Налог на добычу полезных ископаемых налоговой системе Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 14:55, курсовая работа
Описание работы
Одним из основных принципов природопользования и охраны окружающей среды является платность природопользования. Однако данный принцип сопровождает экономику нашей страны не так давно. Уникальный природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны, как в настоящее время, так и на длительную перспективу. Россия занимает ведущее место в мире по объему природных ресурсов. По запасам алмазов, платиноидов, золота, серебра, титана, циркония, редких и редкоземельных металлов Россия входит в первую тройку стран мира. При этом большинство экспертов отмечают низкую эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами.
Содержание работы
Введение …………………..…………………………………………………...3 Глава 1.Теоретические аспекты налога на добычу полезных ископаемых..5 История возникновения налога на добычу полезных ископаемых в России………………………………………………………………...5 1.2 Характеристика налога на добычу полезных ископаемых………... 12 1.3Функция и процент НДПИ……………………………………….…..24 Глава 2. Роль налога на формирование государственного бюджета РФ…26 2.1 Роль экспорта нефти и газа в бюджет РФ…………………………...26 2.2 Совершенствование НДПИ на период 2012-2014гг …………..……33 Заключение ……………………………………………………………..…….….35 Список используемой литературы ……………………………………………..37
Помимо вышеуказанных проблем
вопросы вызывает также толкование ряда
понятий «многокомпонентная комплексная
руда», «полезные компоненты многокомпонентной
комплексной руды» .
Подводя итог, хотелось бы сделать
акцент на перспективах данного налога.
На современном этапе развития
налоговые и таможенные платежи топливно-энергетического
комплекса, как известно, составляют львиную
долю доходов федерального бюджета, и,
в общем, по понятным причинам это очень
важная составляющая нашей экономики.
Министерство финансов планирует
продление ранее принятых решений по льготам
по налогу на добычу полезных ископаемых
для нефти, которая добывается в целом
ряде регионов: Республика Саха, Иркутская
область, Красноярский край, с целью стимулирования
ее добычи. Рассматривается вариант их
продления до 2020 года .
Также рассматривается вариант
дифференциации самого НДПИ для газовой
отрасли в зависимости от горно-геологических
и географических факторов.
В настоящее время активно прорабатывается
вопрос введения формулы расчёта ставки
НДПИ на природный газ, начиная с 2014 года,
учитывающей экономико-географические
и геологические факторы месторождений,
степень выработанности месторождений,
многокомпонентность состава газа, другие
параметры, отражающие экономику добычи
и реализации газа, в том числе степень
достижения регулируемой ценой на газ
экономически обоснованного уровня. При
этом формула не должна предусматривать
изъятия доходов от индексации внутренних
цен на газ при отсутствии сверхприбыли
от продаж газа .
Буквально месяц назад, Правительство
РФ внесло в Государственную думу законопроект
об изменении ставки налога на добычу
полезных ископаемых на газ. Соответствующее
распоряжение было подписано премьером
Дмитрием Медведевым. Указанный законопроект
вносит изменения в ч. 2 ст. 342 Налогового
кодекса Российской Федерации.
Министерством финансов были
представлены обновленные предложения
по ставкам НДПИ на газ на 2013—2015 гг. Они
оказались ниже, чем ведомство предлагало
в мае текущего года. Предполагается, что
ставка составит 622 руб. на период с 1 июля
по 31 декабря 2013 г. включительно, 700 руб. —
на период с 1 января по 31 декабря 2014 г. включительно,
788 руб. — начиная с 1 января 2015 г. за 1 тыс.
куб. м. газа при добыче горючего природного
газа из всех видов месторождений углеводородного
сырья .
Для независимых производителей
газа предлагаются понижающие коэффициенты
— 0,646 на 2013 г., 0,673 — на 2014 г. и 0,701 — с 1 января
2015 г.
В мае 2012 г. Минфин предполагал,
что средняя ставка за год составит 631 руб.
за 1 тыс. куб. м газа к 2013 г., 788 руб. — к 2014 г.
и 974 руб. — к 2015 г. Таким образом, правительство
намерено сохранить рост производства
газа в стране.
Так же Минфин разработал законопроект,
в котором говорится о применении к ставке
НДПИ при добыче нефти коэффициента, характеризующего
степень сложности ее извлечения и определяются
льготные ставки НДПИ для трудноизвлекаемой
нефти .
Ставки будут снижены для нефтяных
залежей с определенной проницаемостью,
их величина будет зависеть от предельной
эффективности пласта. Степень выработанности
запасов при этом должна составить не
менее 1 %. При эффективности пласта не более
10 м ставка составит 20 % от стандартной,
свыше 10 м — 40 %. Льгота может быть предоставлена
на 10 лет.
Мера правильная, ведь доля
трудноизвлекаемых запасов растет, а льготы
позволят вовлечь в оборот новые залежи.
Изучение данной темы является
в наше время обязательным, так как налог
на добычу полезных ископаемых является
одним из прибыльных для государства,
находясь на втором месте по поступлениям,
и необходимо грамотно планировать изменения
ставок по нему и иных его элементов, потому
как при неправильном раскладе убытки
могут понести не только компании, уплачивающие
его, но и само государство.
