Иными категориями налогоплательщиков,
осуществляющих добычу газа, указанные
налоговые ставки будут применяться с
понижающими коэффициентами: в 2012 году
– 0,582, в 2013 году – 0,528, а с 2014 года – 0,511.
В случае, если указанное выше
освобождение поставок природного газа
в рамках проекта «Голубой поток» сохранится,
что налоговые ставки НДПИ при добыче
газа природного горючего, добываемого
налогоплательщиками, являющимися собственниками
объектов Единой системы газоснабжения,
а также налогоплательщиками, в которых
суммарная доля участия указанных собственников
объектов Единой системы газоснабжения
составляет свыше 50%, составят: в 2012 году
– 509 руб. за 1 000 кубических метров газа,
в 2013 году – 582 руб. за 1 000 кубических метров
газа и в 2014 году – 622 руб. за 1 000 кубических
метров газа. При этом иными категориями
налогоплательщиков, осуществляющих добычу
газа, указанные налоговые ставки будут
применяться с понижающими коэффициентами:
в 2012 году – 0,493, в 2013 году – 0,455, а с 2014 года
– 0,447.
В дальнейшем ставка НДПИ при
добыче газа горючего природного будет
устанавливаться в зависимости от мировой
цены на углеводородное сырье по аналогии
с налогообложением добычи нефти, а также
в зависимости от темпов роста внутренних
цен на газ.
В целях недопущения снижения
доходной части бюджетной системы Российской
Федерации будут подготовлены предложения
о внесении изменений в главу 26 «Налог
на добычу полезных ископаемых» Кодекса
в части уточнения порядка налогообложения
НДПИ лечебных грязей.
С учетом опыта применения специфических
ставок НДПИ при добыче угля будут подготовлены
предложения об установлении специфических
ставок НДПИ по иным видам твердых полезных
ископаемых (металлы, соли, строительное
сырье и пр.).
Кроме того, следует проработать
вопрос установления ставки по полезным
ископаемым, доля экспорта которых превышает
50 процентов, в зависимости от мировых
цен на соответствующие полезные ископаемые.
1.3 ФУНКЦИЯ И ПРОЦЕНТ НДПИ
Налогу на добычу полезных ископаемых
присущи следующие основные функции:
- фискальная, которая выражается
в том, что налог на добычу
полезных ископаемых является одним
из источников формирования доходной
части федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов;
- регулирующая, которая предполагает,
что рассматриваемый налог выступает
в качестве инструмента распределения
и перераспределения валового внутреннего
продукта путем.
Со вступлением в силу главы 26 НК РФ внесены
изменения в ст. 48 Бюджетного кодекса РФ
(далее - БК РФ) в части распределения налога
на добычу полезных ископаемых по бюджетам
разных уровней: сумма налога, подлежащего
уплате по итогам налогового периода,
а также авансовые платежи по данному
налогу поступают в доход федерального
бюджета, бюджета субъекта Российской
Федерации, соответствующего местного
бюджета.
Сумма рассматриваемого налога, исчисленная
налогоплательщиком по добытым полезным
ископаемым (за исключением добытых полезных
ископаемых, относящихся к углеводородному
сырью и общераспространенных полезных
ископаемых), распределяется следующим
образом:
- 40% - в доход федерального бюджета;
- 60% - в доход бюджета субъекта
Российской Федерации.
Сумма налога на добычу полезных ископаемых,
исчисленная налогоплательщиком по полезным
ископаемым (за исключением добытых полезных
ископаемых, отнесенных к углеводородному
сырью и общераспространенных полезных
ископаемых), добытым на территории автономного
округа, входящего в состав края (области),
распределяется в порядке, установленном
соглашением между автономным округом
и краем (областью).
Сумма налога на добычу полезных ископаемых,
исчисленная налогоплательщиком по добытым
полезным ископаемым, отнесенным к углеводородному
сырью, распределяется следующим образом:
- 80% - в доход федерального бюджета;
- 20% - в доход бюджета субъекта
Российской Федерации.
Сумма рассматриваемого налога, исчисленная
налогоплательщиком по добытым полезным
ископаемым в виде углеводородного сырья
(нефть, газовый конденсат и природный
газ) на территории автономного округа,
входящего в состав края или области, распределяется
следующим образом:
- 74,5% - в доход федерального бюджета;
- 20% - в доход бюджета округа;
- 5,5% - в доход бюджета края
или области.
При добыче общераспространенных на
территориях соответствующих районов
и городов полезных ископаемых полная
сумма налога подлежит уплате в доход
бюджетов субъектов Российской Федерации.
