Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование системы налогообложения по вопросу взимания налога на прибыль организаций и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы взимания налога на прибыль;
• определить действующий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль;
Режим уплаты авансовых платежей исходя
из фактической прибыли
Налогоплательщики могут определять облагаемую прибыль одним из двух способов: по методу начислений или по кассовому методу. Но для многих организаций свобода выбора не предусмотрена.
Метод начисления: в этом случае доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
При определении доходов по методу начисления в общем случае датой получения дохода от реализации признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Днем отгрузки считается день реализации этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. При реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком-комитентом (принципалом) доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России на дату предоставления отчета комиссионера (агента).
Кассовый метод: организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 000 000 руб. за каждый квартал.
При использовании кассового метода
датой получения дохода всегда признается
день поступления средств на счета
в банках и (или) в кассу, поступления
иного имущества (работ, услуг) и (или)
имущественных прав. При этом следует
учесть некоторые особенности определе
Большинство налогоплательщиков вынуждено определять налогооблагаемую прибыль по методу начисления. Но если налогоплательщик, перешедший на определение доходов и расходов по кассовому методу, в течение налогового периода превысил предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), то он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.
Также в случае заключения договора доверительного управления имуществом или договора простого товарищества участники указанных договоров, определяющие доходы по кассовому методу, обязаны перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в котором был заключен такой договор.
Учитывая, что выбор того или иного метода определения налогооблагаемой прибыли является элементом учетной политики для целей налогообложения, сделать его необходимо в декабре года, предшествующего году применения соответствующего метода определения налогооблагаемой прибыли. Но нужно внимательно проанализировать последствия возможной ошибки и, может быть, лишний раз перестраховаться, чтобы потом не иметь нежелательных проблем.
Уплата налога обычно производится по месту нахождения организации. Исключение из этого порядка предусмотрено ст. 288 НК РФ для организаций, имеющих территориально обособленные структурные подразделения.
Обязанность по уплате налога считается
выполненной с момента
Налог на прибыль, подлежащий перечислению в бюджет по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного ст. 289 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период. Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
По итогам отчетного (налогового) периода
налогоплательщики исчисляют
В течение отчетного периода
налогоплательщики исчисляют
Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода.
В этом случае авансовые платежи
исчисляются исходя из ставки налога
и фактически полученной прибыли, рассчитываемой
нарастающим итогом с начала налогового
периода до окончания соответствующего
месяца.
Только квартальные авансовые платежи
по итогам отчетного периода уплачивают:
Налог по итогам года уплачивается не позднее не позднее 28 марта следующего года.
Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода. Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца.
Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные
авансовые платежи по фактически
полученной прибыли, уплачивают их не
позднее 28-го числа месяца, следующего
за месяцем, по итогам которого начисляется
налог.
Суммы уплаченных ежемесячных авансовых
платежей, засчитываются при уплате авансовых
платежей по итогам отчетного периода.
Авансовые платежи по итогам отчетного
периода засчитываются в счет уплаты налога
по итогам налогового периода.
Пример: организация занимается производством мебели.
1. В текущем отчетном периоде организация получила кредит в банке в сумме
1 млн. руб. с предоплатой – 400 тыс. руб. (суммы по кредиту и предварительной оплате не подлежат обложению по налогу на прибыль).
2. За I квартал 2013 г. выручка от продажи мебели составила 1 770 000 руб., в том числе НДС 270 000 руб.
3. При производстве было
560 000 руб.
4. Заработная плата рабочих 350 000 руб.
5. Страховые взносы с заработной платы 91 000 руб.
6. Амортизация оборудования 60 000 руб.
7. Проценты по выданному кредиту другой фирме, учитываемые в целях налогообложения, за отчетный период составили 25 000 руб.
8. В прошлом году предприятие
получило налоговый убыток в сумме
120 000 руб.
Итого расходы за I квартал 2013 г.:
(560 000 + 350 000 + 91 000 + 60 000 + 25 000) =767 700 руб.
Налогооблагаемая прибыль за I квартал 2013 г. составит:
((1 770 000 - 270 000) – 767 700 – 120 000) =612 300 руб.
Сумма налога на прибыль:
(612 300 руб. *20%)=122 460 руб.
в том числе:
сумма налога, перечисляемая в федеральный
бюджет, составит:
(612 300 руб. *2 %) = 12 246 руб.
сумма налога, перечисляемая в региональный
бюджет, составит:
(612 300 руб.* 18%)=110 214 руб.
Прибыль занимает одно из важнейших мест в общей системе стоимостных инструментов рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости. В условиях рынка прибыль предопределяет решение что, как и в каких размерах производить. Поэтому у каждого производителя товаров и услуг интересует вопрос, при каких условиях можно получить максимальную прибыль. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Основной источник доходов фирмы - выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции. По этому важная задача каждого хозяйствующего субъекта - получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии и расходования средств и наиболее эффективного их использования. А это в свою очередь зависит от успешного управления формированием прибыли.
Таким образом, налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации. По итогам отчетного периода не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода представляются налоговые декларации упрощенной формы. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28-го числа следующего месяца. Налоговые декларации по итогам года представляются не позднее 28 марта следующего года.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
Предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога на прибыль, получаемую в результате осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности.
В системе налогов РФ одним из наиболее значимых является налог на прибыль, который является самым существенным источником пополнения государственной казны.
Налог на прибыль в системе российского налогообложения относится к категории прямых налогов и занимает в общем объеме доходов бюджета различных уровней второе место - после налога на добавленную стоимость. Это федеральный налог с едиными требованиями на всей территории Российской Федерации. Прямым он является потому, что его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Налог на прибыль организаций является таким налогом, с помощью которого государство может наиболее эффективно воздействовать на развитие экономики. Он влияет на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала. Налоговые ставки, применяемые при исчислении налога на прибыль, установлены статьей 284 НК РФ. Основная ставка с 1 января 2009 г. — 20%, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а в размере 18% — в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Поступившие налоги в бюджет РФ можно рассмотреть в таблице 2.1
Таблица 2.1
Место налога на прибыль в доходах бюджета РФ за 2009-2012 гг. (в %)
Доходы бюджета |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
1.Всего поступило. Из них: |
134,26 |
163,2 |
376,4 |
435,6 |
- в федеральный бюджет |
47,31 |
68,7 |
146,8 |
194,8 |
- в бюджеты территорий |
86,95 |
95,4 |
229,5 |
240,8 |
2.Налог на прибыль, всего, в том числе |
26,58 |
36,88 |
67,91 |
76,72 |
- в федеральный бюджет |
12,09 |
16,44 |
29,84 |
34,54 |
- в бюджеты территорий |
14,09 |
20,44 |
38,07 |
42,18 |
3.Удельный вес налога на |
19,8 |
22,6 |
18,0 |
17,6 |
- в федеральный бюджет |
25,6 |
23,9 |
20,3 |
17,7 |
- в бюджеты территорий |
16,7 |
21,4 |
16,6 |
17,5 |
За прошедшие годы роль и значение налога на прибыль несколько менялись, но независимо от этого он продолжает быть одним из двух основных налогов. В таблице 2.1. можно увидеть, что за период с 2009 по 2012г. прослеживается тенденция уменьшения доли налога на прибыль в доходах бюджета с 19,8 (за 2009 год) до 17,6%(за 2012 год). Кроме того, фактически поступающие суммы налога на прибыль в поквартальном разрезе первого и второго полугодий 2009г. были ниже определенных в плане на 30% и более. Существенное влияние на поступление налога на прибыль в бюджет оказывал кризис неплатежей и общий спад производства.