Лекции по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:10, курс лекций

Описание работы

Тема 1 «Социально – экономическая сущность налогов»
....
Тема 11 «Налогообложение субъектов малого бизнеса»
Тема 12 «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение»
Тема 13 «Формы и методы налогового контроля в России»

Файлы: 1 файл

Лекции по налогам.doc

— 548.50 Кб (Скачать файл)

Организационные принципы налогообложения — положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Эти положения отражают: а) единство налоговой системы; б) подвижность налогообложения; в) стабильность налоговой

 

 

 

Вопрос 5.Основные методы налогообложения

 

 

 

В налоговой практике существуют 3 способа взимания налогов:

1). Кадастровый. Этот способ предполагает использование кадастра. Слово означает «лист», «реестр». Способ взимания налогов имеет исторический характер, является трудоемким, занимает много времени и рабочей силы. Особенностью кадастровой системы является то, что момент уплаты налога не связывается с моментом получения дохода. Поэтому для уплаты таких налогов устанавливаются фиксированные сроки их взноса в бюджет. Например, налог на имущество физических лиц уплачивается в два срока — к 15 сентября и 15 ноября равными долями.

2). Изъятие налога у источника означает изъятие налога до или в момент получения владельцем дохода. Налог исчисляется и удерживается лицом, которое выплачивает доход субъекту налога, т.е. источником. В этом случае исключается возможность уклонения от уплаты налога, так как налог удерживается до выплаты дохода, а перечисляется в бюджет в день получения наличных денег в банке для выплаты заработной платы и других доходов. Таким образом, взимается подоходный налог организациями и иными работодателями по истечении каждого месяца с суммы совокупного дохода физических лиц с начала календарного года,

3). По декларации. Этот способ взимания налогов предусматривает изъятие налога после получения дохода владельцем, подачу налогоплательщиком декларации  в налоговые органы по месту регистрации. Декларация - официальное заявление о полученных доходах и произведенных расходах за истекший отчетный период.

 

Рассмотрим  основные виды налогов.

 

По способу  изъятия различают прямые и косвенные налоги. Налоги, непосредственно падающие на имущество или доход плательщика, которые не могут быть переложены в сфере обращения (путем включения в цены и тарифы товаров и услуг), называются прямыми. Налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и уплачиваемые конечным потребителем, называются косвенными.

Прямые налоги взимаются  по именным спискам или по кадастру, а косвенные — через цену товаров. Первоначально возникли такие прямые налоги, как земельный, подушный, подомовой, а из косвенных — привратные пошлины, уплачиваемые владельцем товара при въезде в город для его реализации и включаемые им в цену.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов или имущества плательщика, а косвенные налоги вносятся в бюджет производителем товаров (работ, услуг) за счет выручки, полученной от их реализации, но носителем налогов является потребитель товаров, так как они включаются в цену или тариф. Собственник товара или услугодатель при этом выступает в качестве сборщика и плательщика в бюджет косвенных налогов.

Прямое обложение по сравнению с косвенным более  прогрессивно, так как учитывает доходы налогоплательщика, его семейное положение, при этом возможно адресное применение льгот; изъятие налога производится на стадии получения дохода.

Косвенные налоги влияют на доход конечного потребителя  через его потребительские расходы, тем самым происходит косвенное регулирование платежеспособного спроса и предложения товаров. Косвенные налоги не учитывают доходы граждан — плательщиков, их социальное положение, так как все потребляют относительно разное количество товаров и услуг, облагаемых налогами, и, следовательно, создается впечатление, что на всех членов общества в одинаковой степени ложится бремя косвенного обложения. Но в связи с тем, что в любом обществе существует социальная несправедливость и разрыв по доходам между самыми богатыми и бедными слоями населения увеличивается, можно сказать, что данная точка зрения является ошибочной, и косвенные налоги по отношению к доходам плательщиков имеют регрессивный характер.

При косвенном налогообложении  происходит многократное обложение одного и того же товара (объекта) на разных стадиях его движения от производителя к потребителю. Поэтому косвенные налоги выступают мощным фактором роста цен, ускорения инфляционных процессов. В то же время они имеют большее фискальное значение для государственной казны, чем прямые налоги, обеспечивают устойчивость доходов бюджета, их легче взимать. Поскольку косвенные налоги замаскированы в цене товаров, «незаметнее» для плательщиков, то при их введении или повышении ставок уже существующих налогов государство имеет меньше риска вызвать политическое и социальное недовольство населения. К косвенным налогам в РФ относятся налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины, акцизы.

Чем выше уровень экономического развития страны, тем больший удельный вес в сумме налоговых поступлений занимают прямые налоги. В налоговых системах высокоразвитых стран доминирующее положение занимает прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий, их доля составляет более 50% в общей сумме налоговых поступлений. В России доля косвенных налогов различается по уровням бюджета

В зависимости от субъекта налогообложения различают налоги с физических и юридических лиц, а также смешанные. Из предусмотренных Налоговым кодексом РФ к группе налогов с физических лиц относятся налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на имущество физических лиц.

Налоги с юридических  лиц: налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций.

К смешанным относят  налоги, уплачиваемые как гражданами, так и предприятиями, организациями. В их числе — ЕСН, государственная и таможенная пошлины, транспортный налог, водный налог, налог на игорный бизнес, земельный налог.

