Налог на добычу полезных ископаемых налоговой системе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Одним из основных принципов природопользования и охраны окружающей среды является платность природопользования. Однако данный принцип сопровождает экономику нашей страны не так давно. Уникальный природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны, как в настоящее время, так и на длительную перспективу.
Россия занимает ведущее место в мире по объему природных ресурсов. По запасам алмазов, платиноидов, золота, серебра, титана, циркония, редких и редкоземельных металлов Россия входит в первую тройку стран мира. При этом большинство экспертов отмечают низкую эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами.

Содержание работы

Введение …………………..…………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические аспекты налога на добычу полезных ископаемых..5
История возникновения налога на добычу полезных ископаемых
в России………………………………………………………………...5 1.2 Характеристика налога на добычу полезных ископаемых………... 12
1.3Функция и процент НДПИ……………………………………….…..24
Глава 2. Роль налога на формирование государственного бюджета РФ…26
2.1 Роль экспорта нефти и газа в бюджет РФ…………………………...26
2.2 Совершенствование НДПИ на период 2012-2014гг …………..……33
Заключение ……………………………………………………………..…….….35
Список используемой литературы ……………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая по налогам НДПИ.docx

— 159.65 Кб (Скачать файл)

Глава 26 неоднократно изменялась, дополнялась. Федеральным законом от 31 декабря 2001г №198-ФЗ были внесены изменения, касающиеся определения подлежащего налогообложению природного горючего газа и попутного газа из нефтяных (газонефтяных, нефтегазовых) и нефтегазоконденсатных месторождений.

С 1 января 2004г в связи с изменением механизма налогообложения добычи природного газа (адвалорная ставка НДПИ была заменена специфической налоговой ставкой) был отменен акциз на природный газ.

Результатом проведенных реформ налогообложения добычи полезных ископаемых стало создание фискально-ориентированной системы налогообложения, обеспечивающей существенный рост налоговых поступлений.

Все платежи, взимание которых так или иначе связано с взаимодействием человека и природы, независимо от их налогового статуса можно подразделить на экологические и природоресурсные платежи. Если объектом экологических платежей является вредное воздействие человека на природу, то объектом природоресурсных платежей являются отношения по использованию различного рода природных ресурсов (земли, лесов, вод, недр и пр.), а также результат такого использования.

 В контексте приведенного  деления налог на добычу полезных  ископаемых следует отнести к группе платежей за природопользование, поскольку объектом данного налога является добыча полезных ископаемых (статья 336 НК РФ), которая является одним из видов пользования недрами (статья 6 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 23951 (в редакции Федерального закона от 03 марта 1995 г. № 27-ФЗ).

Группа платежей за природопользование имеет весьма неопределенный правовой статус, поскольку не дает четких оснований для отнесения указанных платежей к налогам, сборам или гражданско-правовым платежам. Однако, применительно к налогу на добычу полезных ископаемых значимость указанной проблематики существенно снижается, поскольку указанный налог ориентирован на обложение стоимости добытых полезных ископаемых (статьи 336–338 НК РФ) и не является условием предоставления государством права пользования недрами. С учетом изложенного можно сказать, что налог на добычу полезных ископаемых является именно налоговым платежом, поскольку отвечает законодательно установленным признакам налога (статья 8 НК РФ), в частности: индивидуальная безвозмездность, обязательный (принудительный) характер, поступление в бюджет, односторонний характер. После вступления в силу изменений, внесенных в текст главы 26 НК РФ Законом № 57-ФЗ применительно к порядку уплаты налога на добычу полезных ископаемых (а именно – после 01.01.2003 г.) налог на добычу полезных ископаемых уплачивается единовременно по итогам налогового периода (статья 344 НК РФ (с изменениями, внесенными Законом № 57ФЗ)). Следовательно, авансовый характер у данного обязательного платежа отсутствует.

Следующим этапом при определении правового характера налога на добычу полезных ископаемых является отнесение его к группе прямых или косвенных налогов. Косвенные налоги взимаются в процессе расходования материальных благ (в процессе потребления), тогда как прямые налоги – в процессе приобретения и накопления материальных благ. Источник уплаты прямых налогов формируется у налогоплательщика, тогда как источник уплаты косвенных налогов поступает налогоплательщику в составе иных платежей (как правило, цены).

 Анализ всех признаков  прямых налогов позволяет сделать  вывод, что именно к данной  группе налог на добычу полезных  ископаемых и относится:

 -Во-первых, предметом налога на добычу полезных ископаемых является имущество – полезные ископаемые, а не денежные средства.

-Во-вторых, связь с исполнением по сделке (реализацией), которое, как правило, выступает объектом косвенных налогов, отсутствует, однако в наличии прямая связь с предметом налогообложения.

-В-третьих, взимается данный налог непосредственно в виде денежного платежа в бюджет (отсутствует завуалированный характер налогового изъятия).

-В-четвертых, источник уплаты налога формируется у налогоплательщика.

-В-пятых, бремя уплаты налога не перелагается на третьих лиц.

