Налоги в рыночной системе хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение налогов в рыночной системе хозяйствования и анализ налоговой политики в условиях перехода к рынку на примере Республики Узбекистан.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятия налога, налогообложения, налоговой системы;
2. изучить функции и принципы построения налоговой системы;
3. исследовать роль налоговой системы в регулировании рынка;
3. рассмотреть этапы становления налоговой системы в Узбекистане;
4. изучить общую характеристику и особенности налоговой системы Республики Узбекистан;

Файлы: 1 файл

Содержание (2).docx

— 110.90 Кб (Скачать файл)

Налоги    выступают    существенным     инструментом     распределения     и перераспределения национального дохода, доходов  юридических   и  физических лиц. Распределительная функция налогов влияет  на  распределение  не  только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная  функция  налогов  носит  многоаспектный  характер.   Само материальное  содержание  налогов  как  денежных  ресурсов,   централизуемых государством и изымаемых из  воспроизводственного  процесса,  несет  в  себе возможность  из  обращения  на  непроизводственные  цели. Многие    социальные   затраты, финансируемые  государством  за  счет   налогов   (бесплатное   образование, здравоохранение и т.д).

Социальная функция   налогов  проявляется   и   непосредственно  через механизмы налоговых льгот и  налоговых  ставок,  что  входит  во  внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

Стимулирующая функция налоговой  системы является одной  из  важнейших.  Как и любая другая  функция, стимулирующая функция проявляется   через  специфические  формы  и  элементы налогового  механизма,  систему  льгот  и  поощрений,   запретительных   или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и  налоговой политики.

Контрольная  функция  налогов выступает своего рода защитной  функцией: она  обеспечивает  воспроизводство   налоговых   отношений   государства   и предприятий,  реализацию  и  действенность  силы   государственной   власти.7

В конкретном  отношении  контрольная  функция  налогов  проявляется  в обязательном  исполнении  налогового  законодательства,  в   полноте   сбора налоговых платежей и  действенности  и  эффективности  штрафных   санкций  и ответственности тех, кто  не  выполняет  или  не  в  полной  мере  выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.8

Контрольная функция налоговой  системы  предопределяет  и определяет, как и  уже  отмечено,  эффективность  других  функций.  Следовательно,  если контрольная  функция  налогов  ослаблена,  то  это  соответственно   снижает эффективность налоговой системы в целом.

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ налоговой  системы и политики в странах  с переходной экономикой

2.1.  Этапы становления  налоговой системы в Узбекистане

Обретение  Узбекистаном  независимости  сопровождается   формированием самостоятельной политики в  области  формирования  и  использования  доходов госбюджета.  Дотации  из  союзных  источников  больше  не  пополняют  доходы госбюджета  республики.  Все  это  сформировало  потребность   в   изменении налоговой  политики  республики.  На  первом  этапе  экономических   реформ, осуществленных  в  республике,  была  реформирована  и  налоговая  политика.

Основная цель налоговой  политики этого  периода  -  обеспечение  надлежащего уровня доходов госбюджета. Эта задача решалась в период  спада  производства и  соответствующего  сокращения  налогооблагательной  базы.  Данный   период характеризуется большой разновидностью налогов и их высокими  ставками,  что не могло не сдерживать развитие производства в республике.

Такая  система  налогообложения  не  отвечала   задачам   экономической стабилизации,   увеличению    объемов    производства    и    стимулированию предпринимательской  деятельности  в  республике  (изъятие  выручки  в  виде налогов и обязательных платежей у предприятий составило 37,2% и более).

Действующие  высокие  ставки  налогообложения  доходов   сочетались   с огромным числом налоговых льгот. Тем  не  менее  эти льготы  не  только  не повлияли  конкретным  образом  на   расширение   производства   и   развитие предпринимательской деятельности, но и способствовали  уклонению  от  уплаты налогов.

Основная тяжесть налогового бремени легла  на  доходы  предприятий  при относительно низком  уровне  налогообложения  природно-сырьевых  ресурсов  и имущества.

Необходимость дальнейшего  развития и реформирования налоговой системы в определенной степени реализована в Указе  Президента  Республики  Узбекистан "Об  основных  направлениях  увеличения   стимулирующей   роли   налогов   в Республике  Узбекистан".  Решения,  принятые  на  основании   Указа,   нашли отражение в изменениях налоговых ставок  и  видов  собираемых  налогов  с  1 января 1995 г.