По уровню власти, устанавливающей  налоги, различают налоговые системы. В мировой практике используются 2-х и 3-х уровневые системы. Двухуровневая: государственные и местные налоги в унитарных государствах (Япония, Италия, страны СНГ). Трехуровневая: федеральные, региональные и местные налоги в федеративных государствах (Россия, США, Германия, Швейцария). Формирование налоговых систем с разными уровнями изъятия напрямую связано с бюджетным устройством государства.

В зависимости от назначения различают общие (абстрактные, немаркированные) и целевые (специальные, маркированные) налоги. Общие налоги в бюджете обезличиваются, и поступления по ним используются на финансирование расходов бюджета в целом. Целевые налоги обеспечивают привязку налоговых платежей к конкретным видам расходов.

Целевые налоги имеют  долгую историю. Докапиталистический период развития общества, когда отсутствовал бюджет как единый централизованный денежный фонд государства, налоги вводились с появлением расходов. Так формировались своеобразные сметы (росписи) доходов и расходов, аналогами которых на сегодня служат специальные внебюджетные и целевые бюджетные фонды. В большинстве своем они имели временный характер, т.е. после реализации государством намеченных планов целевые налоги отменялись. Из перечня налогов, предусмотренных Налоговым кодексом, к целевым относится ЕСН - взносы в государственные социальные внебюджетные фонды.

Сохранение и расширение списка целевых налогов в РФ продиктовано не только фискальными соображениями, но и необходимостью регулирования социальной сферы, отдельных отраслей экономики, защиты окружающей среды и сохранения природных ресурсов страны.

При разделении налогов  по классификационному признаку, отражающему  полноту прав использования налоговых  сумм, различают закрепленные и регулирующие налоги. Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Регулирующие налоги — налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.

По порядку введения принято выделять общеобязательные и факультативные налоги. Общеобязательные устанавливаются федеральным законодательством и взимаются на всей территории страны независимо от уровня бюджетной системы, в который они поступают. При этом по некоторым из них региональным и местным органам власти предоставлено право изменить или установить ряд конкретных элементов налога (например, региональную ставку по налогу на имущество организаций или дополнительные льготы по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц).

Факультативные налоги, предусмотренные налоговым законодательством России, непосредственно могут вводиться нормативными актами субъектов РФ или местными органами самоуправления. По этим налогам приняты единые федеральные законы, но каждый регион вправе вводить или отказаться от них.

 

Список использованной литературы

Основная литература:

  1. Макарьева В.И. Формирование финансовых результатов для целей налогообложения. Налог на прибыль – М, 2003 г. – 352 с.
  2. Нефедов Н.Н. Налогообложение в России: справочник для менеджеров и предпринимателей – М, 2004 г. – 496 с.
  3. Налоги: Учебник для вузов/ Под ред. Д.Г. Черника - , 2003 г. – 430 с.
  4. Налоги и налогообложение: учеб. пособие/ Под ред. Б.Х. Алиева – М, 2004 г. – 416 с.
  5. Ценообразование и налогообложение: Учебник/ Под ред. И.К. Салимжанова – М, 2003 г.
Лекция № 2
Тема 2 «Основы налоговых  отношений»

 

Вопрос 1. Нормативное регулирование налогообложения.

Вопрос 2. Элементы налога и их характеристика.

Вопрос 3.Налоговая  система и структура построения налоговой системы РФ.

 

Вопрос 1.Нормативное  регулирование налогообложения.

 

Налоговыми  органами являются Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее подразделения в субъектах РФ, а также (в оговоренных случаях) и таможенные органы. Эти органы наделяются очень широкими полномочиями в сфере налогообложения, поскольку их первостепенная задача — формирование доходной части государственного бюджета.

Основными задачами, возложенными на ФНС, являются:

  • контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
  • контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджеты налогов и иных платежей, установленных законодательством РФ;
  • осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Законом установлен принцип «одного окна», который предполагает регистрацию, постановку на учет в налоговые органы и во внебюджетные фонды, а также присвоение кода органов статистики на основании однократного предоставления необходимых документов в налоговые органы.

Система органов ФНС выступает в качестве единой, независимой и централизованной системы контроля; основной источник финансирования — средства федерального бюджета. По иерархии управления она делится на три уровня :

  1. федеральный уровень — ФНС;
  2. региональный уровень — управления ФНС по субъектам Российской Федерации и межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам;
  3. местный уровень — инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекции ФНС межрайонного уровня.
  4. Положения о территориальных органах ФНС утверждены Приказом Минфина России от 9 августа 2005 г. № 101н.

Персонал  налоговых органов состоит из должностных лиц (начальники органов и инспекторы), оперативного состава (юристы, бухгалтеры и др.) и вспомогательного состава (секретари, водители и др.). Основное должностное лицо — налоговый инспектор, на которого возложено выполнение контрольной работы.

Функции налоговых органов — федерального, региональных и местных — несколько отличаются друг от друга. Так, перечень функциональных обязанностей территориальных органов ФНС, в частности, охватывает:

  • контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
  • обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и сборов;
  • проверка достоверности документов бухгалтерского и налогового учета;
  • передача правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
  • предъявление исков в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Центральный аппарат  ФНС и его управления по субъектам  Федерации выполняют, наряду с общими для всех звеньев, другие функции:

  • координация и контроль деятельности нижестоящих управлений и инспекций;
  • аналитическая и статистическая обработка материалов;
  • разработка и издание методических и инструктивных указаний по применению налогового законодательства;
  • сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями.

Права налоговых органов выражаются в различных группах полномочий. Законодательством к этим группам полномочий отнесены:

Информация о работе Лекции по "Налогам"