Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение налогов в рыночной системе хозяйствования и анализ налоговой политики в условиях перехода к рынку на примере Республики Узбекистан.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятия налога, налогообложения, налоговой системы;
2. изучить функции и принципы построения налоговой системы;
3. исследовать роль налоговой системы в регулировании рынка;
3. рассмотреть этапы становления налоговой системы в Узбекистане;
4. изучить общую характеристику и особенности налоговой системы Республики Узбекистан;
Налоговая система постоянно
совершенствуется с учетом результатов
практической реализации действующей
налоговой системы и в
Текущие мероприятия по совершенствованию налоговой системы связаны с ее упрощением и включают следующие основные направления:
• разумное сокращение
количества, а также отмена некоторых
видов налогов, доля которых
в общем объеме доходов
• объединение налогов и платежей, имеющих одинаковую налоговую базу;
• введение упрощенной
и льготной системы
Анализ сложившихся тенденций
в налогово-бюджетной политике определяет
необходимость поиска дальнейших путей
совершенствования налоговой
В решении задачи оптимизации налогового бремени на экономику страны весьма актуальным является совершенствование пределов (пересмотр категорий) и структуры налогооблагаемых баз в соответствии со складывающимся уровнем инфляции, как важного фактора укрепления и дальнейшего роста реальных доходов как юридических, так и физических лиц. Эта мера приведет к росту сбережений юридических и физических лиц, которые с одной стороны, станут объектом налогообложения по другим видам налогов, а с другой стороны, возросшие свободные средства предприятий и населения станут дополнительным фактором расширения производства и рос-га инвестиций в народное хозяйство, что в конечном счете приведет к росту налогооблагаемых баз и увеличению налоговых поступлений.
В связи с тем, что налог
на добавленную стоимость является
мощным фактором роста цен на всех
стадиях технологических
Совершенствование обложения
по налогу на добавленную
Существенным шагом вперед
в совершенствовании налоговой
системы также могло бы явиться
предоставление льгот по налогу на
прибыль в той ее части, которая
была достигнута за счет снижения себестоимости
продукции. Исключение этой части прибыли
из налогооблагаемой базы стимулировало
бы предприятия активнее искать пути
снижения себестоимости и за счет
этого увеличивать свои накопления
для модернизации и расширения производства,
увеличивать объемы производства и
соответственно налогооблагаемую базу.
Кроме того, эта мера в условиях
расширения конкуренции через рост
производительности труда и снижение
себестоимости продукции
Следующим шагом в совершенствовании
налоговой системы в целях
ограничения необоснованного
В основу построения
этого налога могут быть
• государством
• источником платежа является прибыль предприятия.
В ряду мер по совершенствованию
налоговой системы и
Как было отмечено
выше, использование ускоренной
амортизации явно не
Важным направлением совершенствования налоговой системы является введение дифференцированных ставок налога на прибыль. Чем больше объемы получаемой прибыли тем более прогрессивной должна быть налоговая ставка на прибыль. Несправедливо, если у небольшого предприятия, получившего прибыль 1 млн. сумов и у крупного предприятия, получающего 100 млн. сумов изымается налог на прибыль по одинаковой ставке.
В Узбекистане ставка налога
на прибыль для всех юридических
лиц является единой и установлена
на уровне 9 процентов, независимо от размеров
предприятий и их прибылей. На наш
взгляд было бы более справедливым,
если ставку налога на прибыль для
юридических лиц в Узбекистане
дифференцировать в зависимости
от размеров производства и массы
получаемой ими прибыли. Справедливо
определенные уровни дифференцированных
ставок налога на прибыль позволят
всем предприятиям, независимо от их размера,
оставлять достаточный объем
прибыли для дальнейшего
Сложившаяся в настоящее время система налогообложения недропользователей в Узбекистане характеризуется следующими существенными недостатками:
• Действующая система налогообложения добычи не стимулирует недропользователей к воспроизводству минерально-сырьевой базы, разработке высокозатратных и выработанных месторождений, создает определенные препятствия для привлечения инвестиций в добывающую отрасль;
• С отменой отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы ликвидирован целевой источник финансирования геолого-разведочных работ, что привело к трудностям финансирования работ по поиску и разведке новых месторождений нефти и газа;
• Наличие огромной дебиторской задолженности. В результате дебиторской задолженности нефтегазодобывающие предприятия компании финансируют другие отрасли, способствуя образованию собственного дефицита средств на капвложения, на ГРР и другие затраты, тормозя наращивание ресурсно–сырьевой базы и добычи нефти и газа;
• Налогообложение нефтегазовой отрасли осуществляется по единой налоговой системе, при этом не учитывается специфика затрат и условий их функционирования;
•Высокая ставка налога
за пользование недрами, определенного
без учета условий добычи приводит
к непривлекательности
• Высокое налоговое бремя создает налог на имущество, т.к. нефтегазовая отрасль капиталоемкая и основные средства с учетом ежегодной переоценки составляют большую сумму;
• Каждое предприятие начисляет обязательные отчисления во внебюджетные фонды (в совокупности 3,2% от объема реализации), а затем АК «Узтрансгаз», реализуя продукцию конечному потребителю начисляет эти отчисления на весь объем реализации, т.е. происходит каскадный эффект начисления обязательных отчислений.