При добыче любых полезных ископаемых
на континентальном шельфе Российской
Федерации или в исключительной экономической
зоне Российской Федерации, а также при
добыче полезных ископаемых из недр за
пределами территории Российской Федерации,
если эта добыча осуществляется на территориях,
находящихся под юрисдикцией Российской
Федерации
на участке недр, предоставленном налогоплательщику
в пользование, полная сумма налога зачисляется
в федеральный бюджет.
В целях стимулирования добычи горючего
природного газа из нефтяных месторождений,
полезных ископаемых при разработке некондиционных
или ранее списанных запасов полезных
ископаемых, полезных ископаемых, добываемых
из вскрышных и вмещающих пород, отходов
горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих
производств в пределах нормативов содержания
полезных ископаемых в указанных породах
и отходах, согласно ст. 342 НК РФ налогообложение
добычи указанных полезных ископаемых
производится по налоговой ставке 0%.
ГЛАВА 2 РОЛЬ НАЛОГА НА ФОРМИРОВАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
2.1 РОЛЬ ЭКСПОРТА НЕФТИ
И ГАЗА В БЮДЖЕТ РФ
Наша страна владеет огромными
запасами ресурсов, значимая сумма доходов
государственного бюджета приходится
на доходы от их экспорта. Более половины
доходной части российского бюджета зависят
от «черного золота».
По итогам 2011 г. Россия еще раз
подтвердила звание сырьевой державы,
снова оказавшись в лидерах по экспорту
углеводородов. Наиболее экспортируемыми
являются нефть и газ. По каждому из этих
видов топлива мы прочно заняли первые
места в мировом рейтинге крупнейших экспортеров .
Таблица 1.
Экспорт из России нефти и нефтепродуктов
(млн. тонн) и природного газа (млрд. м3)
Россия за 2011 год экспортировала
244,5 млн. тонн нефти общей стоимостью 182,1 млрд.
долл. США. Падение уровня экспорта нефти
вызвано рядом причин, одной из которых
является рост внутренней переработки .
В структуре экспорта нефти
через систему АК «Транснефть» доминируют:
«Роснефть», доля которой в суммарном
объёме экспорта нефти составила в 2009 году
около 28 %, ТНК-ВР — 20 %, «Сургутнефтегаз»
— 16 %, ЛУКОЙЛ —14 %. На эти компании приходится
более 78 % экспортируемой нефти .
Россия — крупнейший экспортёр
природного газа формирует около 20 % мирового
газового экспорта.
За 2011 год экспорт газа из России
вырос до 190 млрд кубометров. Экспорт российского
газа, как и планировалось, существенно
вырос. Основное влияние на этот процесс
оказало частичное восстановление экономики
европейских стран и холодная зима .
Все эти компании уплачиваю
налог на добычу полезных ископаемых,
речь о котором пойдет далее.
Налог на добычу полезных ископаемых
— это один из наиболее важных платежей,
который уплачивается недропользователями
в бюджет Российской Федерации.
Ресурсные налоговые платежи
применяются в основном в добывающих отраслях
(нефтяной, угольной), представляют собой
плату за добычу или использование природных
ресурсов, кроме фискального и регулирующего
воздействия на процесс производства
могут предусматривать экологический
эффект (ограничение потребления природных
ресурсов и охрану окружающей среды).
Почти каждый год законодательство
по данному налогу претерпевает изменения,
касающиеся ставок. Рассмотрим, как менялись
ставки налога на добычу полезных ископаемых
с 2009 года.
Рисунок. 1
Ставка НДПИ при добыче нефти
(руб./т) и газа (руб./1000 м3) в 2009-2012 гг.
Ставка данного налога при добыче
нефти начала расти с 2012 года и выросла
на 6 %. Рост ставок при добыче газа начался
с 2011 года и на тот момент составил 38 %, а
в 2012 году ставка выросла в 2,1 раза. Целью
повышения ставок является рост уровня
экономического развития страны. Министерство
финансов с 2011 года планировало больший
рост ставок, но по ряду причин остановилось
именно на этих. Одной из главных причин
снижения планируемой налоговой нагрузки
является то, что при больших ставках сократятся
инвестиции нефтегазодобывающих компаний
в новые проекты, месторождения, что ни
для указанных компаний, ни для государства
не выгодно, хотя в дальнейшем имеет место
быть ежегодное увеличение ставок .
Данный налог распределяется
между бюджетами .
