Налоги в рыночной системе хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение налогов в рыночной системе хозяйствования и анализ налоговой политики в условиях перехода к рынку на примере Республики Узбекистан.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятия налога, налогообложения, налоговой системы;
2. изучить функции и принципы построения налоговой системы;
3. исследовать роль налоговой системы в регулировании рынка;
3. рассмотреть этапы становления налоговой системы в Узбекистане;
4. изучить общую характеристику и особенности налоговой системы Республики Узбекистан;

Файлы: 1 файл

Содержание (2).docx

— 110.90 Кб (Скачать файл)

На территории Республики Узбекистан, согласно Налоговому Кодексу, действуют:

  • общегосударственные налоги;
  • местные налоги и сборы.

К общегосударственным налогам  относятся: 1) налог на доходы (прибыль) юридических лиц; 2) налог на доходы физических лиц; 3) налог на добавленную стоимость; 4) акцизный налог; 5) налог за пользование недрами; 6) налог за пользование водными ресурсами.

К местным налогам и  сборам относятся: 1) налог на имущество;

2) земельный налог; 

3) налог на развитие  инфраструктуры;

4) налог с физических  лиц на потребление бензина,  дизельного топлива и сжиженного  газа для транспортных средств;

5) сбор за право торговли отдельными видами товаров;

6) сбор за регистрацию  юридических лиц, а также физических  лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью. 

Налог на имущество и земельный  налог вводятся актами законодательства Республики Узбекистан и взимаются  на всей ее территории. Размеры ставок этих налогов и сборов определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Основные виды налогов в Республике Узбекистан

Налог на доходы (прибыль)

Плательщиками налога на доходы (прибыль) являются юридические лица, имеющие налогооблагаемый доход (прибыль) в финансовом году.

Расчеты с бюджетом по налогу на доходы (прибыль) юридические лица производят самостоятельно.

Юридическое лицо, учрежденное  или зарегистрированное в Узбекистане, а также зарегистрированное за пределами  республики, головное предприятие которого находится в Узбекистане, является резидентом Республики Узбекистан. Юридические  лица-резиденты облагаются налогом  по доходам (прибыли), полученным из источников их деятельности как в Республике Узбекистан, так и за ее пределами. Юридические лица, не являющиеся резидентами  республики, облагаются налогом по доходам (прибыли), полученным из источников на территории Узбекистана.

Объектом налогообложения  является доход (прибыль), исчисленный  как разница между совокупным доходом и вычетами, определяемыми  в соответствии с Налоговым кодексом.

Ставки налога на доходы (прибыль) юридических лиц приведены в Приложении в таблице 2.2.2.

Налогооблагаемый доход (прибыль) юридических лиц подлежит обложению налогом по предельной ставке 9 %. Ставки налога на доходы (прибыль) юридических лиц определяются ежегодно при утверждении Государственного бюджета.

Кабинетом Министров РУз могут быть установлены пониженные ставки налога на доходы (прибыль) для юридических лиц:

-производственныхпредприятий с иностранными инвестициями;

-специализирующихся на  производстве товаров детского  ассортимента, предметов женской  гигиены, изделий художественных  промыслов; 

-осуществляющих экспорт  товаров собственного производства  заСКВ.

Налог на добавленную  стоимость (НДС).

НДС представляет собой отчисления в бюджет части стоимости, добавленной  в процессе производства, реализации товаров (работ, услуг) и импорта  товаров (работ, услуг) на территорию Республики Узбекистан.

Плательщиками налога на добавленную  стоимость являются юридические  лица, ведущие предпринимательскую  деятельность. Плательщиками налога на добавленную стоимость на импортируемые  товары (работы, услуги) являются юридические  и физические лица, импортирующие  эти товары (работы, услуги).

Объектом обложения налогом  на добавленную стоимость является оборот по реализации и импорт товаров (работ, услуг).

Облагаемым является оборот по реализации товаров (работ, услуг), за исключением освобожденных от налога на добавленную стоимость и используемых для собственных производственных нужд.

Уплата НДС производится по ставке 20%. НДС подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница  между суммой начисленного налога по облагаемым оборотам и суммой налога, относимого в зачет. Суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, является сумма налога, подлежащего  уплате по полученным счетам-фактурам за фактически поступившие в течение  отчетного периода товары (работы, услуги), вт.ч. импортированные, которые будут использоваться для облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке. Не подлежит зачету сумма налога по приобретаемым основным средствам и нематериальным активам, используемым для собственных нужд.

Акцизный налог

Согласно Налоговому Кодексу  РУз, плательщиками акцизного налога являются юридические и физические лица, производящие подакцизные товары в РУ или импортирующие подакцизные товары.

Акцизным налогом облагаются произведенные в РУ и импортированные  подакцизные товары.

Перечень подакцизных  товаров и ставки акцизного налога утверждаются Правительством РУ.

Не облагаются акцизным налогом:

  • поставка подакцизных товаров на экспорт, за исключением отдельных товаров, перечень которых определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
  • поставка масла хлопкового, используемого на производство саломаса и масла "Узбекистан";
  • специализированная мебель для нужд системы народного образования и здравоохранения, производимая в Республике Узбекистан.

Объектом налогообложения  для подакцизных товаров, произведенных  в РУ, является стоимость, (включающая в себя сумму акцизного налога) без учета НДС или физический объем товара.

Объектом налогообложения  для импортируемых подакцизных  товаров является таможенная стоимость, определяемая в соответствии с таможенным законодательством.

Земельный налог

Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, имеющие в собственности, во владении или пользовании земельныеучастки.

