Механизм применения налоговых льгот по налогу на имущество организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Традиционно одним из основных налогов, уплачиваемых организацией, является налог на имущество, так как он составляет большую часть налоговой нагрузки. Особенностью этого налога является то, что его размер зависит не от деятельности организации, а от балансовой стоимости основных средств и увеличивается после каждого приобретения новых активов, а также их модернизации. Соответственно данный налог является тем более обременительным для экономических субъектов, чем больше имущества у них на балансе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ……………………...…..6
1.1. Правовое регулирование налогообложения имущества в Российской Федерации………………………………………………………………….…...…6
1.2. Понятие и виды налоговых льгот……………………………………….....12
1.3. Предоставление налоговых льгот по налогу на имущество……………..15
2. МЕХАНИЗМ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ …………...………………….……………..19
2.1. Расчёт налога на имущество организации и особенности применения налоговых льгот в Липецкой области …....…..………………………………..19
2.2. Перспективы совершенствования механизма применения налоговых льгот по налогу на имущество организации…………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………..….……31
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………...……..….…..….…37

Файлы: 1 файл

Механизм применения налоговых льгот по налогу на имущество организации.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Экономический факультет  

                       Кафедра  бухгалтерского учёта  и аудита экономики и экономического анализа

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Региональные налоги»

на тему:

«Механизм применения налоговых льгот по налогу на имущество организации»

 

 

 

 

     Выполнила:

    

 

     Руководитель:

    

 

 

______________   ______________   ______________

                                           оценка                                            дата                                    подпись

 

 

2014 год

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ   ПРИМЕНЕНИЯ   НАЛОГОВЫХ  ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ  НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ……………………...…..6

1.1. Правовое   регулирование   налогообложения   имущества   в  Российской Федерации………………………………………………………………….…...…6

1.2. Понятие и виды налоговых льгот……………………………………….....12

1.3. Предоставление налоговых льгот по налогу на имущество……………..15

2. МЕХАНИЗМ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ …………...………………….……………..19

2.1. Расчёт налога на имущество организации и особенности применения налоговых льгот в Липецкой области …....…..………………………………..19

2.2. Перспективы   совершенствования   механизма   применения   налоговых льгот по налогу на имущество организации…………………………………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………..….……31

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………...……..….…..….…37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Традиционно одним из основных налогов, уплачиваемых организацией, является налог на имущество, так как он составляет большую часть налоговой нагрузки. Особенностью этого налога является то, что его размер зависит не от деятельности организации, а от балансовой стоимости основных средств и увеличивается после каждого приобретения новых активов, а также их модернизации. Соответственно данный налог является тем более обременительным для экономических субъектов, чем больше имущества у них на балансе. Налог на имущество организаций установлен главой 30 Налогового кодекса. Отметим, что налог является региональным, то есть порядок его уплаты, объекты налогообложения, а также льготы регламентируются не только Налоговым кодексом Российской Федерации, но и региональным законодательством, например, Законом Липецкой области «О налоге на имущество в Липецкой области». При введении указанного налога преследовалось несколько целей: создать у организаций заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества и стимулировать эффективное использование имущества, находящегося у них на балансе. Но законодательство предоставляет налогоплательщикам ряд возможностей для уменьшения налогового бремени – например, применение налоговых льгот.

Так установление льгот по налогам и сборам выступает основным элементом стимулирования деятельности субъектов хозяйствования. Налоговая льгота является эффективно действующим инструментом побуждения субъектов хозяйствования к инвестированию прибыли в развитие собственной производственной базы, внедрению новых технологий, что, в свою очередь, ведет к увеличению налоговой базы. Однако неопределенность, двусмысленность и недостаточная четкость трактовки особенностей применения льгот может привести, во-первых, к созданию условий для уклонения от налога его плательщиками на законных основаниях; во-вторых, к толкованию отдельных положений закона налоговыми органами в свою пользу и в ущерб для налогоплательщика.

Исследование данной темы актуально, так как налог на имущество организаций является одной из основных доходных статей в бюджете субъектов Российской Федерации. При этом определенную сложность вызывает практическое применение механизма предоставления налоговых льгот по налогу налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территориях различных субъектов Российской Федерации, поскольку им необходимо учитывать соответствующие региональные особенности налогообложения.

Тема курсовой работы представляется актуальной, так как изучение особенностей применения налоговых льгот по налогу на имущество организаций позволяет понять механизм воздействия данного налога на хозяйствующих субъектов, оценить методы государства, которые путем применения налоговых льгот стремится стимулировать или стабилизировать деятельность ряда хозяйствующих субъектов, создать преимущества при осуществлении отдельных видов предпринимательства. Особенно важно изучение механизма предоставления налоговых льгот в связи с тем, что в ряду основных направлений налоговой реформы, проходящей в настоящее время в России на данном этапе можно выделить такие, как уменьшение количества и упорядочение налоговых льгот с целью совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

Целью исследования заключается в системном анализе механизма предоставления налоговых льгот по налогу на имущество предприятий.

