Международный опыт и российская практика налогового стимулирования инновационной деятельности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

В рамках налоговой политики традиционно формируется система налоговых льгот и других экономических средств, стимулирующих инвестиции в производство и научно-технические исследования. В свете налоговой реформы последних лет в России наметился переход от простой поддержки научных организаций налоговыми льготами к стимулированию инвестиций в исследования и разработки. В частности, были отменены прямые льготы, освобождающие государственные научные организации от уплаты земельного налога, налога на имущество. В то же самое время, за последние пять лет были внесены достаточно существенные изменения во вторую часть Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Налоговый кодекс РФ), направленные на стимулирование расходов на исследования и разработки, предоставляющие определенные налоговые преференции инновационно-ориентированным компаниям.

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 1.92 Мб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»

Факультет подготовки инженерных кадров

Кафедра «Экономика и управление»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»

 

 

ВАРИАНТ № 17

 

 

 

 

 

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В рамках налоговой политики традиционно формируется система налоговых льгот и других экономических средств, стимулирующих инвестиции в производство и научно-технические исследования. В свете налоговой реформы последних лет в России наметился переход от простой поддержки научных организаций налоговыми льготами к стимулированию инвестиций в исследования и разработки. В частности, были отменены прямые льготы, освобождающие государственные научные организации от уплаты земельного налога, налога на имущество. В то же самое время, за последние пять лет были внесены достаточно существенные изменения во вторую часть Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Налоговый кодекс РФ), направленные на стимулирование расходов на исследования и разработки, предоставляющие определенные налоговые преференции инновационно-ориентированным компаниям.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной Правительством РФ 1 октября 2008 года, налоговые льготы отдельно выделены как перспективный инструмент для стимулирования развития инновационной активности хозяйствующих субъектов.

Цель исследования - есть ли необходимость применения таких налоговых льгот, будут ли они целесообразным и эффективным инструментом для стимулирования развития инновационного сектора экономики, особенно в условиях стагнации экономического роста и возрастающего дефицита государственного бюджета в Российской Федерации и многих других странах.

Основным препятствием для внедрения льгот в инновационном секторе является потенциальная возможность использования льгот в целях получения необоснованной налоговой выгоды компаниями, не имеющими отношения к инновационным процессам экономики, - то есть возможность использования преференций хозяйствующими субъектами, на которых данные преференции не рассчитаны.

Это явление может значительно снизить результативность применения налоговых льгот с точки зрения их результативности, так как последние могут быть использованы для целей ухода от налогов.

Кроме того, далеко не всегда очевидно, что конкретные налоговые льготы будут именно дополнительно стимулировать инновационную активность, а не просто экономить налоговые платежи инновационным компаниям (даже допуская, что все они законно пользуются льготой)

Актуальность исследования, таким образом, заключается в анализе целесообразности введения налоговых льгот, оценке результативности действующих льгот, а также установлении направлений развития налоговой системы Российской Федерации в части стимулирования инновационной активности.

Цель курсовой работы сводится к анализу системы стимулирования инновационной деятельности через налоговые льготы в Российской Федерации.

В соответствии с данной целью в курсовой работе сформулированы и обоснованы следующие задачи:

анализ налоговых механизмов стимулирования инновационной деятельности за рубежом;

анализ применяемых в настоящее время налоговых льгот в Российской Федерации (включая субъекты федерации), направленных на стимулирование инновационного сектора.

Объектом исследования выступают процесс совершенствования механизма стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов через налоговые льготы, а также хозяйствующие субъекты и государство как субъект экономических отношений в части формирования и использования государственного бюджета.

Выбор данных объектов исследования продиктован необходимостью социально-экономического, системного и сравнительного анализа, рационализации процессов по введению и использованию налоговых льгот, оптимизации расходов государства на стимулирование инновационного сектора экономики.

Предметом исследования являются методологические проблемы целесообразности стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов через налоговые льготы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Международный опыт и российская практика налогового стимулирования инновационной деятельности.(научный реферат)

 Налоговое стимулирование как элемент экономической политики государства. 

1.1. Налоги - экономически выраженное существование государства.

