Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:53, контрольная работа
Цель исследования – изучить сущность налогов и налоговой системы и выявить пути совершенствования современной налоговой системы России. Для реализации указанной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
изучить налог как экономическую категорию;
рассмотреть функции налогов;
выявить роль налогов в социально-экономическом развитии общества;
рассмотреть виды классификации налогов;
Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность и функции налогов 5
1.1. Налог как экономическая категория, его определение 5
1.2. Функции налогов 6
1.3. Роль налогов в социально-экономическом развитии общества 10
1.4. Виды классификации налогов 12
Глава 2. Понятие, сущность, роль и принципы налоговой системы 20
2.1. Понятие и принципы построения налоговой системы государства 20
2.2. Основные этапы становления и развития налоговой системы в России 26
2.3. Налоговая система Российской Федерации 29
Глава 3. Совершенствование налоговой системы 32
3.1. Совершенствование налоговой политики при переходе к инновационному типу экономического развития 32
3.2. Налоги и модернизация страны 34
3.3. Нетипичная система налогообложения в РФ 39
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Таким образом, преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов.
Значительное место в теории налогов занимает вопрос их классификации, т.е. системной группировки налогов по различным признакам. Обычно в научной литературе используется специальный термин – таксономия. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности и т. д.
Любая классификация субъективна, так как зависит от мнения разработчика, однако множественность налогов объективна.
Соответственно существуют: государственные налоги, устанавливаемые верховной властью, которые взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет; местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты.
Обязательные налоги взимаются по всей территории государства независимо от бюджета в который они поступают.
Решение о введении факультативных
налогов на соответствующих территориях
принимают территориальные
Общие
налоги обезличиваются и поступают
в единую кассу государств. Они
предназначены для
Специальные целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.).
Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.
Регулирующие налоги – налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов. Основанием для обложения являются владение и пользование доходами и имуществом.
Среди прямых налогов выделяют реальные и личные.
Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество, налог на недвижимость и некоторые другие.
Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с физических и юридических лиц или у источника дохода, или по декларации. Примером личного обложения могут служить налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.
Косвенные налоги взимаются в сфере потребления, т.е. в процессе движения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на потребление и предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. Субъектом налога в данном случае является продавец товара, выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога. Примером косвенного налогообложения служат акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины.
В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные акцизы устанавливаются по отдельным видам и группам товаров и возникают они только в производственной сфере (акциз, налог на добычу полезных ископаемых). Универсальные акцизы устанавливаются на товары, работы и услуги, которые возникают как в сфере производства, так и в сфере обращения (НДС).
Государственные фискальные монополии – ими облагаются товары и услуги производства реализация которых монополизирована государством. Делятся на полные и частичные, представляющие полную или частичную монополию государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво). Основная цель их взимания состоит в увеличении доходов государственного бюджета. По элементам налогов: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад. Субъект налога (налогоплательщик) – это физическое либо юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другой субъект, который и будет действительным носителем налога, или фактическим конечным плательщиком. Это различие связано с явлением переложения налогов.
Объект налога (объект обложения) – имущество, доход, предмет, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности и др., которые служат основанием для обложения налогом. Объекты налога многообразны. К ним относятся недвижимое имущество – земельные участки, дома, строения и т. п.; движимое имущество – ценные бумаги, денежные средства (на счетах в банке, в кассе хозяйствующего субъекта); предметы потребления – чай, сахар, соль и т. д.; доходы – заработная плата, прибыль, рента и др.
Источник налога – доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится оклад налога. Например: источником налога на прибыль является прибыль, подоходного налога – заработная плата, доходы лиц, работающих не по найму, дивиденды по акциям и т. д. Источник может совпадать с объектом налога, примером может служить подоходный налог с рабочих и служащих: объект налога – заработная плата (она же источник налога).
Единица (масштаб) налога –
единица измерения объекта
Оклад налога – сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в бюджетный фонд. В действительности, в момент установления государством налога как отношения, возлагающего обязанности на субъект, никаких денежных платежей не осуществляется. И только тогда, когда конкретный субъект по определенному налогу исчислит оклад налога и внесет его в бюджетный фонд, осуществится платеж (уплата денег).
Все налоги, существующие в России можно классифицировать по различным признакам.
По способам взимания выделяют:
1) прямые налоги (налоги
на доходы и имущество), которые
взимаются с конкретного
2) косвенные налоги (заложены
в цену товара, оплачиваются покупателем,
а вносятся в бюджет продавцом)
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся
на конечного потребителя в
В зависимости от того, какой орган государственной власти вводит налоги, а также имеет право их конкретизировать и уточнять условия уплаты, налоги делятся на федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги. Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.
Региональные налоги. Такие налоги, как налог на имущество предприятий, лесной налог устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не будет установлено законодательными актами РФ2.
К региональными налогами:
1. Налог на имущество организаций.
2. Налог на игорный бизнес.
3. Транспортный налог.
К местным налогам относятся:
1. Земельный налог.
2. Налог на имущество физических лиц.
По объекту налогообложения существующие налоговые платежи можно разделить на:
3) налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);
4) налоги с имущества (предприятий, граждан);
5) налоги с определенных видов операций, сделок, деятельности (налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы).
По источнику уплаты налоги делятся на:
6) налоги, относимые на увеличение цены товара (НДС и др.);
7) налоги, относимые на
себестоимость продукции (
8) налоги, относимые на
финансовые результаты
9) налоги на чистую прибыль (налог на прибыль предприятий,
10) подоходный налог с физических лиц, единый налог на вмененный доход).
Анализ структуры налоговой системы России и видов налогов свидетельствует о том, что являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, система не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является неэффективной и неэкономичной. Она является по сути своей не только грабительской, но и громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, таки по документированию3.
Исходя из необходимости
наиболее полного удовлетворения потребностей
государства в финансовых ресурсах,
а также в целях выполнения
налогами возложенных на них функций
государство устанавливает
Информация о работе Контрольная работа по «Налогам и налогообложению»