Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:10, курс лекций
Тема 1 «Социально – экономическая сущность налогов»
....
Тема 11 «Налогообложение субъектов малого бизнеса»
Тема 12 «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение»
Тема 13 «Формы и методы налогового контроля в России»
Вопрос 1.Объективная необходимость налогов
Вопрос 2.Экономическое содержание налогов, их эволюция
Вопрос 3.Функции налогов, их взаимосвязь
Вопрос 4.Классические принципы налогообложения, их сущность
Вопрос 5.Основные методы налогообложения
Вопрос 1.Объективная необходимость налогов
Налог не является начальной формой аккумуляции денежных средств бюджетом. Существовало много видов поступлений в казну: дань с побежденных; домены — государственные имущества, приносящие доход (земля, леса, вещные права, капиталы); регалии — промысловые источники дохода монопольного характера (казенные фабрики; железная дорога; таможенная, судебная, монетная и другие регалии); пошлины с вывоза и ввоза. Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания и экономики. Налоговая система появилась с возникновением государства, а проблемы теории налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII в. Французский ученый Ф. Кене впервые обозначил органическую связь налогообложения и народно-хозяйственного процесса. Ключевую роль налогов в экономической системе общества А. Смит выразил следующим образом (1755 г.): «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей». Трудность понимания природы налога связана с тем, что его следует анализировать как многоаспектное явление.
Используя системный подход к процессу управления налогами целесообразно рассматривать его как совокупность объективных стоимостных (финансовых) отношений, взаимодействующую с другими разноплановыми системами (аспектами). Следуя в общих чертах логике управления финансами и учитывая особенности, присущие процессу налогообложения в целом (его предмет и метод, обширная и часто меняющаяся правовая база, принудительный характер налогов, регулярность, жесткая система ответственности за налоговые правонарушения), можно отобразить систему налогообложения в виде модели.
Сущность налогообложения
проявляется при рассмотрении целей
системы налогообложения и
Участниками отношений в налоговой сфере являются: налоговые органы, налогоплательщики, налоговые агенты и др. Причем интересы всех участников далеко не всегда совпадают. В целом система налогообложения должна:
При этом действия налогоплательщика характеризуются:
Стремление налогоплательщика сократить отчисления в бюджет, разумеется, вызывает ответную реакцию со стороны государства. В этой ситуации действия исполнительных органов государства характеризуются:
Необходимо также отметить,
что по мере развития и совершенствования
налоговых систем происходит эволюция
взглядов на понимание терминов «налог»
и «налогообложение». Хотя современная
система налогообложения
Вопрос 2.Экономическое содержание налогов, их эволюция
Основоположником
теории налогообложения считается
шотландский экономист и
Налоговая теория — система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения. Существуют общие и частные теории налогов.
Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом , а частные — исследования по отдельным вопросам налогообложения . Ниже дается представление об общих теориях начиная со Средних веков и до настоящего времени.
Теория обмена — характеризуется возмездным характером налогообложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по поддержанию правопорядка, здравоохранению и др. Эта теория соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений.
Теория наслаждения — налог является одновременно и жертвой, и наслаждением. Основатель этой теории швейцарский экономист Ж. Сисмонд де Сисмонди писал: «При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает ни что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности.
Теория налога как страховой премии (основатели А. Тьер, Э. де Жирарден, Дж. Мак-Куллох) — рассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска. В таком аспекте налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д. Или, согласно иному подходу к этой теории, налогоплательщик выступает как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу.
Классическая теория (основатели А. Смит, Д. Рикардо) — налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти». При этом какая-либо другая роль (например, регулирования экономики) налогам не отводится, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.
Кейнсианская теория (основатель Дж. Кейнс) — заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики и подлежат изъятию с помощью налогов. Рассмотрение налогов как инструмента макроэкономической стабилизации позволила связать налоги с рядом макроэкономических показателей: национальный доход, фонды накопления и потребления и т. д.
К частным теориям налогов относятся:
Вопрос 3.Функции налогов, их взаимосвязь
Смысл налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т. е. централизованных финансовых ресурсов. Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей. Налоги и займы — два определяющих источника процветания любой страны. Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения. В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. Так, в США налоги формируют 90% бюджета, в Германии — 80%, в Японии — 75%. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям .
Кроме того, налоги опосредованно (через систему льгот и санкций) воздействуют на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, а также обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности, путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Таким образом, посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
С этих позиций
налогообложение выполняет
Фискальная функция — основная, формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу.
Социальная функция — осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.
Регулирующая функция — посредством налоговых механизмов выполняет те или иные задачи налоговой политики государства. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.
Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют три составляющие: 1) стимулирующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей; 2) дестимулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.; 3) воспроизводственная подфункция, аккумулирующая средства на восстановление используемых ресурсов.
Контрольная функция — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
Вопрос 4. Классические принципы налогообложения, их сущность
Принципы налогообложения — это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы (слайд4).
Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом.3 В настоящее время они претерпели некоторые изменения и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.
Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. В основу заложены две центральные идеи:
Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка менее 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50% /Данная концепция получила признание в 70–80-е гг. ХХ в.
Принцип
учета интересов
Принцип экономичности базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому необходимо сокращать издержки взимания налога. По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем в несколько раз.
Юридические принципы налогообложения — это общие и специальные принципы налогового права. К ним относятся следующие принципы: а) нейтральности (равного налогового бремени; б) установления налогов законами; в) приоритета налогового закона над неналоговым; г) отрицания обратной силы налогового закона; д) наличия в законе существенных элементов налога; е) сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений. Суть этих принципов будет раскрыта далее в гл. 4.