2.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НДПИ
НА ПЕРИОД 2012-2014гг
В целях выравнивания уровня
налоговой нагрузки на газовую и нефтяную
отрасли в плановом периоде (2013 – 2014 гг.)
продолжится работа по установлению дополнительной
фискальной нагрузки на газовую отрасль
путем дифференциации ставки НДПИ, взимаемого
при добыче газа горючего природного.
При этом планируется,
что в совокупности принимаемые
меры по увеличению доходов федерального
бюджета от налогообложения газовой и
нефтедобывающей отраслей должны привести
к увеличению доходов федерального бюджета,
поступающих в 2012 году и плановом периоде
2013 и 2014 годов в условиях утвержденного
прогноза социально-экономического развития.
По сравнению с действующим законодательством:
в 2012 году – на сумму до 150 млрд. руб., в
2013 году – на сумму до 168,3 млрд. руб. и в
2014 году – на сумму до 185,9 млрд. руб.
Для этого, в течение 2012 года
планируется внести изменения в главу
26 Кодекса, предусматривающие ежегодное
увеличение ставки НДПИ при добыче газа
горючего природного, начиная с 2013 года,
для налогоплательщиков, являющихся собственниками
объектов Единой системы газоснабжения.
Также для налогоплательщиков,
в которых суммарная доля участия указанных
собственников объектов Единой системы
газоснабжения составляет свыше 50 %.
В дальнейшем ставка НДПИ при
добыче газа горючего природного будет
устанавливаться в зависимости от мировой
цены на углеводородное сырье по аналогии
с налогообложением добычи нефти, а также
в зависимости от темпов роста внутренних
цен на газ.
В целях недопущения снижения
доходной части бюджетной системы Российской
Федерации будут подготовлены предложения
о внесении изменений в главу 26 «Налог
на добычу полезных ископаемых» Кодекса
в части уточнения порядка налогообложения
НДПИ лечебных грязей.
С учетом опыта применения специфических
ставок НДПИ при добыче угля будут подготовлены
предложения об установлении специфических
ставок НДПИ по иным видам твердых полезных
ископаемых (металлы, соли, строительное
сырье и пр.).
Кроме того, следует проработать
вопрос установления ставки по полезным
ископаемым, доля экспорта которых превышает
50 процентов, в зависимости от мировых
цен на соответствующие полезные ископаемые.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики
любое государство широко использует
налоговую политику в качестве определенного
регулятора воздействия на негативные
явления рынка. Налоги, как и вся налоговая
система, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях рынка.
Налоги являются необходимым
звеном экономических отношений в обществе
с момента возникновения государства.
Развитие и изменение форм государственного
устройства всегда сопровождаются преобразованием
налоговой системы. В современном цивилизованном
обществе налоги - основная форма доходов
государства.
К полезным ископаемым относится
продукция, являющаяся результатом разработки
месторождения, получаемая из минерального
сырья с применением перерабатывающих
технологий, являющихся специальными
видам.
Применяемый налогоплательщиком
метод утверждается в учетной
политике для целей налогообложения
и используется им в течение
всего периода деятельности. Выбранный
метод может быть изменен только в случае
внесения изменений в технический проект
разработки месторождения полезных ископаемых
в связи с изменением применяемой технологии
добычи полезных ископаемых.
При использовании прямого
метода количество добытого полезного
ископаемого определяется с учетом фактических
потерь полезного ископаемого. Фактическими
потерями признается разница между расчетным
количеством полезного ископаемого, на
которое уменьшаются его запасы, и количеством
фактически добытого полезного ископаемого,
определяемым после завершения полного
технологического цикла по его добыче.
Я считаю, что плата за полезные
ископаемые и в будущем останется насущной
и актуальной темой. Можно предположить,
что будут дорабатываться и подвергаться
дальнейшему развитию законопроекты,
а возможно и введение каких-либо новшеств
и ужесточение мер к нарушителям режима
пользования природными ресурсами и их
нецелесообразного использования.
Возрастает интерес иностранных
фирм к земле в России. Следовательно,
появилась возможность получить немалый
доход для страны, от сдачи в аренду земли
иностранным фирмам. Это будет придавать
плате за землю окраску некой экономической
меры и немаловажного пункта в бюджете
страны.
Ухудшается экологическая обстановка,
как в мире, так и у нас в стране. Такие
же выводы можно сделать и по использованию
полезных ископаемых.
Результатом проведенных реформ
налогообложения добычи полезных ископаемых
стало создание фискально-ориентированной
системы налогообложения, обеспечивающей
существенный рост налоговых поступлений.
Россия располагает уникальными
полезными ископаемыми. Кроме того на
территории России расположено значительное
количество объектов общемирового и общенационального
достояния. Будущее России всецело зависит
от эффективного использования полезных
ископаемых. Три вида налога должны составлять
систему налогообложения в сфере природопользования:
НДПИ, платежи на производство и охрану
природных ресурсов, платежи за сверхлимитное
и нерациональное использования природных
ресурсов. налоговая система должна обеспечивать
изъятие экономической ренты в пользу
всего общества, чего, к сожалению, новый
Налоговый кодекс РФ не решает. Это главный
его недостаток.