МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Восточно-Сибирский государственный
университет
технологий и управления
(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)
Экономический факультет
Кафедра: «Налоги и налогообложение»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Налоги и налогообложение»
На тему: «Налог на добычу полезных
ископаемых налоговой системе Российской
Федерации»
Выполнил: студент(ка) гр. ИПК
2011 (э)
Конева Е.В.
Научный руководитель: Баторова
Е.М.
Улан-Удэ 2012
Содержание
стр
Введение …………………..…………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические аспекты
налога на добычу полезных ископаемых..5
- История возникновения налога
на добычу полезных ископаемых
в России………………………………………………………………...5
1.2 Характеристика налога на добычу полезных
ископаемых………... 12
1.3Функция
и процент НДПИ……………………………………….…..24
Глава 2. Роль налога
на формирование государственного бюджета
РФ…26
2.1 Роль экспорта
нефти и газа в бюджет РФ…………………………...26
2.2 Совершенствование
НДПИ на период 2012-2014гг …………..……33
Заключение ……………………………………………………………..…….….35
Список используемой литературы
……………………………………………..37
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных принципов природопользования
и охраны окружающей среды является платность
природопользования. Однако данный принцип
сопровождает экономику нашей страны
не так давно. Уникальный природно-ресурсный
потенциал России при его эффективном
использовании является одной из важнейших
предпосылок устойчивого развития страны,
как в настоящее время, так и на длительную
перспективу.
Россия занимает ведущее место в мире
по объему природных ресурсов. По запасам
алмазов, платиноидов, золота, серебра,
титана, циркония, редких и редкоземельных
металлов Россия входит в первую тройку
стран мира. При этом большинство экспертов
отмечают низкую эффективность механизмов
природопользования и охраны окружающей
среды, включая отсутствие рентных платежей
за пользование природными ресурсами.
В настоящее время практически во всём
мире с каждым годом наблюдается постепенное
глобальное ухудшение состояния окружающей
природной среды. Особенно ярко это проявляется
в нашей стране так как, уровень технического
развития у нас оставляет желать лучшего,
а степень защищённости предприятий никуда
не годится. Это происходит под воздействием
различных факторов, в основном это обусловленная
жизненной необходимостью, активная всевозрастающая
деятельность человека по приспособлению
окружающей среды для себя и своих нужд.
Среди экономических рычагов,
при помощи которых государство воздействует
на рыночную экономику, важное место отводится
налогам. В условиях рыночной экономики
любое государство широко использует
налоговую политику в качестве определенного
регулятора воздействия на негативные
явления рынка. Налоги, как и вся налоговая
система, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях рынка.
Налоги являются необходимым
звеном экономических отношений в обществе
с момента возникновения государства.
Развитие и изменение форм государственного
устройства всегда сопровождаются преобразованием
налоговой системы. В современном цивилизованном
обществе налоги - основная форма доходов
государства.
Обязательные платежи, взимаемые
государством за пользование недрами,
чаще всего бывают в форме прямых или косвенных
налогов, либо особых целевых платежей.
В рамках налоговой реформы
с 1 января 2002 г. Федеральным законом от
08.08.2001 № 126-ФЗ введена в действие глава
26 «Налог на добычу полезных ископаемых»
НК РФ. Одновременно были отменены акциз
на нефть и стабильный газовый конденсат,
платежи за пользование недрами при добыче
полезных ископаемых и отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы.
Цель курсовой работы - раскрыть
роль и значение налога на добычу полезных
ископаемых в налоговой системе РФ.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить ряд задач:
- Ознакомиться с историей развития
НДПИ
- Характеристику и функции налога
- Роль налога на формирование
государственного бюджета
Данная курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы.
В первой главе рассматриваются история
возникновения, основные понятия и сущность
налога на добычу полезных ископаемых
его функция. Вторая глава является практической
частью.
При написании курсовой работы использовались
нормативно-правовые акты, учебники, периодические издания,
статьи в интернете.
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
НАЛОГА НА ДОБЫЧУ
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
1.1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ
ИСКОПАЕМЫХ В РОССИИ
Платежи за пользование природными
ресурсами составляют довольно многочисленную
группу налогов, сборов и иных обязательных
платежей. Особенности расчета ресурсных
платежей связаны, в первую очередь, с
содержанием и назначением конкретного
вида природных ресурсов, а также с механизмом
предоставления их в пользование и составом
информационных ресурсов.
В настоящее время любое государство
обращается не только к фискальным приоритетам
в вопросе взимания ресурсных платежей,
но и учитывает регулирующую функцию этих
платежей. Ведь многие природные ископаемые
являются исчерпаемыми и невозобновляемыми.
В этих условиях ресурсные платежи должны
выполнять роль регулятора рационального
использования природных ресурсов, сокращения
вредного воздействия на окружающую среду
и проведения природоохранных мероприятий.
В связи с этим возрастает важность
правильного расчета платежей за добычу
природными ископаемыми, их уплаты и представления
соответствующей отчетности. Лицензирование
природопользования предполагает возможность
привлечения не только к финансовой, но
и к административной ответственности
при несоблюдении условий.
Налог на добычу
полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством
и организациями и индивидуальными предпринимателями,
которым предоставлен в пользование участок
недр.
