических лиц, товаров (работ, услуг) между разными субъектами Федерации либо муниципальными образованиями, вывоз капитала за пределы субъекта Федерации или муниципального образования либо ограничивающие капиталовложения в пределах другого субъекта Федерации или муниципального образования страны;
  • налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. В связи с этим не должны устанавливаться региональные либо местные налоги для формирования доходов какого-либо субъекта Федерации или муниципального образования в стране, если их уплата переносится на налогоплательщиков других субъектов Федерации или муниципальных образований;
  • налоговая система не должна допускать произвольного толкования, но в то же время должна быть понята и принята большей частью общества. Налог, который налогоплательщик обязан платить, должен быть определен точно, а не произвольно: время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны налогоплательщику. Не может допускаться толкование закона о налоге налоговым чиновником;
  • максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства и общества на сбор налогов и содержание налогового аппарата, т. е. административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Важное значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения. Суть его можно выразить двумя взаимосвязанными требованиями:

  • налоговая система должна предъявлять одинаковые требования к эффективности хозяйствования конкретного налогоплательщика вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности. Иными словами, не допускается установление дополнительных налогов, повышенных либо дифференцированных ставок налогов или налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного (складочного) капитала (фонда) или имущества налогоплательщика. Кроме того, налоги не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, экономических, этнических, конфессиональных или иных подобных критериев;
  • должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образования дохода или объекта обложения.

Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не должно допускаться обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Рациональная и устойчивая налоговая система невозможна без  соблюдения принципа стабильности налоговых ставок. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что налоговые ставки должны утверждаться законом и не должны часто пересматриваться.

Одновременно с этим принципом  в налоговой практике нередко  используется и принцип дифференциации ставок в зависимости от уровня доходов налогоплательщика. Этот принцип не является обязательным. Вместе с тем при его применении не должно допускаться введение индивидуальных ставок налогообложения, так же как и введение максимальных налоговых ставок, побуждающих налогоплательщика свертывать экономическую деятельность.

Исключительно важным, особенно в условиях федеративного государства, является соблюдение принципа четкого разделения налогов по уровням государственного управления. Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе и имеет в виду, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и т. д. В то же время зачисление налогов в бюджеты разных уровней может регулироваться при ежегодном утверждении закона о бюджете. Одним из принципов, сформулированным еще А. Смитом, является принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа каждый из всей совокупности налогов должен взиматься в такое время и таким способом, которые предоставляют наибольшие удобства для налогоплательщика. Иными словами, при формировании налоговой системы и введении любого налога должны быть ликвидированы все формальности, акт уплаты налога должен быть максимально упрощен: уплата налога должна производиться не получателем дохода, а предприятием, на котором он работает; налоговый платеж приурочивается ко времени получения дохода. С точки зрения этого принципа, наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара или оплатой услуги.

Исходя из изложенного  выше принципа удобства и времени  взимания налогов особую актуальность приобретает принцип разумного сочетания прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа должно использоваться все многообразие видов налогов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. Кроме того, использование данного принципа важно для стабильности финансов государства, особенно в период обострения кризисной ситуации в экономике, поскольку экономически более обоснованно иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один-два вида поступлений с высокими ставками налогообложения. В российской экономической литературе нередко выделяется еще один принцип налогообложения, а именно: научный подход к установлению конкретной величины ставки налога. Суть этого принципа состоит в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему после уплаты налогов иметь доход, обеспечивающий ему нормальное функционирование. Недопустимо при установлении ставок налога исходить сугубо из сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика. Научный подход к установлению ставок налогов должен сочетаться с принципом использования системы налоговых льгот, которые должны реально стимулировать процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно гарантировать гражданам прожиточный минимум. При этом льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они предоставляются только категориям налогоплательщиков.

2.2. Основные этапы становления и развития налоговой системы в России

Возникновение налогов, становление  и развитие финансовой системы и  в последующее выделение из нее  налоговой системы неразрывно связано  с генезисом общества и государственного устройства. Финансовая система России проходила этапы характерные  для любого государства.

Следует отметить, что с  ранних этапов существования Российского  государства правители использовали интересы своих граждан в области  уплаты налогов для достижения своих  целей, тем самым, по сути, проводили  эффективную налоговую политику4.

На Руси о первых налогах, распределявшихся на регулярной основе, упоминается в летописях. В Лаврентьевской летописи указано: "В лето 6367 имаху дань Варяги из заморья на Чюди и на Словенах, на Мери и на Всех Кривичах; а Козари имаху на Полянах, и на Северах и на Вятичах, и маху по белей Веверице от дыма".