В соответствии с выбранной целью исследования в работе были поставлены и решены следующие задачи:

- проанализировать правовое регулирование налога на имущество;

- охарактеризовать понятие и виды налоговых льгот;

- рассмотреть механизм предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организации;

- изучить перспективы совершенствования механизма применения налоговых льгот по налогу на имущество организации.

Объект работы – механизм применения налоговых льгот. Предмет работы – правовое регулирование механизма предоставления льгот по налогу на имущество организации.

Теоретической основой проведенного исследования послужили научные работы ведущих российских ученых в области бухгалтерского учета, аудита, теории и практики налогообложения в России и за рубежом: Грязновой А.Г., Дмитриева В.Н., Дроздовой Л.А., Камышникова Г.А., Петрова Б.В., Подольского В.И., Скачкова Н.Г., Шнейдмана Л.З., Кучерова И.И. и др.

Нормативной и правовой основой исследования явились нормативно-правовые акты Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета, аудита и налогообложения имущества организаций.

Цели и задачи определили структуру данной работы, которая включает в себя введение, две главы. В первой главе раскрыты теоретические основы применения налоговых льгот по налогу на имущество: проанализированы правовое регулирование налога, понятие и виды льгот, а также предоставление льгот по налогу на имущество организации. Во второй главе изучены механизм применения налоговых льгот по налогу на имущество и перспективы его совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ   ПРИМЕНЕНИЯ   НАЛОГОВЫХ  ЛЬГОТ  ПО НАЛОГУ  НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1. Правовое   регулирование   налогообложения   имущества   в  Российской Федерации

 

Под налогом понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Введение налога на имущество организаций как этап реформирования системы имущественных налогов было впервые предусмотрено Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 гг.). В Программе, в частности, указывалось, что приоритетное значение приобретает реформирование системы платежей за землю и иную недвижимость, которое должно реализовать принцип единства земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости. При этом государственная политика по стимулированию эффективного использования земли и иной недвижимости направлена на создание государственного кадастра объектов недвижимости как единой системы государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий и обеспечение публичности его сведений [14, 62].

Поэтому одним из этапов перехода на налогообложение недвижимости являлось именно совершенствование налога на имущество организаций, что и реализовалось с введением в действие с 1 января 2004 года на основании Федерального закона Российской Федерации от 11 ноября 2003 № 139-ФЗ (ред. от 02 ноября 2013) «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» [3] главы 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации [1]. Согласно данного Закона действовала Инструкция Госналогслужбы России «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество организаций», разъясняющая порядок расчета и оплаты имущественного налога.

Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации, непосредственно регулирующая вопросы имущественного налогообложения организаций, вступила в действие с 1 января 2004 года, а последние изменения в неё были внесены в ноябре этого года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].

В соответствии с ее нормами, налог на имущество организаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента введения в действие.

Налог на имущество организаций является прямым. Он вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности организации.

То есть, как верно отмечает один из финансистов, данный налог, несмотря на то, что он принадлежит к категории прямых и потому зависит от результатов хозяйственной деятельности плательщика, уплачивается даже в том случае, когда финансовый результат деятельности за отчетный период принимает форму убытка.

В рамках бюджетных правоотношений налог на имущество организаций относится к собственному доходу регионов, которым в силу ст. 47 Бюджетного кодекса РФ, называется доход, зачисляемый в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах.

Субъектом, уполномоченным установить и ввести региональный налог, может быть только законодательный (представительный) орган государственной власти региона, образованный в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [16, 84].

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по определению элементов обложения региональным налогом всегда ограничены соответствующим федеральным законом об этом же налоге.

Налог на имущество организаций - региональный и он особенно важен именно для региональных бюджетов. Данный налог в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации отличается своей стабильностью, поскольку у организаций для ведения экономической деятельности имеется значительный производственный и непроизводственный имущественный фонд, к которому в целях налогообложения относится движимое или недвижимое имущество.

При его взимании реализуются также стимулирующая и контрольная функции через заинтересованность организаций в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества, и обновлении основных фондов.

В целом налог на имущество организаций имеет ряд особенностей:

- объектом налогообложения являются основные средства;

- налоговая база формируется как остаточная (балансовая) стоимость имущества, то есть по данным бухгалтерского учета;

- предусмотрен порядок исчисления налоговой базы и зачисления налога в бюджет по месту фактического нахождения недвижимого имущества и по месту учета на балансе движимого имущества;

- установлен порядок исчисления  налоговой базы по единому  объекту, находящемуся в разных  субъектах Российской Федерации;

- установлено минимальное количество льгот;

- установлены особенности  налогообложения имущества иностранных  организаций, находящегося на территории  Российской Федерации;

- установлен порядок налогообложения  имущества российской организации, находящегося за пределами Российской Федерации.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно. Статья 375 Налогового кодекса устанавливает, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено Кодексом. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества такое имущество учитывается по его остаточной стоимости. В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Информация о работе Механизм применения налоговых льгот по налогу на имущество организации