В свою очередь, относясь к группе прямых налогов, налог на добычу полезных ископаемых является налогом личным, поскольку взимается он исходя из стоимости добытых полезных ископаемых в течение налогового периода (статьи 338 и 343 НК РФ).

В рамках реализации Основных направлений налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, одобренных Правительством Российской Федерации в предыдущие периоды, были внесены следующие изменения в законодательство о налогах и сборах:

-Был принят Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 425-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий введение нового порядка исчисления НДПИ при добыче угля и установление порядка налогового учета расходов налогоплательщиков, связанных с обеспечением безопасных условий труда при добыче угля на участках недр с высоким уровнем метанообильности и склонностью угля к самовозгоранию.

В частности, установлена возможность применения налогового вычета путем уменьшения суммы исчисленного налога на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий труда при добыче угля. Предельная величина налогового вычета определяется как произведение суммы налога и коэффициента (Кт), определяемого для каждого участка недр с учетом степени метанообильности и склонности угля к самовозгоранию.

Значение Кт устанавливается в принятой налогоплательщиком учетной политике и не может превышать 0,3.

Налогоплательщики по своему выбору смогут использовать указанный налоговый вычет, либо учитывать произведенные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», устанавливающего ставку НДПИ в размере 0 процентов при добыче кондиционных руд олова на территории Дальневосточного федерального округа, сроком на 5 лет был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.

1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГА  НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ

ИСКОПАЕМЫХ

Налогоплательщики: организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и признаваемые пользователями недр.

Постановка на учет в качестве налогоплательщиков осуществляется:

1.     По месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. (территория субъекта(ов) РФ, на которой расположен участок)

2.     По месту нахождения организации (месту жительства физического лица) в случае, если добыча полезных ископаемых осущеcтвляется на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ либо арендуемых.

Объектом налогообложения признаются полезные ископаемые:

1.     Добытые из недр на территории РФ на предоставленном по закону участке недр.

2.     Извлеченные из отходов (потерь) производства, подлежащие отдельному лицензированию.

3.     Добытые из недр за пределами РФ на территориях, арендуемых, используемых по международным договорам или находящихся под юрисдикцией РФ.

Не являются объектами налогообложения:

·         общераспространенные ископаемые, в т.ч. подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

·         добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и др. геологические коллекционные материалы;

·         добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте охраняемых объектов, имеющих научное, культурное значение;

·         извлеченные из собственных отходов (потерь) добывающего и перерабатывающего производства;

·         дренажные подземные воды.

Виды полезных ископаемых:

1.     Антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы

2.     Торф

3.     Углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ природный и горючий и другие газы)

4.     Товарные руды черных и цветных металлов, редких, радиоактивных металлов

5.     Полезные компоненты комплексной руды

6.     Горно-химическое неметаллическое сырье (апатит, фосфоритовые руды, соли, сера, шпат, краски земляные и др.)

7.     Сырье редких металлов (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий и др.)

8.     Неметаллическое сырье (гипс, ангидрид, мел, известняк, галька, гравий, песок, глина, облицовочные камни)

9.     Кондиционный продукт пьезооптического сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и др.)

10. Природные алмазы, др. драгоценные  камни (алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь)

11. Концентраты и др. полупродукты, содержащие драг. металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий)

12. Соль природная и  чистый хлористый натрий

13. Подземные воды, содержащие  полезные ископаемые и лечебные  ресурсы

14. Сырье радиоактивных  металлов (уран и торий).

Налоговая база - определяется как стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду, с учетом установленных различных ставок.

Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому.

В отношении полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговый период - календарный месяц.

Налоговые ставки установлены по каждому виду полезных ископаемых ст. 342 Налогового Кодекса РФ.

Ставка 0% применяется в отношении:

·         полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.

·         попутного газа;

·         подземных вод, содержащих полезные ископаемые;

·         полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых;

·         полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств;

·         минеральных вод, используемых в лечебных и курортных целях;

·         подземных вод, используемых в сельскохозяйственных целях.

·         нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участке недр, при определенных условиях.

·         сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа x с (в пластовых условиях), при использовании прямого метода учета количества добытой нефти на конкретных участках недр.

·         нефти на участках недр, расположенных севернее Северного полярного круга полностью или частично в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе РФ, до достижения накопленного объема добычи нефти 35 млн. тонн, при определенных условиях

·         нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в Азовском и Каспийском морях, до достижения накопленного объема добычи нефти 10 млн. тонн на участке недр, при определенных условиях

·         нефти на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн. тонн на участке недр, при определенных условиях

·         газа горючего природного (за исключением попутного газа), закачанного в пласт для поддержания пластового давления при добыче газового конденсата в пределах одного участка недр в соответствии с техническим проектом разработки месторождения. (пп. введен от 04.06.2011 N 125-ФЗ)

·         нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в Черном море, до достижения накопленного объема добычи нефти 20 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 15 лет или равен 15 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами (пп. введен от 21.07.2011 N 258-ФЗ)

Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых налоговой системе Российской Федерации