В XIX веке К. Маркс подчеркивал: «в налогах воплощено экономически выраженное существование государства».

В XX веке этот подход в целом остался тот же и основной была точка зрения о том, что налог -- это принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона.

Для осуществления своих функций государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются и принимаются законы по конкретным видам налогов, где излагаются формы и методы исчисления, а также уплаты плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога по мнению автора. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками, которые характеризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Юридические и физические лица, являющиеся участниками процесса производства ВВП, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ определены в качестве плательщиков налогов и сборов.

Налоговый кодекс РФ (п. 1 ст. 8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Данное определение содержит следующие признаки налога: обязательность -- все налогоплательщики должны уплачивать законно установленные налоги и сборы;

индивидуальная безвозмездность -- взамен уплаты налога плательщики не получают со стороны государства какие-либо блага, носящие индивидуальный характер;

уплата в денежной форме -- уплата налогов в натуральной или другой форме, отличной от денежной, осуществлена быть не может;

цель взимания налога -- финансовое обеспечение расходов, осуществляемых государством в процессе своей деятельности.

Налог -- категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения.

Налог -- это сложная система отношений, включающая ряд взаимодействующих составляющих, каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Эти составляющие именуются элементами налога.

Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.

Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов, т.е. к расширительному толкованию положений закона. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик получает право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.

Хотя структура налогов различна и количество налогов велико, элементы налогообложения имеют универсальное значение. Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называют существенными элементами закона о налоге. Налоговое законодательство на различных этапах своего развития предусматривало различные элементы налога, при наличии которых последний считался законно установленным.

Согласно ст. 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Эти основные (обязательные) элементы налога составляют первую группу элементов, которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства.

Во вторую группу входят факультативные элементы, которые необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам. К ним относятся: порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога; ответственность за налоговые правонарушения; налоговые льготы и др.

Таким образом, налоговые льготы в налоговой системе Российской Федерации (как, впрочем, и практически во всех налоговых системах других стран) не являются обязательным элементом налога.

Законодательные органы власти субъектов Федерации (местного самоуправления), устанавливая региональные или местные налоги и сборы, определяют в нормативных и правовых актах как основные, так и факультативные элементы налогообложения (ст. 12 Налогового кодекса РФ):

налоговые льготы;

налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, по региональным и местным налогам;

порядок и сроки уплаты налога;

формы отчетности по данному региональному или местному налогу.

Каждый элемент этих двух групп несет конкретную юридическую нагрузку и играет определенную роль для обеспечения возможности уплаты налога. Отсутствие хотя бы одного элемента может значительно затруднить или усложнить налоговое производство. Поэтому идеальный вариант закона о налогах должен содержать всю совокупность элементов.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуальный характер (статья 56 Налогового кодекса РФ).

Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц и для отсрочки или рассрочки платежа.

Налогоплательщик может отказаться от использования льготы, приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на два  вида :

1) изъятия;

2) скидки или налоговые вычеты.

Изъятия -- это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут предоставляться:

на постоянной основе и на ограниченный срок;

как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории, например, не подлежат обложению определенным налогом операции по реализации хлеба и хлебобулочных изделий, молока, детской одежды и обуви, лекарств и т.д.

Скидки -- это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика).

Введем также прочие понятия, необходимые для дальнейшего анализа налоговых льгот в работе.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) -- это обязательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, на которое в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ возложена юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств. Налог непременно должен сокращать доходы налогоплательщика.

Например, налогоплательщиками по НДС в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса РФ признаются: организации, индивидуальные предприниматели и лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу РФ; по налогу на доходы физических лиц -- физические лица (резиденты и нерезиденты РФ).

Носитель налога -- это лицо, которое в конечном итоге несет бремя налогообложения. Носителем налога на добавленную стоимость выступает покупатель продукции, т.к. сумма НДС включается в цену продукции.

Предмет налогообложения -- это реальная вещь (земля, автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели и т.п.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет налогообложения обозначает признаки фактического (неюридического) характера. Предметом является земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий; объект же налога -- право собственности на землю.

Информация о работе Международный опыт и российская практика налогового стимулирования инновационной деятельности.