Местные налоги и сборы, их взаимосвязь с формированием бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 06:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить местные налоги и сборы, отобразить их взаимосвязь с формированием бюджета.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- дать характеристику местным налогам и определить их роль в бюджетах муниципальных образований;
- выявить взаимосвязь местных налогов и сборов с формированием бюджета на примере Еврейской Автономной области;
- показать основные направления совершенствования механизма местного налогообложения.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4 курс налоги.docx

— 71.70 Кб (Скачать файл)

Не разработана на федеральном  уровне и политика расходов местных  бюджетов, которая должна стать гарантией  от нерадивых, некомпетентных действий местных администраций. Отсутствие системы оценок потребностей расходов на уровне местных властей создает противоречия между разными властными уровнями при обсуждении бюджетных проблем. Поэтому главной задачей законодательной федеральной власти является выработка стандартного местного самоуправления, после чего исполнительные органы власти должны разработать нормативную базу под эти стандарты, и только потом можно будет решать, соответствует ли претендующая на самоуправление территория установленным стандартам. При таком порядке самоуправления многие вопросы, остро стоящие сегодня, в частности, вопросы финансово-экономической основы местного самоуправления и разграничения полномочий между государственными органами самоуправления, просто бы не возникли.

Сохранение и укрепление единства экономического и правового  пространства российского государства  обеспечиваются путем совершенствования  федеративных отношений, организации  стратегического и оперативного взаимодействия федеральных органов  государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, системы федеральных законов, законодательства субъектов Российской Федерации.[35]

Пока не будет четкого  разграничения источников доходной части бюджетов всех уровней, разделения бюджетных полномочий, пока федеральное  законодательство не определит принципы формирования и использования муниципальных  финансовых ресурсов, взаимоотношений  органов местного самоуправления с  хозяйствующими субъектами и финансово-кредитными институтами, а местная власть будет  зависеть от распределения кусков общего "бюджетного пирога", местное самоуправление не сможет реализовать свой огромный потенциал.

Таким образом, одной из центральных проблем бюджетного федерализма является бюджетное выравнивание, которое подразделяется на вертикальное и горизонтальное (эти понятия пришли к нам из зарубежной практики).

Вертикальное выравнивание — это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам и потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений). На вышестоящий уровень накладываются обязательства, в случае, если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования возложенных на него функций, центральное правительство обязано предоставить соответствующему региональному или местному органу власти недостающие бюджетные ресурсы. [22]

Вертикальное выравнивание непременно должно сочетаться с горизонтальным, означающим пропорциональное распределение налогов и дотаций между субъектами Федерации для устранения неравенства возможностей различных территорий, вызванных территориальным фактором.

 

 

 

3.Основные направления совершенствования механизма местного налогообложения

В настоящее время законодательство о налогах и сборах формируется  в условиях завершения реализации срочных  антикризисных действий и перехода к устойчивому развитию экономики.

Изменения в законодательстве о  налогах и сборах направлены на решение  двух основных задач. Первая связана  с необходимостью повышения доходов  бюджетной системы Российской Федерации. Что касается второй задачи, то она  заключается в создании налоговых  механизмов поддержки тех сфер деятельности, в развитии которых государство  и общество заинтересовано в большей  степени.

 Проведенный анализ показывает, что резервом увеличения налоговых  поступлений являются налоги  на потребление, недра, недвижимость. Проиндексированы ставки акцизов  на период 2011–2013 годов (Федеральный  закон «О внесении изменений  в часть первую и часть вторую  Налогового кодекса Российской  Федерации и Закон Российской  Федерации “О налоговых органах”»). Это дополнительно принесет в  бюджет в 2011 году 109,9 миллиарда  рублей, в том числе в федеральный  бюджет — 103,4 миллиарда рублей, в 2012 году — 225,8 миллиарда рублей, в том числе в федеральный  бюджет — 121 миллиард рублей.

Значительной индексации подверглись  ставки на бензин, моторные масла и  дизельное топливо. Особое внимание предполагается уделить акцизам  на табачную продукцию, алкоголь. При  этом можно прогнозировать, что в  перспективе ставки акцизов на табачную продукцию будут доведены до среднего уровня акцизных ставок в странах  Европейского региона Всемирной  организации здравоохранения. Аналогичное  увеличение акцизов может коснуться  алкогольной продукции. Также можно  отметить введение авансового платежа  по подакцизной продукции при  приобретении спирта, расширение списка подакцизной продукции (за счет включения  коньячного спирта, пива и изготовленных  на его основе напитков).

Увеличиваются ставки по налогу на добычу полезных ископаемых на нефть обессоленную, обезвоженную и стабилизированную: с 1 января 2012 года — 446 рублей, с 1 января 2013 года — 470 рублей за 1 тонну добытой  нефти. Повышение налоговой ставки по НДПИ на добычу горючего природного газа: с 1 января 2011 года — 237 рублей (или  на 61,2 %), с 1 января 2012 года — 251 рубль, с 1 января 2013 года — 265 рублей за одну тысячу кубических метров газа (Федеральный  закон «О внесении изменений в  статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»). Дополнительные поступления в федеральный бюджет по НДПИ должны составить: в 2011 году — 51,2 миллиарда рублей, в 2012 году — 138,5 миллиарда рублей, в 2013 году — 261,1 миллиарда  рублей.

  По общему правилу, например, представительным органам муниципальных образований даны полномочия по установлению в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, отдельных элементов налогообложения по местным налогам, а именно: налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налогов, налоговых льгот, если эти элементы налогообложения не установлены Налоговым кодексом. Если налоговая льгота или исключение из объекта налогообложения или налоговой базы по региональным и местным налогам установлены на федеральном уровне, то соответствующие положения применяются на всей территории Российской Федерации и не требуют подтверждения на региональном и местном уровнях.

