Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:52, курсовая работа
В рамках налоговой политики традиционно формируется система налоговых льгот и других экономических средств, стимулирующих инвестиции в производство и научно-технические исследования. В свете налоговой реформы последних лет в России наметился переход от простой поддержки научных организаций налоговыми льготами к стимулированию инвестиций в исследования и разработки. В частности, были отменены прямые льготы, освобождающие государственные научные организации от уплаты земельного налога, налога на имущество. В то же самое время, за последние пять лет были внесены достаточно существенные изменения во вторую часть Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Налоговый кодекс РФ), направленные на стимулирование расходов на исследования и разработки, предоставляющие определенные налоговые преференции инновационно-ориентированным компаниям.
Объект налогообложения -- это юридический факт (действие, событие, состояние), который является условием обязанности субъекта уплатить налог (совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др.).
Объект налогообложения необходимо отличать от источника налога. Источник налога -- это резерв, используемый для его уплаты. Источником являются доход и капитал налогоплательщика, а применительно к хозяйственной деятельности предприятия,-- такие экономические показатели, как себестоимость, финансовый результат, прибыль и т.д.
Реальными источниками для уплаты НДС, таможенной пошлины является себестоимость; для налога на имущество предприятий, налога на рекламу -- финансовый результат; для налога на прибыль и большинства местных налогов -- соответственно налогооблагаемая и чистая прибыль; для налога на доходы физических лиц-- совокупный доход.
Теоретически объекты налогообложения можно разделить на следующие виды :
права имущественные (право собственности на имущество и пользования имуществом);
права неимущественные (право пользования чем-либо и право на вид деятельности);
действия субъекта (реализация товаров (работ, услуг); операции с ценными бумагами; ввоз (вывоз) товаров (работ, услуг) на территорию страны);
результаты хозяйственной деятельности (добавленная стоимость, доход, прибыль).
Для того чтобы исчислить налог, необходимо измерить предмет налога, т.е. каким-либо образом его оценить. Оценка в свою очередь требует выбора соответствующего масштаба. Большинство предметов налогообложения нельзя выразить непосредственно в каких-либо единицах. Для их измерения выбирают физическую характеристику (параметр измерения), определяя тем самым масштаб налога.
Для количественного выражения налоговой базы используется понятие «единица налога». Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба. Выбор единицы налогообложения определяется практическим удобством ее использования. Например, при налогообложении земель-- 1 га, 1 м ; при налогообложении добавленной стоимости -- 1 руб.; при исчислении транспортного налога -- одна лошадиная сила.
Налоговая база -- это, согласно Налоговому кодексу РФ, стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговый период -- это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (статья 55 Налогового кодекса РФ) .
Основным элементом налога, без которого налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, является налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (статья 53 Налогового кодекса РФ) .
Порядок уплаты налога, являясь основным (обязательным) элементом налогообложения, предполагает решение следующих вопросов: направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд); средства уплаты налога (в рублях, валюте);
механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);
особенности контроля уплаты налога.
Сроки уплаты налога -- это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.
Согласно ст. 57 Налогового кодекса РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Со срочностью налоговых платежей связано понятие «недоимка» -- сумма налога, не внесенного в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленных сроков.
Исходя из вышеизложенного, следует сказать, что категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными или местными органами власти -- с другой, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства.
Являясь основной формой финансового обеспечения деятельности государства в условиях рыночного хозяйствования, налоги становятся одним из мощнейших рычагов в руках государства, посредством которого оно может осуществлять регулирование процессов и тенденций, происходящих в межбюджетных отношениях, и через систему льгот и санкций оказывать опосредованное воздействие на производителей товаров, работ и услуг.
С помощью налогов государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения.
Функция налога -- это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов1.
С помощью различных ставок налогов, условий расчета и уплаты государство может влиять на конечную доходность и привлекательность той или иной сферы деятельности для хозяйствующих субъектов. Налоговые льготы могут повысить норму рентабельности, иные показатели эффективности по проектам, которые без таких льгот компании рассматривали как нецелесообразные к осуществлению (например, по соотношению риск/доходность). Следовательно, через механизм налоговых льгот государство может устранять так называемые «провалы рынка» - когда коммерческая эффективность проектов недостаточна для их реализации субъектами экономики, а социальная или общественная эффективность, напротив, требует внедрения.
Рассмотрим основные аспекты налогового стимулирования как элемента экономической политики государства.
Налоговое стимулирование является неотъемлемым элементом экономической политики государства, которая, в свою очередь, является многоаспектной категорией, непосредственно связанной со взаимоотношениями государства и каждого человека, государства и предприятий, различных организаций друг с другом, межгосударственными отношениями.
При проведении налоговой политики государство должно преследовать целый ряд целей. Одна из важнейших - экономическая.
«Экономическая цель налоговой политики государства представляет собой целенаправленное воздействие на экономику через налоговый механизм с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, перераспределения национального дохода и ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах, регулирования спроса и предложения, стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионах РФ»2.
В настоящее время принят ряд документов, определяющих в частности основные рамки инновационной политики Российской Федерации:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утверждена Правительством РФ 1 октября 2008 года (далее - «Концепция»);
Приоритетные направления развития науки, технологии и техники, утверждены Президентом РФ 21 мая 2006 г., ПР-842, ПР-843; (далее - «Приоритетные направления»)
* Письмо Правительства РФ от 05.05.2005 № 2473п-П7 «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (далее - Письмо Правительства»);
* Письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 № Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (далее - «Письмо Президента»).