Княгиня Ольга в X в. в завоеванной  земле уже устанавливает уставы и уроки, т.е. упорядочивает взимание даней-податей, а установившейся единицей обложения (дым, рало, плуг), говорящей  о регулярности различных взиманий с народной массы, известные славянам задолго до Ольги, по крайней мере, в самом начале IX в.,

Собирание налогов князями  по большой части, были отнесены к  двум временам года: к весне и  зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов. До 988 года основными  видами налогов были: дани, оброки, корма. Дань собиралась двумя способами: подвластные  народы привозили дань в Киев или  же князья сами ездили за нею по подвластным народам. Первый способ сбора дани назывался повозом, второй - полюдьем5

Финансовая система Древней  Руси начала складываться только с  конца IX века, в период объединения  древнерусских племен и земель в  связи с принятием в 988 году христианства - крещением Руси. Основной формой поборов  в княжескую казну была Дань.

Начала складываться система  налогообложения, объектом обложения  в которой выступает дом, то есть само хозяйство, начиная с XII в. –  система посошного обложения. За единицу обложения принимается  соха, тягло.6

Посредством налогов решались и вопросы правопорядка. Например, судебная пошлина («вира») взималась  за убийство.7

В период татарского ига в  пользу хана собирался налог –  ордынский «выход». Он взимался с  каждой души мужского пола и головы скота. Были и другие ордынские тяготы: ям – обязанность доставлять подводы  ордынским чиновникам. Финансовая система  Руси в это время была разрушена. Основным источником дохода стали торговые сборы.

С образованием централизованного  Русского государства, начиная с XVв. финансовая система начала создаваться  вновь: введены прямой налог - деньги с черносошных крестьян. С целью  правильного налогообложения проведено  описание земель с указанием местонахождения. Для определения размера налогов  служило – «сошное письмо». Затем  посошное было заменено подворным налогообложенем.

Новый поход в области  налогообложения связан с правлением Петра I. Подворное налогообложение  было заменено на подушную подать. Были введены: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и другие.

Петр I понимал важность отношений  в области налогообложения. Он предпринял ряд мер для подъема производительных сил, видя в этом необходимое условие укрепления финансового положения страны.

Таким образом, развитие экономики  обеспечивало приток доходов в будущем  путем расширения налоговой базы. Петр I реорганизовал управления финансами. Он разделил функции сбора, расхода  и контроля над финансовыми средствами, чтобы не было сговора: камер-коллегии поручено – надзирать за доходами, коммерц-коллегия – ведала сборам таможни. Для контроля над расходованием  денежных средств была создана ревизион-коллегия8.

В период правления Екатерины II (1729 - 1797) совершенствуется управление государственными органами: вводятся экспедиции государственных доходов, ревизий, взимание недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала. Характерно, что размер капитала записывался "по совести каждого ".

Налоговая система России XVIII в. отличалась взиманием косвенных  налогов, их доля составляла 42 % доходов  казны. Интересно это время тем, что в 1810 году Государственный совет  России утверждает программу финансовых преобразований. Многие идеи организации  государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни. 9

В начале XIX в. ведение войны  с Наполеоном потребовало увеличения всех ресурсов государства, в том  числе и финансовых. В период правления  Александра I (1801-1825) была разработана  программа финансовых преобразований, которые связаны с именем М. М. Сперанского (1772 - 1839), она предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов. Основное правило заключалось в  следующем: « Расходы должны соответствовать  доходам».10

Отмена крепостного права дала толчок к развитию податного законодательства. Манифест и Положение 19 февраля 1861 г - провозгласили отмену крепостной зависимости, предоставили крестьянам права на земельный надел и проведения выкупного платежа за земельный надел. В соответствии с Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, крестьяне обязаны нести следующие казенные и земские денежные повинности:

1)подушная подать,

2)сбор на обеспечение  продовольствия 

3) земские сборы, как  государственные, так общие губернские  и частные, 

4) сбор на заготовление  окладных листов по подати  и сборам. 11

С 1917 года открыта новая  страница в экономических преобразованиях  России. Характерной чертой этого  периода является наличие множества  налогов. Существовали следующие группы налогов: прямые (единый натуральный налог), косвенные (акцизы), пошлины (судебная), сборы (гербовый).

Информация о работе Контрольная работа по «Налогам и налогообложению»