Объектом обложения земельным  налогом для юридических лиц  являются земельные участки:

1) приобретенные в собственность в порядке, установленном законодательством;

1) предоставленные во  владение для ведения сельского  или лесного хозяйства; 

2) предоставленные в пользование  для строительства предприятий,  зданий и сооружений или для  иных несельскохозяйственных целей; 

3) право владения и  пользования которыми перешло вместе с переходом права собственности на предприятия, здания или сооружения.

Объектом обложения земельным  налогом для физических лиц являются земельные участки:

1) предоставленные в пожизненное  наследуемое владение для ведения  личного подсобного хозяйства,  как прижилом доме, так ина общественных землях;

2) предоставленные в пожизненное  наследуемое владение для индивидуального  жилищного строительства; 

3) предоставленные для  ведения коллективного садоводства,  виноградарства и огородничества;

4) предоставленные в соответствии с законодательством в порядке служебного земельного надела;

5) права на владение  которыми перешли вместе с жилым домом, садовым домиком по наследству, в результате дарения или приобретения;

6) приобретенные в собственность в порядке, установленном законодательством;

7) предоставленные в постоянное  пользование или в аренду для  ведения предпринимательской деятельности.

Единый налоговый  платеж для микрофирм и малых предприятий.

При определении среднегодовой  численности работников микрофирм и малых предприятий учитывается также численность работающих на унитарных (дочерних) предприятиях, в филиалах и представительствах.

Микрофирмы и малые предприятия, за исключением предусмотренных в законодательстве, могут уплачивать по их желанию либо единый налоговый платеж, либо совокупность всех налогов, сборов и обязательных платежей, предусмотренных законодательством. (Ставки единого налогового платежа для предприятий торговли и общественного питания, включая микрофирмы и малые предприятия в 2012 году приведены в Приложении в таблице 2.2.3).

Единый налоговый платеж не распространяется на:

  • юридические лица, включая организации, специализирующиеся на производстве программных средств, сервисном обслуживании компьютерной техники и программных средств, оказании услуг населению по обучению работе на компьютерной технике и с информационными технологиями, которые, согласно установленным законодательством критериям, не относятся к микрофирмам и малым предприятиям;
  • микрофирмы и малые предприятия отраслей экономики, для которых установлен специальный налоговый режим по основному виду деятельности:

а) закупочные, снабженческо-сбытовые предприятия, брокерские фирмы, действующий порядок уплаты и установленные ставки единого налога и обязательных отчислений в государственные целевые фонды и в Фонд развития школьного образования;

б) предприятия торговли и общественного питания -плательщиков налога на валовой доход;

в) сельскохозяйственные товаропроизводители  -плательщиков единого земельного налога;

г) автостоянки кратковременного хранения автотранспорта, детские игровые  автоматы, игровые автоматы, включая  деятельность по организации залов  игровых автоматов, основанных на риске  вложений (с денежными (вещевыми) выигрышами), бильярдные - плательщиков фиксированного налога;

д) юридические лица, осуществляющие деятельность по организации лотерей, тотализаторов и других, основанных на риске, игр - плательщиков единого налога с валовой выручки;

е) юридические лица, осуществляющие гастрольно-концертную деятельность, в соответствии с выданной лицензией – плательщиков государственной пошлины.

ж) юридические лица, являющиеся участниками соглашений о разделе продукций.

Ставки единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий (кроме предприятий торговли и общественного питания) в 2012 году приведены в Приложении в таблице 2.2.4

Объектом обложения единым налоговым платежом (облагаемым оборотом) является валовая выручка.

Налогообложение юридических  и физических лиц, осуществляющих отдельные  виды предпринимательской деятельности, на которые установлен фиксированный налог.

Плательщиками фиксированного налога являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность в следующих сферах:

-бильярдные;

-автостоянки кратковременного  хранения автотранспорта;

-эксплуатация игровых  автоматов, включая автоматы с  денежными (вещевыми) выигрышами.

-детские игровые автоматы.

Объектом налогообложения  являются физические показатели, характеризирующие  конкретный вид деятельности, связанные  с извлечением дохода: число оборудованных мест (единиц), занимаемая площадь.

Юридические и физические лица, занимающиеся перечисленной выше деятельностью, обязаны встать на учет в органах государственной налоговой  службы по месту регистрации как  плательщики фиксированного налога путем представления заявления  до установленного срока уплаты фиксированного налога.

В случае изменения физических показателей (объектов налогообложения), указанных в расчете, плательщики  обязаны представить в органы государственной налоговой службы измененный расчет до осуществления  деятельности в измененных условиях.

Плательщики (юридические  лица), осуществляющие только вышеперечисленную  деятельность, уплачивают в бюджет фиксированный налог взамен совокупности общегосударственных налогов, а  также местных налогов и сборов, вводимых местными органами государственной власти, за исключением:

  • физических лиц, завозящих товары для коммерческой деятельности, уплачивающих
  • единый таможенный платеж;
  • государственных пошлин;
  • отчислений в государственные целевые фонды;
  • лицензионные сборы на право торговли отдельными видами товаров;
  • сбора за регистрацию юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • налога за пользование водными ресурсами, при использовании водных ресурсов для предпринимательской деятельности.

Налог на доходы физических лиц 

Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, имеющие налогооблагаемый доход  вфинансовомгоду.

При этом все физические лица в целях налогообложения  делятся на две категории: резиденты  Республики Узбекистан и нерезиденты.

Физическое лицо, постоянно  проживающее в Республике Узбекистан или находящееся в Узбекистане  в течение 183 дней или более, в  течение любого периода до двенадцати месяцев, начинающихся или заканчивающихся  в финансовом году, рассматривается  как резидент Республики Узбекистан.

Физические лица-резиденты  Республики Узбекистан облагаются налогом  по доходам, полученным из источников их деятельности как в Республике Узбекистан, так и за ее пределами.

Информация о работе Налоги в рыночной системе хозяйствования