Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 20:12, курсовая работа
Традиционно одним из основных налогов, уплачиваемых организацией, является налог на имущество, так как он составляет большую часть налоговой нагрузки. Особенностью этого налога является то, что его размер зависит не от деятельности организации, а от балансовой стоимости основных средств и увеличивается после каждого приобретения новых активов, а также их модернизации. Соответственно данный налог является тем более обременительным для экономических субъектов, чем больше имущества у них на балансе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ……………………...…..6
1.1. Правовое регулирование налогообложения имущества в Российской Федерации………………………………………………………………….…...…6
1.2. Понятие и виды налоговых льгот……………………………………….....12
1.3. Предоставление налоговых льгот по налогу на имущество……………..15
2. МЕХАНИЗМ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ …………...………………….……………..19
2.1. Расчёт налога на имущество организации и особенности применения налоговых льгот в Липецкой области …....…..………………………………..19
2.2. Перспективы совершенствования механизма применения налоговых льгот по налогу на имущество организации…………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………..….……31
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………...……..….…..….…37
Некоторые авторы рассматривают налоговые льготы только как факультативный элемент налога, другие считают важным их использование в качестве инструмента налоговой политики. Также существуют мнения о налоговых льготах как косвенных расходах бюджета. Недостаточная теоретическая разработанность принципов установления и их классификации приводит к противоречиям в законодательстве и нарушению принципов. Налогообложения [20, 93].
Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций. Чаще всего такие льготы устанавливаются для благотворительных организаций, инвалидов, пенсионеров, детских и образовательных учреждений; предприятий, осуществляющих деятельность крайне необходимую в интересах государства; предприятий и предпринимателей в сфере малого бизнеса; предприятий, оказавшихся в крайне тяжелом финансовом положении по не зависящим от них причинам. Однако, поскольку получение налоговых льгот сулит существенную дополнительную прибыль, их предоставление иногда фальсифицируется и используется в корыстных целях
Действующая глава. 30 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на имущество организаций» предусматривает перечень налоговых льгот в виде полного освобождения от уплаты налога, которые предоставляются определенным категориям налогоплательщиков (ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации [1]). Этот перечень льгот не исчерпывающий. Поскольку налог на имущество организаций является региональным, законодательство позволяет субъектам Российской Федерации вводить дополнительные льготы по налогу в своих регионах. Регионы широко применяют предоставленное федеральным законодателем право и устанавливают различные льготы. Часть льгот поставлена в зависимость от вида имущества, часть – от использования той или иной деятельности, а часть – от вида самой организации собственника. Кроме того, главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие специальные налоговые режимы, также освобождают налогоплательщиков, перешедших на спецрежим, от уплаты налога на имущество.
В экономических изданиях в последнее время многими авторами проводится мысль о том, что при гармонизации налоговой системы возможности налогового маневра и налогового планирования существенно уменьшатся. Гармонизация налоговой системы, скорее всего, значительным образом отменит, и вполне справедливо, многие совершенно неэффективные налоговые льготы. Значит, будет меньшее количество льготных режимов налогообложения.
Совершенствование механизма применения льгот предусмотрено «Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» [22] и «Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» [23]. Исходя из положений этих документов, приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того отмечается, что в рамках реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах и в целях расширения налоговой автономии региональных и местных властей в прошедший период проводилась работа по инвентаризации установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, которая позволит определить эффективность указанных льгот. В целях оптимизации налоговых преференций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в 2013 - 2015 годах будет продолжена работа по оценке их эффективности. При этом также проводится работа по систематизации действующих налоговых льгот и их оценке, проблем администрирования и определения налоговых льгот, которые наиболее востребованы в целях модернизации производства и внедрения инноваций [23].
В целях достижения поставленных задач планируется разработка методики оценки эффективности налоговых льгот, учитывающей наряду с выпадающими доходами бюджетной системы Российской Федерации создание благоприятных условий для инвестирования, а также результаты реализации налогоплательщиками полученных преимуществ. Обновление и актуализация перечня налоговых льгот будет проводиться ежегодно. Предполагается, что доклад о «налоговых расходах» бюджетов и их эффективности должен в обязательном порядке сопровождать представление проектов законов о бюджете на очередной год на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.