В Правительстве РФ рассматривается  проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ, в Закон Российской Федерации “О налогах на имущество  физических лиц” а также о признании  утратившими силу отдельных положений  законодательных актов Российской Федерации». Данным законопроектом предусматривается  поэтапная отмена ряда налоговых  льгот, установленных федеральным  законодательством по региональным и местным налогам. В частности, предполагается включение в налоговую  базу имущества организаций естественных монополий, земельных участков, ограниченных в обороте.

 Проект Федерального закона  № 51763-4 «О внесении изменений  в часть вторую Налогового  кодекса Российской Федерации  и некоторые другие законодательные  акты Российской Федерации», в  соответствии с которым Налоговый  кодекс дополняется главой «Местный  налог на недвижимость», принят  в первом чтении еще 10 июня 2004 года. Налог устанавливается в  отношении недвижимого имущества  жилого назначения и земельных  участков. Поскольку определение  рыночной стоимости каждого объекта  налогообложения требует значительных  финансовых, временных и иных  затрат, налоговой базой для целей  местного налога на недвижимость  предполагается признать кадастровую  стоимость объектов. Кадастровая  стоимость представляет собой  стоимость, приближенную к рыночной, однако отличающуюся от нее  ввиду того, что при массовой  оценке не учитываются специфические  характеристики объекта оценки. Для введения местного налога  на недвижимость в первую очередь  необходимо формирование государственного  кадастра недвижимости и определение  кадастровой стоимости объекта  недвижимости с применением методов  массовой оценки на базе рыночной  стоимости.

Ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление кадастрового учета  недвижимого имущества и кадастровой  деятельности регулируется Федеральным  законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном  кадастре недвижимости». Общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости, а также порядок  утверждения результатов кадастровой  оценки объектов недвижимости установлены  Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно Плану реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории Российской Федерации  местного налога на недвижимость, необходимо определение методики проведения кадастровой  оценки объектов недвижимости, издание  необходимых подзаконных актов, в том числе административных регламентов по исполнению государственной  функции «Организация проведения государственной  кадастровой оценки». Предполагается проведение массовой оценки объектов капитального строительства в период 2011–2012 годов. С учетом анализа результатов работ по проведению кадастровой (массовой) оценки недвижимости и формированию кадастра недвижимости предполагается завершить работу над главой Налогового кодекса о налоге на недвижимость в четвертом квартале 2012 года.

  Cо 2 сентября 2010 года за исключением отдельных положений вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования». Данный закон содержит меры по урегулированию задолженности, совершенствованию порядка учета организаций и физических лиц в налоговых органах, более широкому использованию электронных документов в налоговых правоотношениях. Закон увеличил размеры штрафов за налоговые правонарушения, но одновременно создал дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков при оформлении результатов проверок, использовании налоговыми органами обеспечительных мер.

Самостоятельным направлением является совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен  в целях налогообложения. Нормы  о трансфертном ценообразовании  связаны с введением в законодательство института консолидированной группы налогоплательщиков1. В рамках консолидированной  группы налог на прибыль организаций  исчисляется на основании консолидированной  налоговой базы всех участников этой группы. При этом сумма налога на прибыль организаций консолидированной  группы налогоплательщиков будет распределяться между бюджетами субъектов РФ так же, как в настоящее время  распределяется сумма налога, исчисленная  в отношении обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, то есть пропорционально средней арифметической доле компании в совокупной стоимости основных фондов и фонда оплаты труда консолидированной группы. Вступление в силу новых положений возможно уже в 2011 году.

  Согласно пункту 4 статьи 30 Налогового кодекса налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Для обеспечения полноты и своевременности направления налоговыми органами налогоплательщикам налоговых уведомлений на уплату местных налогов органы местного самоуправления обязаны на основании пункта 92 статьи 85 Налогового кодекса ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Налоговое уведомление на основании пункта 4 статьи 52 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) может направляться налогоплательщикам по почте заказным письмом или передаваться в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Такой способ передачи налоговых уведомлений исключает используемое ранее в правоприменительной практике привлечение органов местного самоуправления для вручения налоговых уведомлений физическим лицам.

Органы, осуществляющие кадастровый  учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную  регистрацию прав на недвижимое имущество  и сделок с ним, обязаны сообщать в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ в налоговые органы сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в  этих органах) и об их владельцах. В  соответствии с пунктом 91.1 статьи 85 Налогового кодекса органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. Эти сведения представляются в налоговые органы в электронном виде. Для целей формирования достоверной информации, содержащейся в базах данных информационных систем налоговых органов, а также обеспечения полноты и своевременности уплаты местных налогов необходимо совершенствовать информационное взаимодействие между налоговыми органами, органами местного самоуправления и регистрирующими органами.

Органы местного самоуправления участвуют  в приеме денежных средств от физических лиц в счет уплаты налогов, сборов, пеней, штрафов (пункт 4 статьи 58 НК РФ), в том числе они обязаны  осуществлять учет принятых денежных средств и представлять в налоговые  органы (должностным лицам налоговых  органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) денежных средств и их перечисление в бюджетную  систему Российской Федерации. Кроме  того, финансовые органы муниципальных  образований обязаны проводить  разъяснительную работу с налогоплательщиками  по вопросам применения нормативно-правовых актов муниципальных образований  о местных налогах и сборах. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах является основной функцией налогового контроля, которую осуществляют налоговые  органы. Налоговые органы, действуя в пределах своей компетенции  и в соответствии с законодательством  Российской Федерации, обязаны осуществлять налоговый контроль в отношении  всех налогов и сборов, включая  местные налоги.

Информация о работе Местные налоги и сборы, их взаимосвязь с формированием бюджета