Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:52, курсовая работа
В рамках налоговой политики традиционно формируется система налоговых льгот и других экономических средств, стимулирующих инвестиции в производство и научно-технические исследования. В свете налоговой реформы последних лет в России наметился переход от простой поддержки научных организаций налоговыми льготами к стимулированию инвестиций в исследования и разработки. В частности, были отменены прямые льготы, освобождающие государственные научные организации от уплаты земельного налога, налога на имущество. В то же самое время, за последние пять лет были внесены достаточно существенные изменения во вторую часть Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Налоговый кодекс РФ), направленные на стимулирование расходов на исследования и разработки, предоставляющие определенные налоговые преференции инновационно-ориентированным компаниям.
Были также выявлены определенные черты налоговой системы РФ, препятствующие введению в коммерческий оборот результатов интеллектуальной деятельности.
Получение льгот в основном не требует разрешений, однако наблюдаются определенные исключения:
- Получение аккредитации как обязательное условие получения льготы по ЕСН (страховым взносам) компаниями IT сектора.
Ряд федеральных налоговых льгот являются практически неработающими - в действительности не стимулирующими компании к осуществлению дополнительной инновационной активности.
В части налога на имущество и земельного налога льготы не целесообразны для стимулирования инновационного сектора, так как в принципе не могут являться стимулом для внедрения инноваций. Оправданность их существования для государственных научных организаций не ставится под сомнение, так как способствует снижению стоимости проводимых исследований и разработок, а по проектам, где заказчиком выступает само государство, в конечном итоге никак не влияет на сальдо бюджетных расходов и доходов.
Заключение
1. Проведен сравнительный анализ специфики применения инновационно-направленных налоговых льгот в таких странах как США, Великобритании и других, обобщен опыт зарубежных стран.
В экономически развитых или развивающихся странах в настоящее время активно применяются меры стимулирования инновационной деятельности в виде налоговых льгот. Обобщен опыт разных стран и выявлены основные используемые виды льгот:
1.вычет расходов для целей налога на прибыль в размере более 100% от размера фактически осуществленных затрат (далее - налоговый вычет). Налоговый вычет может быть объемным (volume) или приростным (incremental). В первом случае дополнительный размер вычета рассчитывается как доля от фактических расходов на научно-техническую деятельность текущего периода, во втором - как доля от прироста фактических расходов на такую деятельность по сравнению с предыдущим периодом. Данную льготу использует большинство стран, анализируемых в работе;
2.отнесение к текущим затратам полностью или частично расходов на отдельные виды оборудования, обычно используемого в научных исследованиях (амортизационная премия);
3.ускоренная амортизация (с применением коэффициентов);
4. обложение прибыли по пониженным ставкам;
5.«налоговые каникулы»;
6.льготные ставки социального или подоходного налогов с заработной платы научно-технического персонала, частичные освобождения от таких налогов.
Проведение налоговых реформ под девизом «лучше низкие ставки налогов с минимальным числом налоговых льгот, чем высокие ставки с множеством исключений из общего правила» стало за последние тридцать лет ключевым направлением реформирования налоговых систем практически во всех индустриально развитых странах мира. Однако, по результатам проведенного анализа можно заключить, что практически все индустриально развитые страны активно используют налоговые льготы как инструмент стимулирования инновационной деятельности. При этом, есть и страны, принципиально отказывающиеся от стимулирования инновационной деятельности через налоговые льготы (например, Финляндия и Хорватия). Таким образом, развитие инновационной сферы не обязательно зависит от наличия или отсутствия льгот, а скорее от того, насколько и в какой степени каждая отдельно взятая льгота действительно вызывает ожидаемый эффект.
2. Проведен критический анализ использования налоговых льгот для стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации.
В Российской Федерации отсутствует специальное законодательство в отношении инновационной деятельности. Это является одной из основных причин отсутствия масштабных мер стимулирования инновационной деятельности через налоговые льготы. Однако присутствует ряд налоговых льгот, применяемых в мировой практике:
- ускоренная амортизация основных средств, используемых при выполнении НИОКР. Коэффициент 3 является относительно высоким;
- амортизационная премия 30% на все основные средства со сроком полезного использования 3 - 20 лет. Во многих странах такой режим предоставляется только для оборудования и основных средств, используемых в научно-исследовательской деятельности;
- увеличенный налоговый вычет по текущим расходам на определенные виды НИОКР. Размер вычета (150%) можно считать относительно высоким;
- пониженные ставки по ЕСН (страховым взносам) и возможность списания стоимости электронно-вычислительной техники полностью в текущем периоде для экспортно-ориентированных компаний - разработчиков программного обеспечения.
