Механизм применения налоговых льгот по налогу на имущество организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Традиционно одним из основных налогов, уплачиваемых организацией, является налог на имущество, так как он составляет большую часть налоговой нагрузки. Особенностью этого налога является то, что его размер зависит не от деятельности организации, а от балансовой стоимости основных средств и увеличивается после каждого приобретения новых активов, а также их модернизации. Соответственно данный налог является тем более обременительным для экономических субъектов, чем больше имущества у них на балансе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ……………………...…..6
1.1. Правовое регулирование налогообложения имущества в Российской Федерации………………………………………………………………….…...…6
1.2. Понятие и виды налоговых льгот……………………………………….....12
1.3. Предоставление налоговых льгот по налогу на имущество……………..15
2. МЕХАНИЗМ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ …………...………………….……………..19
2.1. Расчёт налога на имущество организации и особенности применения налоговых льгот в Липецкой области …....…..………………………………..19
2.2. Перспективы совершенствования механизма применения налоговых льгот по налогу на имущество организации…………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………..….……31
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………...……..….…..….…37

Файлы: 1 файл

Механизм применения налоговых льгот по налогу на имущество организации.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

Налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.

Отдельные статьи Налогового кодекса посвящены особенностям определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества, особенностям налогообложения имущества, переданного в доверительное управление, особенностям налогообложения имущества при исполнении концессионных соглашений, особенностям определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии с нормами налогового законодательства, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ при установлении регионального налога вправе определить:

- налоговую ставку в  пределах, закрепленных Налогового кодекса Российской Федерации;

- порядок и сроки уплаты налога;

- налоговые льготы и  основания для их использования налогоплательщиками.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по нижеперечисленным налоговым ставкам.

В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

1) для города федерального  значения Москвы: в 2014 году - 1,5 процента, в 2015 году - 1,7 процента, в 2016 году и  последующие годы - 2 процента;

2) для иных субъектов  Российской Федерации: в 2014 году - 1,0 процента, в 2015 году - 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процента.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации [1].

Также Закон определяет порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу: налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Сумма налога зачисляется в областной бюджет.

Статьёй 2 Закона Липецкой области «О налоге на имущество организаций в Липецкой области» налоговая ставка устанавливается в размере 2,2 процента [4].

 

1.2. Понятие и виды налоговых льгот

 

Стимулирующая функция налогов проявляется в первую очередь через налоговые льготы, которые позволяют создать благоприятный налоговый режим для отдельных категорий физических лиц и организаций. Исходя из ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации [1], льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом, льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах, а льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Нормы законодательства, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Отметим, что Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 февраля 2004 г. № 43  решил, что данная норма закона не нарушает конституционные права и свободы налогоплательщика, поскольку она лишь предоставляет налогоплательщику право, но не обязывает его отказаться от использования налоговой льготы [11, 31].

При установлении налоговых льгот налогооблагающие субъекты в первую очередь исходят из необходимости:

- соблюдения справедливости  при перераспределении финансовых  средств;

- улучшения материального  положения отдельных категорий физических лиц;

- повышения финансовой  устойчивости отдельных категорий  организаций;

- стимулирования определенных  видов деятельности и производств;

- создания благоприятного  инвестиционного климата в государстве  или на отдельных территориях.

Налоговые льготы могут предоставляться по одному или нескольким налогам и сборам. В зависимости от того, изменение каких элементов налогов предполагает та или иная налоговая льгота, и с учетом характера этих изменений, можно выделить следующие их виды:

- изъятие - это разновидность налоговых льгот, дающих право налогоплательщику исключать из налогооблагаемой базы отдельные объекты налогообложения или их части;

- скидка - предоставляет налогоплательщику право уменьшения налогооблагаемой базы на сумму определенных вычетов;

- понижение ставки налога (сбора) - означает возможность уплачивать налог (сбор) по ставкам меньшим, чем те, которые установлены в общем порядке;

- изменение срока уплаты  налога (сбора) - позволяет уплачивать налоги (сборы) в более поздние сроки; формами изменения срока уплаты налога и сбора являются отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит;

- реструктуризация задолженности  по налогам и сборам, пени и  штрафам - предоставляет налогоплательщикам возможность отсрочки исполнения обязанностей по уплате недоимок, пени и штрафов за нарушения законодательства о налогах и сборах;

- освобождение от уплаты  налога (сбора) - (налоговая привилегия) предусматривает полный или частичный отказ налогооблагающего субъекта от налоговых притязаний в отношении отдельных категорий налогоплательщиков (плательщиков сборов) в течение определенного срока (налоговые каникулы) или бессрочно (налоговый эмунитет) [14, 213].

К числу наиболее распространенных налоговых льгот относятся те, которые предоставляют возможность исключения из налогообложения отдельных объектов или их частей (изъятия) либо уменьшения налогооблагаемой базы на сумму определенных вычетов (скидки).

По основаниям налоговые льготы подразделяются на предоставляемые:

- в силу законодательства о налогах и сборах;

- по решению уполномоченного  органа.

Для получения налоговых льгот первого вида достаточно иметь основания, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Для получения же права на использование налоговых льгот второго вида, помимо оснований дополнительно требуется еще соответствующее решение уполномоченного органа [21, 18].

Наряду с льготами, предоставляемыми отдельным категориям налогоплательщиков, налогооблагающие субъекты могут устанавливать на территории государства или части его льготные режимы для всех налогоплательщиков или для тех из них, которые являются нерезидентами. Отдельные налогооблагающие субъекты не могут обеспечить поступление в свой бюджет достаточных средств за счет обычного взимания налогов из-за их низкого налогового потенциала. В этом случае государства и муниципальные образования, как правило, прибегают к установлению режима льготного налогообложения на своей территории или ее части. Зачастую это сопровождается еще установлением запретов на раскрытие и предоставление информации о проводимых финансовых операциях. Такие государства и территории именуются как зоны льготного налогообложения или оффшоры.

 

1.3. Механизм предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организации

 

Статья 381 Налогового кодекса Российской Федерации [1] устанавливает перечень льгот по налогу на имущество организаций.

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения  уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого  для осуществления возложенных на них функций;

2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого  ими для осуществления религиозной  деятельности;

3) общероссийские общественные  организации инвалидов (в том  числе созданные как союзы  общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

- учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов,  

- в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5) организации - в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

6) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

7) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

8) имущество государственных научных центров;

9) организации, за исключением организаций, указанных в пункте 22 настоящей статьи, - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;

10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;

11) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково». Указанные организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 Кодекса. Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», а также данные учета доходов (расходов);

Информация о работе Механизм применения налоговых льгот по налогу на имущество организации