Данный налог является центральным
элементом новой системы налогообложения
природных ресурсов, заменившим взимавшиеся
с разработчиков недр платежи на воспроизводство
минерально-сырьевой базы и за право пользования
недрами, а также акцизы на нефть и газ.
Налог на добычу
полезных ископаемых - это один из наиболее важных
платежей, уплачиваемых недропользователем
в бюджет Российской Федерации. Порядок
расчета горной ренты, величина ее изъятия
государством влияет как на экономику
отдельных предприятий недропользователей,
так и на всю экономику России в целом.
В ранее действовавшей (до введения
налога на добычу полезных ископаемых)
системе налогообложения при пользовании
недрами применялись три налоговых платежа:
плата за пользование недрами, отчисления
на воспроизводство минерально-сырьевой
базы (ОВМСБ), акциз на нефть и стабильный
газовый конденсат.
Платежи за пользование недрами
взимались в форме разовых взносов и/или
регулярных платежей в течение срока реализации
предоставленного права. Регулярные платежи
определялись как доля от стоимости добытого
минерального сырья с учетом сверхнормативных
потерь при добыче полезных ископаемых.
Порядок и условия взимания платежей за
пользование недрами, критерии определения
ставок устанавливались Правительством
РФ по каждому месторождению в отдельности.
Окончательные размеры этих платежей
уточнялись при предоставлении лицензии
на пользование недрами. Кроме того, при
определенных условиях недропользователям
предоставлялся достаточно широкий спектр
льгот в виде освобождения от уплаты вышеуказанных
платежей. Отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы направлялись
на финансирование геологоразведочных
работ в районах добычи полезных ископаемых.
ОВМСБ, аккумулировавшиеся в бюджетах
различных уровней и передававшиеся добывающим
предприятиям, использовались только
по целевому назначению, а порядок их использования
определялся Правительством РФ и органами
исполнительной власти субъектов Федерации.
Размеры отчислений на воспроизводство
минерально-сырьевой базы устанавливались
Федеральным Собранием РФ по представлению
Правительства РФ по каждому месторождению
индивидуально с учетом его особенностей.
Из вышеизложенного можно сделать
следующие выводы:
· размер платежей за пользование
недрами определялся с учетом экономико-географических
условий, размера участка, вида полезного
ископаемого, его количества качества,
продолжительности работ, степени изученности
территории, горнотехнических условий
освоения, разработки месторождения и
степени риска и устанавливался по каждому
месторождению индивидуально. Таким образом
в размере платежей за пользование недрами
учитывалась рентная составляющая;
· значительное число недропользователей
освобождалось от платежей за пользование
недрами, что создавало дополнительный
экономический эффект при недродобыче
в нестандартных условиях;
· отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой носили целевой характер
и направлялись исключительно на расширение
минерально-сырьевой базы, в том числе
и путем передачи их части добывающим
предприятиям, самостоятельно проводящим
работы по геологическому изучению недр.
Однако существовали и такие
негативные моменты, сопутствовавшие
плате за пользование недрами, как возможности
прямого получения (минуя бюджет) недропользователями
части отчислений на воспроизводство
минерально-сырьевой базы, что усложняло
контроль за использованием этих средств,
а также неденежного исполнения обязанности
по уплате платежей за пользование недрами.
Реформаторы налоговой системы
посчитали, что действовавший на тот момент
механизм взимания и использования отчислений
на воспроизводство минерально-сырьевой
недостаточно эффективен и не позволяет
решать задачи возмещения затрат государства
на поиск и разведку месторождений полезных
ископаемых, обеспечения эффективного
контроля целевого использования отчислений,
оставляемых предприятиям, самостоятельно
выполняющим геологоразведочные работы.
Поэтому было принято решение отменить
отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой.
Однако действенного механизма целевого
финансирования затрат на геологоразведочные
работы так и не было создано.
До введения НДПИ операции по
реализации добытой нефти, включая стабильный
газовый конденсат, а также добытого природного
газа подлежали обложению акцизами в соответствии
с гл. 22 «Акцизы» НК РФ.
Действовавшее до 2002 г законодательство
РФ, включавшее раздел платности пользования
недрами, носило рамочный характер и не
давало достаточно четкого определения
основных элементов налогообложения при
исчислении специальных налогов при пользовании
недрами.
В рамках проводимой в России
налоговой реформы для соблюдения баланса
интересов государства и налогоплательщиков
(недропользователей) была подготовлена глава
26 «Налог на добычу полезных ископаемых»
НК РФ, которая вступила в силу 1 января
2002 г в соответствии с Федеральным законом
от 8 августа 2001г №126-ФЗ.
Одновременно были отменены
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой
базы, регулярные платежи за добычу полезных
ископаемых и акциз на нефть (последний
– в связи с особым порядком исчисления
НДПИ по нефти). В результате механизм
налогообложения добычи полезных ископаемых,
регулируемый налоговым кодексом РФ, был
сведен к НДПИ и акцизу на природный газ.
Одновременно в Закон «О недрах» 1999г были
внесены изменения, устанавливающие с
1 января 2002г новую систему платежей за
пользование недрами, включающую разовые
платежи за пользование недрами при наступлении
определенных событий, оговоренных в лицензии;
регулярные платежи за пользование недрами;
плату за геологическую информацию о недрах;
сбор за участие в конкурсе (аукционе);
сбор за выдачу лицензий.