Косвенные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Эффективная деятельность предприятий и хозяйственных организаций, стабильные темпы их работы и конкурентоспособность в современных экономических условиях в значительной степени определяются качеством управления финансами. Оно включает в себя финансовое планирование и прогнозирование с такими обязательными элементами, как бизнес планирование, разработка инвестиционных проектов, организация управленческого учета, регулярный комплексный финансовый анализ и на его основе решение проблем платежеспособности, финансовой устойчивости, преодоление возможного банкротства предприятия.

Файлы: 1 файл

bestref-198664.doc

— 2.80 Мб (Скачать файл)

В механизм формирования финансовых результатов включаются проценты к получению, доходы от участия  в других организациях, прочие операционные доходы. Наконец, в механизме формирования прибыли отражаются прочие доходы и расходы, то есть результаты прочих операций деятельности.

Последним элементом  прибыли являются следующие составляющие, т.е. такие, которые непосредственно  не связаны с производством и  реализацией продукции (форма № 2):

  • прочие доходы;
  • прочие расходы;
  • прибыль (убыток) до налогообложения;
  • налог на прибыль и другие обязательные аналогичные платежи;
  • прибыль (убыток) от обычной деятельности.

В частности, в составе прочих доходов и расходов учитываются суммы уплаченных и полученных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и др.). В тех случаях, когда суммы санкций вносятся в бюджет, они не включаются в состав расходов от прочих операций и возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Традиционно включаемые в состав прочие доходов и расходов штрафы, пени и неустойки имеют непостоянный характер. При этом штрафы, пени и неустойки уплаченные могут превышать полученные. Тогда образуются убытки, сокращается прибыль. Если же сумма экономических санкций, полученных данным предприятием, превышает уплаченные, то прочие доходы увеличиваются.

Все будет зависеть от характера деятельности данного  предприятия, соблюдения расчетно-платежной  дисциплины, выполнения обязательств по поставкам, платежам в бюджет, поставщикам  и банкам. Могут иметь место  также и другие прочие доходы (расходы), не связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг).

Учитывая то, что подавляющую  часть прибыли предприятия получают от продажи товаров, продукции, работ  и услуг, то эта часть прибыли  имеет ведущее значение и также  усиливающееся в условиях развития предпринимательства значение прочих доходов и расходов.

При принятии решений  в области налогообложения прибыли  особое значение имеют расходы предприятия.

Классификация расходов предприятия рассматривается следующим  образом:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

К расходам по обычным  видам деятелей в относятся:

  • расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ, оказанием услуг и осуществлением других обычных видов деятельности.

К прочим расходам относят:

  • расходы, связанные с предоставлением за оплату во временное пользование активов организации;
  • расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы;
  • расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
  • расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции;
  • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
  • расходы, с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

Величина расходов является важнейшим факторов формирования финансовых результатов, именно по этому элементу расходов отражается значительная часть издержек, связанных с выплатой процентов за кредит, вследствие чего на многих предприятиях прибыль, полученная от реализации продукции, в значительной степени поглощается операционными расходами, а зачастую приводит к убыточной деятельности в целом.

Также в прочие расходы  включают:

  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • возмещение причиненных организацией убытков;
  • убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
  • суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
  • курсовые разницы;

Прибыль, остающаяся в  распоряжении предприятия, должна распределяться таким образом, чтобы способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

Распределительный процесс использования прибыли можно представить в виде схемы (рисунок 6).

В списке показателей  прибыли последним числится показатель чистой прибыли – это остающаяся в распоряжении предприятия прибыль  после уплаты налога на прибыль и  других обязательных платежей.

При распределении оставшейся прибыли предприятия должны руководствоваться  действующим законодательством, учредительными документами и учетной политикой  предприятия. Никакие органы, в том  числе государство, не имеют право  вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия.

В соответствии с учредительными документами либо соглашением учредителей  предприятия могут некоторую  часть прибыли направлять на выплату  дивидендов, другую – на формирование резервного капитала, третью – на создание дополнительных резервов.

Предприятие вправе самостоятельно решать, каким образом следует использовать принадлежащую ей прибыль.

За счет нераспределенной прибыли обеспечивается социально-бытовое  обслуживание членов трудового коллектива, материальное поощрение в виде премий и в иных формах.

Часть нераспределенной прибыли в соответствии с учредительной  сметой направляется на долгосрочное инвестирование предприятия, т.е. на приобретение объектов основных средств производственного  назначения и социальной сферы; новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение производственных мощностей, освоение новой продукции, новой техники и технологий.

Некоторые особенности  в распределении прибыли имеют  место в акционерных обществах, где первоочередным является отчисление в резервный фонд в размерах, предусмотренных уставом общества.

Средства резервного фонда используются на покрытие убытков, а также на погашение облигаций  и выкуп акций в случае отсутствия иных средств без риска потери финансовой устойчивости. Резервный фонд не может быть использован для иных целей.

Следует отметить, что  в акционерных обществах устанавливается  очередность использования нераспределенной прибыли: выплата процентов по облигациям, отчисления в резервный фонд, выплата дивидендов по привилегированным акциям, выплата дивидендов по обыкновенным акциям, отчисления в фонд целевого использования, прочие расходы.

Распределение прибыли  непосредственно реализует главную  цель политики управления – повышение  уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал и ростом этих доходов.

Чистая прибыль является источником пополнения собственных  оборотных средств. Кроме того, она  направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам. За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов, например, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сбор со сделок по купле-продаже валюты на биржах, сбор за право торговли и др.

Порядок распределения  прибыли предприятия сложен, поэтому  его необходимо совершенствовать, используя сложившуюся экономическую ситуацию[16].

Важным фактором, влияющим на финансовый результат деятельности предприятия является рентабельность.

Рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль как вознаграждение за риск сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.

При его помощи можно  оценить эффективность управления предприятием, так как получение  высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит  от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления[21].

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т. е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов, инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Устанавливая связь  между суммой прибыли и величиной  вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования  прибыли. В процессе прогнозирования  с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Таким образом, показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

 

    1. Основные методы планирования прибыли

 

Планирование прибыли – это составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы предприятия. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Основные методы планирования прибыли:

  • метод прямого счета;
  • аналитический метод;
  • планирование прибыли с учетом пороговых показателей деятельности предприятия.

Метод прямого счета  наиболее распространен на предприятиях. Он применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:

 

П = Выр. – Сс (- НДС) (18)

 

Аналитический метод  планирования прибыли применяется  при большом ассортименте выпускаемой  продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его  проверки и контроля. При аналитическом  методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.

Исчисление прибыли  аналитическим методом состоит  из трех последовательных этапов:

1) определение базовой  рентабельности как частного  от деления ожидаемой прибыли  за отчетный год на полную себестоимость товарной продукции за тот же период:

 

Рб = (По/ Стп) х 100 (19)

 

2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

3) учет влияния на плановую  прибыль различных факторов: снижение (повышение) себестоимости сравниваемой  продукции, повышение качества  и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

Планируемая прибыль по продукции, подлежащая реализации в предстоящем периоде (%), определяется по формуле:

 

Пр.п. = Стп Рб / 100 (20)

 

Аналитический метод  имеет то преимущество, что показывает влияние различных факторов на величину прибыли, но преимущественно проявляется  только при наличии стабильных условий  хозяйствования.

Планирование прибыли  с учетом пороговых показателей  деятельности организации – критического объема релизации, порога рентабельности и запаса финансовой прочности организации. Практически все они связаны с понятием «валовая маржа», которая показывает результат от реализации за вычетом переменных затрат.

Информация о работе Косвенные налоги