Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:52, курсовая работа
В рамках налоговой политики традиционно формируется система налоговых льгот и других экономических средств, стимулирующих инвестиции в производство и научно-технические исследования. В свете налоговой реформы последних лет в России наметился переход от простой поддержки научных организаций налоговыми льготами к стимулированию инвестиций в исследования и разработки. В частности, были отменены прямые льготы, освобождающие государственные научные организации от уплаты земельного налога, налога на имущество. В то же самое время, за последние пять лет были внесены достаточно существенные изменения во вторую часть Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Налоговый кодекс РФ), направленные на стимулирование расходов на исследования и разработки, предоставляющие определенные налоговые преференции инновационно-ориентированным компаниям.
До настоящего момента льгота изменялась незначительно.
До 2000 года фактически все научные исследования и разработки учитывались в составе текущих расходов для целей налога на доходы корпораций, также существовало правило, по которому расходы по приобретению оборудования и зданий, используемых в целях НИОКР, можно было признавать в текущем периоде (то есть, не капитализировать). В 2000 году правительство Великобритании ввело дополнительные налоговые льготы для малого и среднего бизнеса сферы производства (Small Manufacturing Entities), а с 2002 - для крупного. Малые и средние компании получили возможность предъявить к вычету для целей налога на доходы корпораций дополнительно 50% расходов на исследования и разработки, а крупные - 25%. При этом, если компания показывает убытки, то она может предъявить соответствующие суммы к возмещению из бюджета на расчетный счет (по аналогии с возмещением НДС в РФ при 0% ставке экспортерами) из расчета 24% от величины расходов на исследования и разработки. Допускается, что исследования и разработки могут проводиться как на территории Великобритании, так и за ее пределами, однако, они не должны финансироваться, в том числе частично, за счет государственного бюджета.
В Германии налоговой реформе отводится важнейшая роль в рамках правительственной программы, направленной на стимулирование экономического роста и активизации рыночного механизма. Среди важнейших задач реформы - создание благоприятного инвестиционного климата, рост самофинансирования производства, поощрение мелких и средних фирм, наиболее способных к быстрому обновлению производимой продукции и внедрению технических новинок.
Как показал дальнейший анализ, в настоящее время в Германии, как и в Финляндии, отсутствуют налоговые льготы, стимулирующие исследования и разработки. Государственная политика ориентирована больше на субсидирование инновационных компаний по различным направлениям.
Опыт налогового реформирования индустриально развитых стран мира позволяет сделать вывод о том, что на фоне сокращения налоговых льгот при проведении налоговых реформ ведущие промышленно развитые страны оставляли механизмы налогового стимулирования научно-технического развития.
Вывод: в экономически развитых или развивающихся странах в настоящее время активно применяются меры стимулирования инновационной деятельности в виде налоговых льгот. Основные используемые виды льгот:
1.вычет расходов для целей налога на прибыль в размере более 100% от размера фактически осуществленных затрат (далее - налоговый вычет). Налоговый вычет может быть объемным (volume) или приростным (incremental). В первом случае дополнительный размер вычета рассчитывается как доля от фактических расходов на научно-техническую деятельность текущего периода, во втором - как доля от прироста фактических расходов на такую деятельность по сравнению с предыдущим периодом. Данную льготу использует большинство стран, анализируемых в данной работе;
2.отнесение к текущим затратам полностью или частично расходов на отдельные виды оборудования, обычно используемого в научных исследованиях (амортизационная премия);
3.ускоренная амортизация (с применением коэффициентов);
4.обложение прибыли по пониженным ставкам;
5.«налоговые каникулы»;
6.льготные ставки социального или подоходного налогов с заработной платы научно-технического персонала, частичные освобождения от таких налогов.
В настоящее время отсутствуют какие-либо специальные режимы налогообложения для инновационно-активных организаций, несмотря на то, что определенные попытки ввести такие льготы уже предпринимались. Во многом это вызвано отсутствием специального законодательства, регулирующего инновационную деятельность.
Без принятия специального закона, регулирующего на федеральном уровне инновационную деятельность в Российской Федерации, без определения основных понятий, их согласования со смежными отраслями права введение масштабных мер поддержки инновационной деятельности в таком виде, как они присутствуют в зарубежных странах (например, пониженные ставки по социальному и подоходному налогам, налоговые каникулы, специальные режимы налогообложения и другие) может привести к значительным трудностям в применении льготы как государством, так и хозяйствующими субъектами. Так, например, в отсутствие законодательно закрепленного понятия «инновационная деятельность» практически невозможно предоставить налоговые преференции компаниям, занимающимся инновационной деятельностью.
В настоящее время идет обсуждение проекта федерального закона «Об инновационной деятельности».
Изначально для IT-компаний предполагалось ввести специальный налоговой режим по типу упрощенной системы налогообложения. В первоначальной редакции проекта закона был предусмотрен единый 6- процентный сбор с оборота, заменяющий все налоговые платежи компаний. Однако, в окончательной редакции закона остались только льготы по страховым выплатам и возможность сразу списывать стоимость вычислительной техники.
Основы действующей налоговой системы Российской Федерации определяются Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.