Таким образом, можно заключить, что в настоящее время в Российской Федерации использование налоговых льгот как инструмента стимулирования инновационной деятельности закреплено нормативно - правовыми актами, декларирующими основные направления государственной политики в этой сфере.
Особое место в экономическом регулировании инновационной деятельности занимают налоговые льготы, поощряющие направления деятельности корпораций, развитие которых необходимо с точки зрения государства.
В мировой практике, прежде всего в наиболее развитых государствах, объем инвестиций рассматривается как один из важнейших показателей благополучия национальной экономики, а колебание инвестиционных вложений - как индикатор изменений совокупного спроса и в перспективе - объема национального производства и занятости населения. В рамках налоговой политики одних стран традиционно формируется система налоговых льгот и других экономических средств, стимулирующих инвестиции в производство и научно-технические исследования.
Вместе с этим в целом ряде экономически развитых стран проведение налоговых реформ под девизом «лучше низкие ставки налогов с минимальным числом налоговых льгот, чем высокие ставки с множеством исключений из общего правила» стало за последние четверть века ключевым направлением реформирования налоговых систем. Последние почти одновременно столкнулись на рубеже 1980-х гг. с разными по содержанию, но идентичными по характеру и степени важности социально- экономическими проблемами. При этом абсолютное большинство стран, заявивших такую стратегию в части налогового стимулирования экономики в целом, тем не менее продолжают использовать налоговые льготы для стимулирования инновационной активности.
Условия налогообложения НИОКР, инновационной деятельности значительно различаются в зависимости от конкретной страны и, часто, региона. Различны определения инновационной деятельности, научных исследований и разработок, подпадающих под льготы; различны типы применяемых льгот и их окончательная форма. При этом меры таможенного и бюджетного стимулирования, как будет видно из дальнейшего анализа, применяются весьма ограниченно. В целом прослеживается тенденция к увеличению масштабов использования механизмов налогового стимулирования в научно-технической политике развитых стран. Вместе с тем однозначной точки зрения на их роль в обеспечении инновационного роста в настоящее время нет. Так, в некоторых странах (например, в Финляндии) налоговые льготы практически отсутствуют, а государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется исключительно через механизмы субсидирования деятельности хозяйствующих субъектов (бюджетное законодательство).
Рассмотрим историю введения налоговых льгот в инновационной сфере в Соединенных Штатах Америки. С 1954 года налогоплательщики могут выбирать, относить исследования и разработки на затраты текущего периода в налоговом учете или формировать нематериальный актив и амортизировать их. На практике большинство компаний старается относить затраты на расходы, максимально уменьшая налоговую базу в текущем периоде. Это позволяет им минимизировать уплату налога в текущих периодах за счет будущих, что может иметь реальную экономическую выгоду в связи с учетом фактора «стоимости денег» для компании.
Налоговый вычет для расходов на исследования и экспериментальные разработки (Research and Experimental Development Tax Credit) в США впервые был введен в 1981 году законом о фискальных мерах по восстановлению экономики (Economic Recovery Tax Act).
Налоговый вычет (tax credit) представляет собой возможность увеличенного вычета расходов на НИОКР для целей налога на прибыль. Например, если компания понесла 100 денежных единиц расходов на НИОКР, для целей налога на прибыль ей разрешают вычесть 120 денежных единиц. В таком случае, обычно говорят о 20% (иногда - 120%) налоговом вычете, рассчитанном от объема (volume tax credit). Приростным называется налоговый вычет, при котором процент дополнительного вычета зависит от увеличения расходов на НИОКР. Например, если компания в прошлом периоде понесла 100 денежных единиц расходов на НИОКР, а в текущем 150 денежных единиц, то 20% приростной вычет будет заключаться в возможности дополнительно к 150 вычесть 10 (20% от 50) денежных единиц для целей расчета налога на прибыль.
Данный закон был принят как одна из многочисленных антикризисных мер в целях выхода из рецессии 1980-1982 годов .
В последующих периодах льгота неоднократно видоизменялась. Правительство США проводило детальный мониторинг результативности льготы, чтобы оценивать, не являются ли предоставляемые преференции лишь потерями бюджета.
Налогоплательщики могли уменьшить налоговую базу по налогу на доходы на 25% от превышения расходов на исследования и разработки в текущем году средней величины таких расходов за последние три года . База для сравнения - расходы на исследования и разработки за предыдущие три года, должна была быть не меньше, чем 50% расходов на исследования и разработки текущего года. Даже если компания практически ничего не тратила на исследования и разработки в предыдущие три года (скажем, среднее значение расходов - $10.000), но осуществила значительные затраты в текущем году (скажем, $1.000.000), то она сможет уменьшить свою налогооблагаемую базу только на 25% * $500.000, а не на 25% * $990.000. Таким образом, специально ограничивался размер вычета, т.е. государство страховало себя от значительного размера выпадающих доходов бюджета.
Дополнительный налоговый вычет в США всегда был приростным по способу определения базы.
Первые значительные изменения были введены в 1986 году. Ставка вычета была снижена до 20%, определение исследований и разработок, подпадающих под вычет, было сужено до создания новой технологической и технической информации, используемой в коммерческом производстве товооаров, работ, услуг. Кроме того, был введен отдельный вычет по контрактам на исследования и разработки между университетами и налогоплательщиками.
Начиная с 1990 года, значительно поменялся порядок расчета вычета. Для каждой компании определялось фиксированное соотношение расходов на исследования и разработки за 1984-1987 года к выручке за этот же период. Для компаний, созданных после 1987 года, определялось фиксированное соотношение 0,03. Далее, это значение умножалось на выручку за последние 4 года от реализации продукции, созданной в результате НИОКР.