Также в целях децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в 2013 - 2015 годах будет продолжена работа по оптимизации установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах льгот по региональным и местным налогам.
По результатам проведенных в 2010 - 2012 годах мероприятий по инвентаризации налоговых льгот и анализу их эффективности в предстоящий период планируется рассмотреть вопрос о возможных сроках отмены льгот по региональным и местным налогам, прежде всего наиболее крупных налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов [22].
Между тем отмена названных налоговых льгот может привести к незапланированному росту затрат субъектов естественных монополий в газовой сфере, сфере электроэнергетики и на железнодорожном транспорте и, как следствие, к увеличению тарифов на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, тарифов на электрическую энергию и оптовых цен на природный газ. В связи с этим следует предусмотреть поэтапную отмену льгот по налогу на имущество организаций, которая будет заключаться в установлении в течение 7 лет пониженных предельных налоговых ставок по налогу на имущество организаций.
График повышения налоговых ставок:
с 1 января 2013 года - 0,4%
с 1 января 2014 года - 0,7%
с 1 января 2015 года - 1,0%
с 1 января 2016 года - 1,3%
с 1 января 2017 года - 1,6%
с 1 января 2018 года - 1,9%
с 1 января 2019 года - 2,2%
Итак, с целью совершенствования налоговой системы России, налоговая политика должна быть направлена не только на решение задачи обеспечения необходимого уровня доходов бюджетной системы, но и учитывать иные приоритеты развития Российской Федерации. С учетом необходимости обеспечения бюджетной сбалансированности следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации. Основными источниками роста налоговых поступлений может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения. Необходима детальная и системная проработка проблемы льгот в рамках экономической теории, включающая оценку эффективности их применения, сравнение их с другими экономическими инструментами и механизмами, решающими те же проблемы, исследование влияния системы льгот на функционирование рыночных механизмов. Только современная научная теория может являться критерием оценки льгот, определять направления трансформации, перспективы существования и развития, сделать практику их применения максимально полезной для людей и выгодной для государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог выполненной работе, сформулируем основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе.
Налоговые льготы выступают одним из главных инструментов реализации регулирующей функции налогообложения, суть которой состоит в том, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц. Поэтому можно с уверенностью сказать об актуальности рассматриваемого вопроса.
Налог на имущество организаций является прямым. Он вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности организации. Налог на имущество организаций относится к собственному доходу регионов, которым в силу ст. 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации, называется доход, зачисляемый в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах. Налог на имущество организаций имеет ряд особенностей:
- объектом налогообложения являются основные средства;
- налоговая база формируется как остаточная (балансовая) стоимость имущества, то есть по данным бухгалтерского учета;
- предусмотрен порядок
исчисления налоговой базы и
зачисления налога в бюджет
по месту фактического
- установлен порядок исчисления налоговой базы по единому объекту, находящемуся в разных субъектах Российской Федерации;
- установлено минимальное количество льгот;
- установлены особенности
налогообложения имущества
- установлен порядок
Исходя из ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Виды налоговых льгот:
- изъятие;
- скидка;
- понижение ставки налога (сбора);
- реструктуризация
- освобождение от уплаты налога (сбора).
Наряду со льготами, предоставляемыми отдельным категориям налогоплательщиков, налогооблагающие субъекты могут устанавливать на территории государства или части его льготные режимы.
К числу наиболее распространенных налоговых льгот относятся те, которые предоставляют возможность исключения из налогообложения отдельных объектов или их частей (изъятия) либо уменьшения налогооблагаемой базы на сумму определенных вычетов (скидки).
По основаниям налоговые льготы подразделяются на предоставляемые:
- в силу законодательства о налогах и сборах;
- по решению уполномоченного органа.
Статья 381 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает перечень льгот по налогу на имущество организаций. Освобождаются от налогообложения:
1) организации и учреждения
уголовно-исполнительной
2) религиозные организации
- в отношении имущества, используемого
ими для осуществления
3) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
4) организации, основным
видом деятельности которых
5) организации - в отношении
федеральных автомобильных
6) имущество специализированных
протезно-ортопедических
7) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
8) имущество государственных научных центров;
9) организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны;
Информация о работе Механизм применения налоговых льгот по налогу на имущество организации