На сегодняшний день доходы госбюджета формируются за  счет  поступлений по следующим видам:

1) индивидуальный подоходный  налог - взимается по  прогрессивной  шкале до 32% в зависимости от уровня заработной платы;

2)налог на доход предприятий  - до 1992 г.  взимался  налог на  прибыль совместно с платой за фонды  и  трудовые  ресурсы,  с  1992  г.  этот  налог заменен на налог на доходы (в среднем ставка налога 12%; в 1993-1994  гг. -18%), с 1 января 1995 г. он  заменен налогом на  прибыль предпринимателей (ставка  налога  -  38%  прибыли). 

Законом  предусматривается   возможность корректировки утвержденной ставки налога на  прибыль  в  сторону  уменьшения посредством стимулирующих коэффициентов. (Она может  снижаться  до  10%  при направлении более 50% балансовой прибыли на развитие производства.)

 Применяется понижающий коэффициент  к  установленной  ставке  налога  в размере 0,3 процентных пункта на каждый 1 %  прироста  объемов  производства продукции.

Шесть групп предприятий  частично или полностью освобождаются от  уплаты налога  или   имеют   налоговые   льготы:   вновь   созданные   предприятия,предприятия, патентующие инновационную продукцию, совместные предприятия (с более чем 30% иностранного капитала), совместные предприятия  с  иностранным капиталом республиканских  инвестиционных  программ,  фермерские  хозяйства, приватизированные предприятия;

3) налог на  социальное  страхование  (ставка  налога  37,2%  от  фонда заработной платы) введен в 2001 г.:

  • 35% - в фонд социального страхования;
  • 0,7 % - в фонд Совета Федерации профсоюзов;
  • 1,5 % - в фонд занятости;
  • 1,2 % налога выплачивается за  счет  работающего  в  фонд  социального страхования;

4) налог на собственность  (имущество) взимается с  1992  г.  по  ставке 0,5% от стоимости имущества,  стоимости основных  производственных  фондов, находящихся на балансе предприятия. С 1993 г. ставка  налога  повышается  до 17% ежегодно. В 1995 г. ставка налога повышена до 2%;

5)  налог  на  землю   с   1   января   1994   г.   введен   на   земли

несельскохозяйственного  производства,  с  1 января  1995  г.-  на   земли, используемые  в  сельскохозяйственном  производстве  -  выплачивается  с   1 гектара дифференцированно по зонам и по видам земли с учетом  местоположения участка и его обеспеченности водой.  В  1995  г.  в  связи  с  инфляционными процессами сумма налога увеличена в 15 раз;

6) акцизы - этим видом налога  облагаются алкогольные напитки, сигареты, ковры,  мебель,  холодильники,  телевизоры.  Ставки,  дифференцированные  по видам продукции, устанавливаются в процентах к стоимости в отдельных  ценах; с 1993 г. введены акцизы на хлопковолокно, с 1994 г. - на  нефтепродукты,  с 1995 г.  -  на  природный газ,  нефть,  газовый конденсат,  товары  первой необходимости и повседневного спроса;

7) налог на добавленную  стоимость - введен с 1992 г.  вместо  налога  с оборота и налога с продаж. Ставки налога ежегодно корректировались: 1992  г.- 30%, 1993 г. - 25%  (6%  оставалось  в  распоряжении  предприятий,  т.  е. фактически в виде налога выплачивалось 19%), с 1 июня 1994 г.  -  20%,  1995 г. - 18%. На первый взгляд, 1 июня 1994 г. ставка налогообложения  снизилась на 5%, - фактически же она повысилась на 1%;

8) таможенные пошлины  - введены с 1994 г. по дифференцированным ставкам в зависимости от вида продукции. Импортные таможенные пошлины  были  введены и отменены в августе 1992 г., но сохранены экспортные таможенные пошлины.  В октябре 1995 г. восстановлены импортные пошлины по 26 наименованиям  товаров по дифференцируемым ставкам до 100% стоимости импортируемой продукции;

9) налог с владельцев  транспортных  средств  -  введен  в  1993  г.  по

ставкам,  установленным  в  зависимости  от  мощности   двигателя   и   вида транспорта. В 1994 г. ставки налога повышены для юридических лиц в  50  раз, для физических лиц - в 25 раз относительно ставок 1993 г. В 1995  г.  ставки повышены в 15 раз к уровню 1994 г.;

10)  плата  за  воду  -  введена  в  1993   г.   дифференцированно   по

поверхностным источникам - 15 коп./куб. м. (по  подземным  источникам  -  20 коп./куб. м.). В 1994 г. плата за воду повышена в 9 раз, в 1995 г.  -  в 50 раз относительно уровня 1994 г.

В 1995 г. в республике введен налог на недра.В этом же году отменен ряд налогов:

- на сырьевые ресурсы,  вывозимые за пределы республики; взимался с 1992 г. по дифференцированным ставкам, средняя ставка налога -  5%,  в  1993-1994 гг. - 10%;

- на лесной доход;

- изъятие в бюджет 20% от  начисленной амортизации.

В 1994 г. отменены  ресурсные  платежи  -  взимание  в размере 6%  от стоимости  материальных  затрат,  вложенных   в   себестоимость   продукции; взимались с 1993 г.

С  марта  1996  г.  в  соответствии  с  Указом  Президента   Республики Узбекистан   для   стимулирования    экспортного    производства    вводится дифференцированное  снижение   ставок   налога   на   прибыль   предприятия, увеличивающее долю экспортной продукции  в  общем  объеме  производства. 

За годы  независимости  претерпели  изменения  и  расходы,   осуществляемые   из госбюджета республики. В расходах госбюджета была и остается особой  статьей социальная защита населения. С 1991 г. вводится выплата пособий матерям с дифференциацией этих пособий в зависимости от возраста  детей  в  связи  с ростом уровня цен. Из госбюджета республики возмещается разница в  ценах  на важнейшие  виды  продуктов  и  непродовольственные  товары;   производителям возмещалась разница в цене за питание студентов и школьников.

Но социальная защита не коснулась наиболее уязвимых слоев населения и с 1994  г.  все   потребительские   субсидии   отклоняются   с   одновременным увеличением пособий для малообеспеченных слоев населения.

До 1991 г. из госбюджета республики оказывалась поддержка  предприятиям промышленности, строительного комплекса, жилищно-коммунального  хозяйства  и других отраслей народного хозяйства в  основном  на  пополнение  собственных оборотных средств и на поддержку убыточных предприятий.

Из госбюджета покрывались  расходы, связанные с эксплуатацией сооружений Минводхоза,  так  как  опасались  повышения  цен   на   сельскохозяйственную продукцию ввиду перевода хозяйств на платное водопользование, но с  1994  г. полностью  отменены  эти   и   другие   виды   дотаций   всем   хозрасчетным предприятиям.

Как  и  в  большинстве  стран,   в   Узбекистане   существует   дефицит государственного бюджета, который  финансируется  из  разных  источников.  С 1995 г.  к основному источнику финансирования  дефицита  госбюджета  -  к кредитам Центробанка -  добавились  внешние  займы  и  выпуск  среднесрочных ценных бумаг.

Таким образом,  по  мере  осуществления  национальной  модели  рыночных реформ в Узбекистане  формировалась  современная  государственная  бюджетная политика, основанная как на изучении мирового опыта, так и  на  особенностях развития страны.

 

2.2.  Общая характеристика  налоговой системы  Узбекистана

Налоги – это обязательные платежи от доходов, получаемых физическими  и юридическими лицами, которые включают в себя платежи, сборы, госпошлины (кроме  штрафов, возврата долгов, оплаты за товар, услуги и выполненные работы) в  пользу государственного бюджета.

В зависимости от источников налогообложения налоги делятся  на  следующие группы:

- налоги, включаемые в себестоимость;

- налоги, включаемые в цену продукции;

- налоги, удерживаемые из дохода работника;

- налоги, уменьшающие финансовый результат;

- налоги, уплачиваемые за счёт налогооблагаемой прибыли;

- налоги, уплачиваемые за счёт чистой прибыли остающейся в распоряжении предприятия.

Все налоги, действующие  в Республике Узбекистан, можно классифицировать следующим образом:

1) в зависимости  от субъекта налогообложения  налоги делятся: 

    • на уплачиваемые юридическими лицами;
    • на уплачиваемые физическими лицами.

2) в зависимости  от механизма формирования это: 

    • прямые налоги ;
    • косвенные налоги.

Если окончательным плательщиком налога является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода, то такой налог является прямым. Если окончательным плательщиком является потребитель товара, то такой налог называется косвенным.

Прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход и имущество; они подразделяются на :

  • реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщика (поземельный, домовый, промысловый, на ценные бумаги).
  • личные налоги  взимаются с дохода или имущества юридических лиц и граждан (подоходный налог, на доходы от денежных капиталов, на прирост капитала, на прибыль предприятий, на доходы от добычи нефти и газа, на сверхприбыль, с наследства и дарений, поимущественный, подушный).

Информация о работе Налоги в рыночной системе хозяйствования