2.2 АНАЛИЗ ДОЛИ НДПИ В НАЛОГОВЫЙ
БЮДЖЕТ ТРЕХ УРОВНЕЙ РФ ЗА 2009-2011 гг
Рассмотрим, какую же роль занимают
поступления по данному налогу среди всех
налоговых доходов бюджетов трех уровней.
Таблица 2.
Доля НДПИ в налоговых доходах
бюджетов трех уровней
за2009-2011 гг., тыс. руб.
Из таблицы 2 видно, что роль
НДПИ в доходах федерального бюджета
с каждым годом растет. В 2009 году доля доходов
по налогу на добычу полезных ископаемых
составила 39,3 %, к концу 2010 года она выросла
на 4,1 %, а к концу 2011 года на 5,6 % по сравнению
с первоначальным показателем, что обусловлено
повышением цены на нефть. Рост поступлений
связан с тем, что с каждым годом количество
добываемого природного сырья растет,
так как увеличивается число освоенных
месторождений. Основной же причиной такого
роста является то, что доходы от уплаты
налогов на добычу полезных ископаемых
для нефте- и газового конденсата были
централизованы в федеральном бюджете
с 2010 года, в связи с чрезвычайно высокой
неравномерностью залегания этого вида
полезных ископаемых на территории РФ .
Далее рассмотрим
консолидированный бюджет субъекта РФ.
Из данных таблицы, мы видим,
что поступления НДПИ в бюджеты субъектов
РФ к концу анализируемого периода сократились
на 1,3 %, по сравнению с показателем 2009 года
и остались неизменными по сравнению с
2010 годом. По итогам 2010 года мы можем наблюдать
резкое снижение поступившей суммы налога,
почти в 2 раза. Как говорилось ранее, поступления
по налогу на добычу полезных ископаемых
с 2010 года бы централизованы, это является
главной причиной столь большого сокращения
доходов, до принятия этой меры 5 % доходов
от уплаты НДПИ по нефте- и газовому конденсату
зачислялись в бюджеты 32 субъектов РФ.
Указанные суммы появились в результате
погашения задолженности по данному налогу
за предыдущие года .
Проанализировав данную таблицу,
мы также можем отметить тот факт, что
в 2011 году доля поступлений НДПИ в местные бюджеты
резко выросла и составила 1,5 % от всех налоговых
доходов, что в 15 раз выше показателей двух
предшествующих лет. Эти суммы связанны
с погашением ранее накопившейся по данному
налогу задолженности, а также с компенсацией
снижения объемов софинансирования с
2010 года .
Далее хотелось бы рассмотреть
основные проблемы, связанные с обложением
налогом на добычу полезных ископаемых.
В результате введения налога
на добычу полезных ископаемых в 2002 г. его
поступления превысили поступления платежей
при добыче полезных ископаемых поступавших
ранее. С каждым годом поступления по данному
налогу растут.
После того как был введен в
2002 году НДПИ в регионах, где добыча твердых
полезных ископаемых являлась приоритетной,
доля поступлений платежей при добыче
в общей величине налогов сократилась.
Такое сокращение произошло под влиянием
следующих факторов: уменьшение налоговых
ставок по твердым полезным ископаемым,
изменение объекта налогообложения по
отдельным видам минерального сырья, затратный
метод оценки налоговой базы.
Налоговый кодекс дает такое
определение добытому полезному ископаемому
как продукцию горнодобывающей промышленности
и разработки карьеров, которая заключена
в минеральном сырье и подлежит извлечению
либо извлечена из минерального сырья
и соответствует государственному стандарту
РФ, стандарту отрасли, региональному
стандарту, международному стандарту,
а в случае отсутствия указанных стандартов
для отдельного добытого полезного ископаемого
— стандарту (техническим условиям) организации
(предприятия) .
Исходя из этого продукция,
которая добывается на месторождении
конкретного вида минерального сырья,
должна быть идентифицирована по двум
критериям: во-первых, как продукция горнодобывающей
промышленности и разработки карьеров,
во-вторых, как продукция, полученная в
результате осуществления деятельности
по добыче полезных ископаемых и разработке
карьеров .
Применение расчетного метода
оценки налоговой базы привело как к бюджетным
потерям, так и к чрезмерной налоговой
нагрузке на компании, которые несут более
высокие затраты на добычу, в особенности
в случае разработки худших по качеству
запасов полезных ископаемых .
Уже длительное время отмечаются
экспертами в качестве оснований для корректировки
механизма налогообложения добычи твердых
полезных ископаемых проблемы определения
объекта налогообложения, а также проблемы,
связанные с оценкой стоимости добытых
полезных ископаемых,