Наиболее существенные из них приведены ниже:
• Необходимо дифференцировать ставки налога на недра для нефте и газодобывающей отрасли, что должно обеспечивать максимальный учет горно-геологических, физических и химических характеристик добываемых нефти, газа и конденсата, стимулировать проведение геологоразведочных работ за счет собственных средств нефтегазодобывающих предприятий, стимулировать разработку и ввод новых месторождений с неразвитой инфраструктурой;
• При применении дифференцированного режима, наиболее подходящим и простым в применении является показатель выработанности месторождения. Дифференциация на базе этого критерия будет стимулирует рост производительности;
• Для устранения одновременного роста налога на недра при повышении цен, и увеличения прибыли предприятий, в качестве второго варианта совершенствования налога за пользование недрами предложено введение ставки не в процентах от стоимости добываемой продукции, а в абсолютной величине на 1 тонну добычи. При этом следует исходить из действующей ставки на сегодняшний день и установить фиксированную ставку на период до 2012 года, т.е. срок действия Программы развития отрасли. Параллельно можно апробировать дифференциацию этой ставки на отдельных предприятиях просчитав при этом, чтобы суммы затраченные на администрирование не превышали сумму налога.
В целях снижения налогового бремени на доходы физических лиц, повышения доходов населения и увеличения покупательской способности с 2010 года снижена ставка налога на доходы физических лиц с 12% до 11%. Введены дополнительные льготы в форме социальных вычетов сумм, уплаченных за обучение в вузах Республики Узбекистан
В целях дальнейшего
Отмечено, что налоговая
политика в 2013 году, также как и
в предыдущие годы, будет направлена
на дальнейшее снижение налоговой нагрузки
на хозяйствующие субъекты и население,
упрощение системы
Заключение
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Подводя итоги проделанной работы считаем необходимым сделать следующие выводы:
1. Необходимы серьезные
изменения в налоговой
2. Необходима дифференциация
налоговых ставок (в первую
очередь налога на прибыль)
с установлением минимально
3. Одновременно с этим
законодательно установленную
4. Серьезному анализу
должен быть подвергнут налог
на добавленную стоимость (НДС)
Необходима комплексная программа вывода экономики из кризиса, охватывающая структурную перестройку экономики, налаживание хозяйственных связей и расчетов между предприятиями , реское снижение темпов инфляции, поддержку малого бизнеса . Но эта программа не даст положительных результатов , если оставит в стороне налоговую систему, ее существенную корректировку . В то же время не стоит рассчитывать на значительный эффект от мер , касающихся обособленно взятых налоговых стимуляторов. Налоговая политика - неотъемлемый элемент той социально-экономической политики, взятой в целом , которую проводит государство . Ведь только оно определяет структуру и объемы расходов бюджета страны и уж под них затем "подгоняются" налоги: устанавливаются и уточняются ставки и льготы, вводятся новые платежи, отменяются старые.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Налоговый Кодекс Республики Узбекистан. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 25.12.2007 г. № ЗРУ-136. С изменениями в соответствии с Законом РУз от 29.12.2008 г. № ЗРУ-196 // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 52.
2. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости предприятий реального сектора экономики» от 18 ноября 2008 г. № УП – 4053 // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., N 47, ст. 461.
Информация о работе Налоги в рыночной системе хозяйствования