Налоги и налогооблажение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

Для социальной защиты граждан во всех государствах создаются общественные фонды потребления за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения. Средства этих фондов используются для финансирования учреждений социально – бюджетной сферы, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным нуждающимся группам населения.
В СССР средства общественных фондов потребления, используемые для социальной защиты населения, направлялись в государственный бюджет государственного социального страхования, который в свою очередь, был составной частью государственного бюджета СССР. [5, c. 272]

Файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ  

      Для  социальной защиты граждан во всех государствах создаются  общественные фонды потребления за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения.  Средства этих фондов используются для финансирования  учреждений социально – бюджетной сферы, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи  отдельным  нуждающимся  группам  населения.

     В СССР средства общественных фондов потребления, используемые для социальной защиты населения, направлялись в государственный бюджет государственного социального страхования, который в свою очередь, был составной   частью   государственного   бюджета  СССР.   [5,  c. 272]

      При переходе страны к новым экономическим  отношениям, в Российской Федерации  стали впервые создаваться целевые внебюджетные фонды.  В соответствии с Законом РСФСР от 10 октября  1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета, и на их основе были созданы внебюджетные  фонды. 

      Внебюджетные  фонды, как и бюджет, выполняют  важнейшую роль в государственном  регулировании рыночной экономики, с их помощью происходит более  справедливое распределение национального дохода между социальными  слоями  населения.

      С 1 января 2001 года был  введен в действие главой 24 Налогового кодекса РФ единый социальный налог (ЕСН), который заменил собой действовавшие ранее отчисления в государственные внебюджетные  социальные фонды – Пенсионный, Фонд социального страхования и федеральный и региональные Фонды обязательного медицинского страхования. Такая замена не отменила целевого назначения налога, и средства от его сбора поступают в перечисленные выше фонды. Основным предназначением  ЕСН является  мобилизация  финансовых ресурсов для реализации  прав граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование), а также на медицинскую помощь.

      До  введения единого социального налога  был не совсем ясен статус отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Формально они не являлись налогами, так как не  были включены в установленную Законом «Об основах налоговой системы Российской Федерации»  налоговую систему России.  Однако для налогоплательщиков они были одним из видов налогов. Высокие ставки этих взносов являлись одним из определяющих факторов сокрытия работодателями истинных размеров выплачиваемой работникам заработной  платы  и  применения  скрытых форм оплаты  труда.  Данную проблему также предполагалось решить с помощью введения  ЕСН, взимаемого по регрессионной шкале.

      С 1 января 2002 г. порядок исчисления и уплаты единого социального налога существенно изменился. Это связано, прежде всего, с введением самостоятельного, не в рамках ЕСН, обязательного пенсионного страхования, порядок и тарифы по которому определяются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

      В настоящее время российская система социальных налогов состоит из трех  составляющих.

  1. Единый социальный налог, который делится на платежи в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
  2. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ – 14 %;
  3. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – тариф зависит от класса профессионального риска – от 0,2 до 8,5 %.   [3,  c. 174]
 
 
  1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ  ЦЕЛЕВЫЕ  НАЛОГИ
 
    1. .  Экономическое значение социальных  внебюджетных  фондов

        Внебюджетные фонды являются одним из важнейших звеньев финансовой системы государства. С помощью этих фондов происходит перераспределение национального дохода в интересах государственной власти  и  реализация  конституционных  прав  граждан.

     Государственный  внебюджетный  фонд  -  это фонд денежных средств, образуемый  вне федерального бюджета и бюджетов  субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.  [2,  c. 605]

     Внебюджетные  фонды выполняют распределительную и контрольную функции. Распределительная функция заключается в перераспределении через внебюджетные фонды части национального дохода в пользу социальных слоев населения или отдельных отраслей экономики  с целью поддержки и развития.

Контрольная функция выражается в информировании общества о возникших  отклонениях  в  производственном  или  социальном  процессах.

     В состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее  время  входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.  Эти фонды аккумулируют средства для  реализации важнейших социальных гарантий: государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска  по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.

     Социальные  внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Однако эта самостоятельность имеет  свои особенности и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством. При этом государство определяет уровень страховых платежей, принимает решения об изменении структуры и уровня денежных  социальных  выплат.

     Источниками  формирования  внебюджетных  фондов  являются:

    • обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решением местных  органов  власти;
    • добровольные  взносы  юридических  и  физических  лиц;
    • прибыль от  коммерческой деятельности, осуществляемой фондами – юридическими  лицами;
    • другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными  актами.

     Проекты бюджетов внебюджетных фондов составляются органами соответствующих фондов и  представляются органами исполнительной власти на рассмотрение представительных органов одновременно с проектами соответствующих  бюджетов  на  очередной  финансовый  год.

     Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются федеральным Собранием в форме  федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый  год.   [5,  c. 274]

     Существенной  проблемой для всех внебюджетных фондов является отсутствие эффективного контроля  над  поступлением и  расходованием средств фондов. Одна из причин этого, особенно для Пенсионного  фонда, -  существенное  запаздывание  при утверждении их  бюджетов. Так бюджеты Пенсионного фонда на 2000 и 2001 гг. были утверждены только в третьих кварталах этих лет, на 2002 г. – в середине второго квартала того же года, т.е. когда они уже исполнялись.   [2,  c. 606] 
 
 

    1. Страховые  взносы  в  Пенсионный   фонд РФ

     Пенсионный  фонд РФ (ПФ РФ) образован 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.  Он является важнейшим из внебюджетных социальных фондов.  Основные задачи  Пенсионного фонда как самостоятельного финансово-кредитного учреждения состоят в целевом сборе и аккумуляции страховых взносов и расходовании  средств Фонда в соответствии с действующим законодательством.

     Доходы  бюджета  Пенсионного фонда РФ  складываются  из:

  • поступлений сумм единого социального налога (ЕСН), поступающих из федерального бюджета;
  • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии;
  • средств федерального бюджета, передаваемых в Фонд в соответствии с законодательством РФ;
  • доходов  от  размещения  временно свободных  средств;
  • доходов от временного размещения  сумм  страховых взносов на накопительную  часть  трудовой  пенсии;
  • сумм  недоимки,  пеней  и  финансовых  санкций;
  • добровольных  взносов  юридических  и  физических  лиц.

     Средства  Пенсионного  фонда  РФ  направляются на выплату  государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при  потере кормильца), пенсий по инвалидности, военнослужащим;  компенсаций пенсионерам;  материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом  иммунодефицита  человека (ВИЧ);  пострадавшим в аварии на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных и техногенных катастроф.  За счет средств Пенсионного фонда финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные  денежные  выплаты.  [2,  c. 609]

     Длительное  время в России  действовала распределительная система пенсионного обеспечения. Однако в условиях сложившейся демографической ситуации – роста количества лиц преклонного возраста и сокращения числа работающих, она стала не эффективной.  С 1 января 2002 г. начала действовать  смешанная система пенсионного обеспечения.  Распределительная система финансируется из налоговых поступлений от предприятий. Она защищена от рисков, связанных с финансовым положением отдельных предприятий и регионов, но не от финансовых  рисков  (например, экономических  кризисов). Переход к накопительной  пенсионной  системе должен повысить уровень защищенности  пенсий  в России.

     С 2002 г. часть ЕСН, предназначенная  для финансирования выплат из Пенсионного  фонда РФ для всех работодателей, делится  на: 

    1. единый социальный  налог, уплачиваемый в федеральный бюджет;
    2. страховые взносы  в ПФ РФ.

     При этом сумма налога, зачисляемого в  федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных за расчетный период страховых взносов на обязательное  пенсионное  страхование.

     Для  доходов  до  280 000 руб. тариф  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет  14% (для организаций, занятых производством сельскохозяйственной  продукции – 10,3%).  На всех застрахованных лиц в системе индивидуального учета открыты лицевые счета, на которые зачисляются страховые взносы, уплачиваемые  работодателями  за  своих  работников. Лицевые  счета  состоят  из  двух  частей:  страховой  и  накопительной.

     Страховая часть трудовой пенсии учитывается на индивидуальном лицевом счете с учетом индексации. Сведения о пенсионных накоплениях учитываются в специальной части лицевого счета. Накопления состоят из страховых взносов, направляемых на обязательное накопительное  финансирование трудовых пенсий, и доходов от инвестирования этих средств. Гражданам, не  имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию,  устанавливается социальная  пенсия.   [2,  c. 612]

     Виды  и структура трудовой пенсии определены  Федеральным  законом РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской  Федерации».

     Трудовая  пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности  состоят из следующих  частей: базовой, страховой и накопительной.  Базовая часть трудовой пенсии финансируется  за счет части суммы ЕСН, подлежащей зачислению в федеральный  бюджет.  Постановлением Правительства РФ от 24 января 2002 г. № 42 «Об утверждении коэффициентов индексации с 1 февраля  2002 года базовой и страховой частей трудовой пенсии» утвержден коэффициент индексации в размере  1,065. Страховая  и  накопительная части  трудовой  пенсии  финансируются  за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет  ПФ РФ. [2,  c. 612]

     Работодатели  уплачивают страховые взносы один раз  в месяц – в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. По истечении установленного срока уплаты страховых взносов невнесенная сумма  считается  недоимкой  и  взыскивается  с  начислением  пеней.

     Тарифы  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2005 год, установленные Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 70 - ФЗ,  представлены  в таблицах  1.1  и 1.2.

     Таблица 1.1

Информация о работе Налоги и налогооблажение