Также, присутствуют льготы, которые не были обнаружены при анализе законодательства других стран:
- льготы по налогу на имущество и земельному налогу. Такие льготы, скорее всего будут невостребованными, кроме того, не будут оказывать влияния на принятие решений о запуске того или иного инновационного проекта. То есть потенциально представляют собой потери бюджета, нежели увеличение налоговых поступлений;
- льготы по налогу на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость, по сути, является налогом конечного потребителя. Введение льгот «рвет» цепочку плательщиков НДС, создавая для компании дополнительные затраты в виде невозмещаемых сумм входящего НДС, приводит к негативным последствиям.
III. Акцизы (задача)
У ОАО «Фаэтон» с 01 июля по 31 декабря 2012 года имеются следующие данные: 1) отгружено другим предприятиям алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта 40% на сумму 5 637 500 руб. в количестве 56 888 шт. бутылок объемом 0,5 л.; 2) реализовано через собственный магазин розничной торговли пива с объемной долей этилового спирта 8% на сумму 456 000 руб. в количестве 4 516 шт. бутылок объемом 0,5 л.; 3) оприходовано и оплачено этилового спирта 96% в количестве 1 280 л.
Определить общую сумму А, подлежащую уплате в бюджет ОАО «Фаэтон».
Решение:
Рассчитаем сумму акциза по операция, которые признаются объектом налогообложения. К ним относятся реализация продукции на акцизные склады и в розничную торговлю (ст 182 НК РФ). Налоговая база определяется как объем реализованный товаров в натуральном выражении (ст 187НК РФ). Следовательно она составляет:
- при реализации на акцизные склады: 56 888лЧ0,5=28 444л.
- при реализации через розничную сеть: 4 516лЧ0,5=2 258л.
Размер ставок определяется ст 193 НК РФ:
-270 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащего в подакцизном товаре.
28 444ч(100/40)Ч270=3 071 952 руб.
- Пиво с содержанием спирта этилового 0,5%-8,6% включительно-12 руб. за 1 литр
2 258Ч12=27 096 руб.
Сумма акциза, исчисленная от реализации всей пролукции= 3 071 952+27 096=3 099 048 руб.
2. Сумма акциза, уплаченная при обретении этилового спирта, будет равна:
1 280Ч(96/100)Ч44=54 067 руб.
3. Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет:
3 099 048-54 067=3 044 981 руб.
Список использованных источников:
1.Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Бухгалтер и договор. Договоры, используемые в хозяйственной деятельности предприятий (экономико-правовой анализ). (Часть II). - «Налоги и финансовое право», 2005
2.Долгин А.В. Стратегия инновационного развития. М.: Инфра-М. 2004
3.Караваева Н.В. Налоговое регулирование рыночной экономики. - М.: ЮНИТИ, 2000.
4.Кожинов В.Я. Отраслевые особенности налогообложения и учета. М.: Инфра- М. 2002.
5.Лукин Р.Д. Налоговые льготы как инструмент экономической политики государства. - М.: Финансы и статистика. 2005.
6.Макарова И.В. Стимулирование инновационного сектора экономики - средства и возможности. Киев. 2005.
7.Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. (Соч. Т.4. ).
8.Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. - М.: Финансы и статистика. 2001.
9.Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг .- Спб.: Изд-во СПбГУ. 1994.
10.Мотовилов О.В. Финансово-кредитное обеспечение инновационной деятельности. СПб. 2008.
11. Налоговый кодекс Российской Федерации;
12.Налоги / Под ред. Д.Г. Черника. М. 2004.
13.Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учеб.пособие под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. М.: «Экономика» 2000.
14.Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М.: ЮНИТИ, 2003.
15.Песков М.Н. Бюджетная эффективность инициатив государственных органов власти. М.: Финансы и статистика, 2008.
16.Пондарь А.Р. Государственное стимулирование высокотехнологичных производств. М. 2007.
17. Салина А.И. Налогообложение добычи полезных ископаемых / Налоговый вестник, 2007.
18.Хоппе К.-Х., Пецольдт К., Валдайцев С.В., Молчанов Н.Н. Малое инновационное предпринимательство. СПб.: ОЦЭиМ, 2004.
19. Шувалов Е.Б., Налоги и налогообложение, учебное пособие - М., 2009
20.Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра-М, 2009.
1 Налоги / Под ред. Д.Г. Черника. М. 2004. С. 42.
2 Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М.: ЮНИТИ, 2003,С. 134.
Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра-М, 2000, С. 134.
3 В настоящее время заменен страховыми взносами
4 Постановление Правительства РФ № 758 о государственной аккредитации
5 Первоначально срок признания расходов на НИОКР составлял 3 года, потом его сократили до 2 лет, а начиная с 2007 г. он стал составлять 1 год. Вместе с тем для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон расходы на НИОКР
6признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
60 Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 года № 988 «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 2 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5».
7 Мотовилов О.В. Финансово-кредитное обеспечение инновационной деятельности. СПб. 2008. С. 59.
8 Согласно Письму ФНС России от 2 февраля 2005 г. № 02-1-07/2.