Особенности налогообложения инновационной деятельности содержат в себе налог на прибыль (порядок учета расходов на НИОКР, амортизационная политика), налог на добавленную стоимость (освобождение от уплаты НДС научных организаций при реализации НИОКР, операций по реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности), налог на имущество организаций и земельный налог (освобождения от уплаты).
Рассмотрим льготы и прочие особенности обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации НИОКР и прав на объекты интеллектуальной собственности.
Согласно статье 149 Налогового кодекса РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:
- выполнение НИОКР за счет средств бюджетов. Основанием для освобождения НИОКР, выполняемых за счет федерального бюджета, является наличие договора на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление заказчика, которому выделены бюджетные средства, в адрес исполнителя и соисполнителей о финансировании работ за счет бюджета;
- выполнение НИОКР за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством РФ внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;
- выполнение НИОКР учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров. Для получения льготы организациям следует иметь договоры на выполнение НИОКР, аннотации выполненных работ, счета-фактуры, акты сдачи-приемки работ;
- выполнение НИОКР, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав проводимых работ включаются следующие виды деятельности:
~разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
~разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
~создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации;
/Законом введены такие понятия, как «новая продукция», «новая технология», однако их значение не раскрывается. Поэтому применение данных положений Кодекса не исключает возможности возникновения разногласий с налоговыми органами/
- реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
При этом стоит отметить, что от освобождения от НДС операций по реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности налогоплательщик не вправе отказаться.
Для целого ряда налогоплательщиков, работающих с поставщиками и покупателями - плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) освобождение от налога неэффективно и может приводить к дополнительным затратам в виде невозмещаемых сумм входящего НДС. При этом в условиях конкуренции далеко не всегда возможно корректировать цену продажи в сторону увеличения. В результате, данная норма в ее нынешней редакции в ряде случаев приводит к снижению рентабельности налогоплательщиков, осуществляющих операции по реализации (передаче) прав на объекты интеллектуальной собственности.
Для покупателя-плательщика НДС не имеет значения размер НДС, предъявляемый к уплате сверху цены товара (так как эта сумма НДС, какова бы она ни была, скорее всего, будет принята покупателем к вычету).
Кроме того, существует еще один недостаток освобождения операций от обложения НДС. В случае, если необлагаемые операции осуществляются наряду с облагаемыми НДС, то налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций в соответствие со статьей 170 Налогового кодекса РФ.В таком случае, значительно усложняется налоговый учет налогоплательщика.
Это не способствует активному вовлечению результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот, так как реализация прав на результаты интеллектуальной деятельности ставит одних налогоплательщиков в дискриминационное положение по сравнению с другими независимо от их качественных характеристик, каким-либо образом связанных с инновациями.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 144-ФЗ установил льготы по единому социальному налогу (ЕСН3) и для компаний, которые занимаются разработкой программного обеспечения.
Изначально для IT-компаний предполагалось ввести специальный налоговой режим по типу упрощенной системы налогообложения с 6% налогом, однако, в окончательной редакции закона остались только льготы по страховым выплатам и возможность сразу списывать стоимость вычислительной техники. Причем все эти изменения стали де-юро действовать с 1 января 2007 года, а де-факто - только с начала 2008 года. Государственная аккредитация является обязательным условием для применения пониженных ставок налога (пункты 6-8 статьи 241 Налогового кодекса РФ). Только 6 ноября 2007 года Постановлением Правительства РФ № 758 был утверждено Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а 9 января 2008 года, приказом Министерства информационных технологий и связи РФ № 3 была утверждена форма выписки из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий4. Ставки Единого социального налога для компаний - экспортеров программного обеспечения представлены в таблице 2.
Таблица 2. Ставки единого социального налога для организаций,
осуществляющих деятельность в области информационных технологий
Наименование |
2010 |
2011 |
2012-2017 |
2018 |
2019 |
ПФР |
14% |
8% |
8% |
13% |
20% |
ФСС РФ |
0% |
2% |
2% |
2,9% |
2,9% |
ФФОМС |
0% |
2% |
4% |
5,1% |
5,1% |
ТФОМС |
0% |
2% |
0% |
0% |
0% |
Итого |
14% |
14% |
14% |
21% |
28% |
В настоящее время с заменой ЕСН страховыми взносами на обязательное страхование данная льгота больше не действует. Вышеприведенная схема была применима к российским организациям, осуществляющим разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных и (или) оказывающих услуги по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных, установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных и соответствующим следующим условиям: - 1.доля доходов от реализации перечисленных выше продуктов и услуг составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации, в том числе от иностранных лиц не менее 70%;
2.среднесписочная численность работников организации составляет не менее 50 человек.
До 2015 года предполагается постепенно уйти от всех льгот и преференций в системе социального страхования . Для налогоплательщиков, имеющих льготы по ЕСН (сельхозтоваропроизводители, резиденты технико-внедренческих особых экономических зон, плательщики единого сельскохозяйственного налога, организации инвалидов), размеры страховых тарифов будут повышаться поэтапно.
Глава 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» устанавливает специальный порядок учета расходов на НИОКР, также устанавливает особые правила амортизации основных средств.
Во-первых, затраты на НИОКР включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией (в группу прочих расходов) и, следовательно, уменьшают размер полученных доходов, подлежащих налогообложению. Они подразделяются на две группы: