Налоги в рыночной системе хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение налогов в рыночной системе хозяйствования и анализ налоговой политики в условиях перехода к рынку на примере Республики Узбекистан.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятия налога, налогообложения, налоговой системы;
2. изучить функции и принципы построения налоговой системы;
3. исследовать роль налоговой системы в регулировании рынка;
3. рассмотреть этапы становления налоговой системы в Узбекистане;
4. изучить общую характеристику и особенности налоговой системы Республики Узбекистан;

Файлы: 1 файл

Содержание (2).docx

— 110.90 Кб (Скачать файл)

Налоговая система постоянно  совершенствуется с учетом результатов  практической реализации действующей  налоговой системы и в соответствии с направлениями экономической  политики государства.

Текущие мероприятия по совершенствованию  налоговой системы связаны с  ее упрощением и включают следующие  основные направления:

 • разумное сокращение  количества, а также отмена некоторых  видов налогов, доля которых  в общем объеме доходов незначительна;

 • объединение налогов  и платежей, имеющих одинаковую  налоговую базу;

 • введение упрощенной  и льготной системы налогообложения  для предприятий малого и частного  предпринимательства путем установления  единого налога.

Анализ сложившихся тенденций  в налогово-бюджетной политике определяет необходимость поиска дальнейших путей  совершенствования налоговой системы  с целью снижения отношения величины общих налоговых поступлений  к ВВП.

В решении задачи оптимизации  налогового бремени на экономику  страны весьма актуальным является совершенствование  пределов (пересмотр категорий) и  структуры налогооблагаемых баз  в соответствии со складывающимся уровнем инфляции, как важного фактора укрепления и дальнейшего роста реальных доходов как юридических, так и физических лиц. Эта мера приведет к росту сбережений юридических и физических лиц, которые с одной стороны, станут объектом налогообложения по другим видам налогов, а с другой стороны, возросшие свободные средства предприятий и населения станут дополнительным фактором расширения производства и рос-га инвестиций в народное хозяйство, что в конечном счете приведет к росту налогооблагаемых баз и увеличению налоговых поступлений.

В связи с тем, что налог  на добавленную стоимость является мощным фактором роста цен на всех стадиях технологических переделок, совершенствование обложения по налогу на добавленную стоимость  должно войти в основу совершенствования  налоговой политики в целом.

 Совершенствование обложения  по налогу на добавленную стоимость  должно осуществляться и в  направлении постепенного снижения  ставки НДС. Эта мера в Узбекистане  реализуется в полной мере  на практике. Ставка НДС снижена  с 30 процентов в 1994 году до 17 процентов в 1997 году.

Существенным шагом вперед в совершенствовании налоговой  системы также могло бы явиться  предоставление льгот по налогу на прибыль в той ее части, которая  была достигнута за счет снижения себестоимости  продукции. Исключение этой части прибыли  из налогооблагаемой базы стимулировало  бы предприятия активнее искать пути снижения себестоимости и за счет этого увеличивать свои накопления для модернизации и расширения производства, увеличивать объемы производства и  соответственно налогооблагаемую базу. Кроме того, эта мера в условиях расширения конкуренции через рост производительности труда и снижение себестоимости продукции способствовала бы снижению цен и выступала как  фактор противодействия инфляции.

Следующим шагом в совершенствовании  налоговой системы в целях  ограничения необоснованного роста  фонда заработной платы, и изыскания  дополнительных поступлений в бюджет может стать введение специального налога на превышение роста фонда оплаты труда на предприятиях над темпами роста производительности труда. В этом случае отпала бы необходимость нерыночного централизованного государственного контроля над фондом оплаты труда. Введенный в действие такой налог будет иметь свойство внутреннего встроенного механизма, автоматически ограничивающего чрезмерный рост фонда оплаты труда.

 В основу построения  этого налога могут быть заложены  следующие принципы:

 • государством устанавливается  нормативное соотношение роста  фонда оплаты труда, дифференцированное  по отраслям и видам деятельности (например, в соответствии с отраслевыми  коэффициентами редукции труда). При этом (нормативном) соотношении  взимается определенная сумма  налога по базовой (минимальной)  ставке. При фактическом изменении  коэффициента соотношения роста фонда оплаты труда и производительности труда ставка налога прогрессивно изменяется в соответствии с изменением этого коэффициента и тем самым автоматически ограничивает рост фонда оплаты труда;

 • источником платежа  является прибыль предприятия.

В ряду мер по совершенствованию  налоговой системы и активизации  финансовой поддержки предприятий  следует отметить необходимость  использования ускоренной амортизации.

 Как было отмечено  выше, использование ускоренной  амортизации явно не затрагивает  самую систему налогообложения,  но здесь возникает возможность  уменьшить объем налогового обложения  прибыли путем перевода ее  части в необлагаемые амортизационные  издержки производства.

Важным направлением совершенствования  налоговой системы является введение дифференцированных ставок налога на прибыль. Чем больше объемы получаемой прибыли тем более прогрессивной должна быть налоговая ставка на прибыль. Несправедливо, если у небольшого предприятия, получившего прибыль 1 млн. сумов и у крупного предприятия, получающего 100 млн. сумов изымается налог на прибыль по одинаковой ставке.

В Узбекистане ставка налога на прибыль для всех юридических  лиц является единой и установлена  на уровне 9 процентов, независимо от размеров предприятий и их прибылей. На наш  взгляд было бы более справедливым, если ставку налога на прибыль для  юридических лиц в Узбекистане  дифференцировать в зависимости  от размеров производства и массы  получаемой ими прибыли. Справедливо  определенные уровни дифференцированных ставок налога на прибыль позволят всем предприятиям, независимо от их размера, оставлять достаточный объем  прибыли для дальнейшего укрепления и расширения производства, увеличения налогооблагаемой базы и, в конечном счете, увеличения поступлений в  государственный бюджет.

Сложившаяся в настоящее  время система налогообложения  недропользователей  в Узбекистане характеризуется следующими существенными недостатками:

• Действующая система налогообложения добычи не стимулирует недропользователей к воспроизводству минерально-сырьевой базы, разработке высокозатратных и выработанных месторождений, создает определенные препятствия для привлечения инвестиций в добывающую отрасль;

• С отменой отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы ликвидирован целевой источник  финансирования геолого-разведочных работ, что привело к трудностям финансирования работ по поиску и разведке новых месторождений нефти и газа;

• Наличие огромной дебиторской задолженности. В результате дебиторской задолженности нефтегазодобывающие предприятия компании финансируют другие отрасли, способствуя образованию собственного дефицита средств на капвложения, на ГРР и другие затраты, тормозя наращивание ресурсно–сырьевой базы и добычи нефти и газа;

• Налогообложение нефтегазовой отрасли осуществляется по единой налоговой системе, при этом не учитывается специфика затрат и условий их функционирования;

•Высокая ставка налога за пользование недрами, определенного  без учета условий добычи приводит к непривлекательности инвестиционных проектов и для иностранных инвесторов, что требует предоставления «адресных» льгот иностранным компаниям  и в конечном итоге создает  неравные условия;

• Высокое налоговое бремя создает налог на имущество, т.к. нефтегазовая отрасль капиталоемкая и основные средства с учетом ежегодной переоценки составляют большую сумму;

• Каждое предприятие начисляет обязательные отчисления во внебюджетные фонды (в совокупности 3,2% от объема реализации), а затем АК «Узтрансгаз», реализуя продукцию конечному потребителю начисляет эти отчисления на весь объем реализации, т.е.  происходит каскадный эффект начисления обязательных отчислений.

Наиболее существенные из них приведены ниже:

• Необходимо дифференцировать ставки налога на недра для нефте и газодобывающей отрасли, что должно обеспечивать максимальный учет горно-геологических, физических и химических характеристик добываемых нефти, газа и конденсата, стимулировать проведение геологоразведочных работ за счет собственных средств нефтегазодобывающих предприятий, стимулировать разработку и ввод новых месторождений с неразвитой инфраструктурой;

• При применении дифференцированного режима, наиболее подходящим и простым в применении является  показатель выработанности месторождения. Дифференциация на базе этого критерия будет стимулирует рост производительности;

• Для устранения одновременного роста налога на недра при повышении цен,  и увеличения прибыли предприятий, в качестве второго варианта совершенствования налога за пользование недрами предложено введение  ставки не в процентах от стоимости добываемой продукции, а в абсолютной величине на 1 тонну добычи. При этом следует исходить из действующей ставки на сегодняшний день и установить фиксированную ставку  на период  до 2012 года, т.е.  срок действия Программы  развития отрасли. Параллельно можно апробировать дифференциацию этой ставки на отдельных предприятиях просчитав при этом, чтобы суммы затраченные на администрирование не превышали сумму налога.

В целях снижения налогового бремени на доходы физических лиц, повышения  доходов населения и увеличения покупательской способности с 2010 года снижена ставка налога на доходы физических лиц с 12% до 11%. Введены дополнительные льготы в форме социальных вычетов  сумм, уплаченных за обучение в вузах  Республики Узбекистан

В целях дальнейшего стимулирования ускоренного развития субъектов  малого бизнеса и частного предпринимательства  в сфере промышленности предусматривается  снижение ставки единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий в указанной сфере с 6 до 5 процентов.

Отмечено, что налоговая  политика в 2013 году, также как и  в предыдущие годы, будет направлена на дальнейшее снижение налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты и население, упрощение системы налогообложения, укрепление доходной части местных  бюджетов и совершенствование налогового администрирования.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным  инструментом воздействия государства  на развитие хозяйства, определения  приоритетов экономического и социального  развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Подводя итоги проделанной  работы считаем необходимым сделать следующие выводы:

1. Необходимы  серьезные   изменения  в налоговой политике  государства,  способные сделать  налоговую  систему  эффективно  выполняющей  свои  функции.  Жизнь  показала несостоятельность  сделанного упора на чисто  фискальную функцию:  обирая налогоплательщика , налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Требуются изменения, которые стимулировали бы товаропроизводителя, заинтересовали его и побуждали расширять производство,  инвестировать. А для этого необходимо, с одной стороны, ослабить налоговый пресс, с другой, - установить дополнительные льготы для тех,  кто станет вкладывать средства в производство.

2. Необходима дифференциация  налоговых ставок (в  первую  очередь налога  на прибыль)  с установлением минимально возможной  ставки для приоритетных отраслей  экономики и  максимальной  для предприятий торговли, снабжения  и посреднических организаций.  Установление же с 1 января 1994 г. практически единой для   всех предприятий  ставки  налога  на прибыль представляется совершено  экономически неоправданным.

3. Одновременно с этим  законодательно установленную ставку  налога на прибыль следовало  бы увеличивать или уменьшать   в  зависимости от роста  (снижения) объема производства в  сопоставимых ценах. 

4. Серьезному анализу  должен быть подвергнут налог  на добавленную стоимость (НДС).  В условиях динамичных инфляционных  процессов и  огромной его ставки этот налог стал сегодня одним  из решающих факторов сдерживания развития производства в связи  с нарушением расчетов в народном хозяйстве. Ведь он увеличивает почти на четверть и так-то резко выросшие  цены. 

Необходима комплексная  программа вывода  экономики  из  кризиса, охватывающая структурную  перестройку экономики,  налаживание  хозяйственных связей  и  расчетов  между  предприятиями , реское снижение темпов инфляции,  поддержку малого бизнеса . Но  эта программа не даст положительных результатов ,  если оставит в стороне налоговую систему,  ее существенную корректировку . В то же время не стоит рассчитывать на  значительный  эффект  от  мер , касающихся обособленно взятых налоговых стимуляторов. Налоговая политика - неотъемлемый элемент той социально-экономической политики, взятой в целом ,  которую проводит государство . Ведь только оно определяет структуру и объемы расходов бюджета страны и уж под них затем "подгоняются" налоги:  устанавливаются и уточняются ставки и льготы, вводятся новые платежи, отменяются старые.

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

                              Нормативно-правовые акты

1. Налоговый Кодекс Республики Узбекистан. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 25.12.2007 г. № ЗРУ-136. С изменениями в соответствии с Законом РУз от 29.12.2008 г. № ЗРУ-196 // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 52.

2. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости предприятий реального сектора экономики» от 18 ноября 2008 г. № УП – 4053 // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., N 47, ст. 461.

Информация о работе Налоги в рыночной системе хозяйствования