Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение налогов в рыночной системе хозяйствования и анализ налоговой политики в условиях перехода к рынку на примере Республики Узбекистан.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятия налога, налогообложения, налоговой системы;
2. изучить функции и принципы построения налоговой системы;
3. исследовать роль налоговой системы в регулировании рынка;
3. рассмотреть этапы становления налоговой системы в Узбекистане;
4. изучить общую характеристику и особенности налоговой системы Республики Узбекистан;
Физические лица, не являющиеся резидентами Республики Узбекистан, облагаются налогом по доходам, полученным из источников на территории Узбекистана.
Объект налогообложения. Объектом налогообложения является совокупный годовой доход.
В состав совокупного годового дохода физических лиц включаются денежные или другие средства, подлежащие получению (полученные) налогоплательщиком, либо полученные им безвозмездно, втом числе:
1. Доходы, получаемые в виде оплаты труда;
2. Имущественный доход физических лиц;
3. Доход от предпринимательской деятельности физических лиц.
Ставки налога на доходы физических лиц
1. В целях исчисления
суммы налога на доходы
2. Сумма налога на доходы
физических лиц, рассчитанная
исходя из установленных
Таблица 2.2.1
Ставки налога на доходы физических лиц
Облагаемый доход |
Ставка налога |
до пятикратного размера минимальной заработной платы |
9 процентов от суммы дохода |
от пяти (+1 сум) до десятикратного размера минимальной заработной платы |
налог с пятикратного + 16 процентов с суммы, превышающей пятикратный размер минимальной заработной платы |
от десятикратного (+1 сум) размера минимальной заработной платы и выше |
налог с десятикратного + 22 процента с суммы, превышающей десятикратный размер минимальной заработной платы |
Источник: Приложение № 8 к Постановлению Президента РУз от 30.12.2011 г. № ПП-1675
При исчислении налога на доходы
физических лиц доходы по дивидендам
и процентам, а также дополнительные
выплаты, предусмотренные
Для физических лиц, занимающихся
предпринимательской
Льготы по налогу
Согласно Налоговому Кодексу Республики Узбекистан, облагаемый налогом доход физических лиц не включаются следующие доходы: пределах двенадцатикратного размера минимальной заработной платы, пособия по государственному социальному страхованию и государственному социальному обеспечению, пособия по безработице, пособия по беременности и родам, кроме натуральной формах, оказываемые гражданам из средств благотворительных и экологических фондов.
При этом для расчета минимальной заработной платы принимается месячный размер минимальной заработной платы, действующий на день прекращения.
В этом пункте следует обратить внимание лишь на одно исключение: выплаты по больничным листам в связи с временной нетрудоспособностью включаются в налогооблагаемый доход физического лица;
б) получаемые алименты;
в) стипендии студентов
высших учебных заведений и учащихся
средних специальных и
д) государственные пенсии, а также надбавки к ним;
е) суммы, получаемые лицами за сдачу ими крови, от других видов донорства, за сдачу грудного молока, а также суммы, получаемые работниками медицинских учреждений за сбор крови;
ж) суммы, получаемые в возмещение вреда, связанного с увечьем или иным повреждением здоровья, а также в связи со смертью кормильца;
з) суммы заработной платы
и другие суммы в иностранной
валюте, получаемые гражданами от финансируемых
из государственного бюджета учреждений
и организаций в связи с
направлением их на работу за границу,
в пределах сумм, установленных
и) суммы, получаемые от продажи имущества, принадлежащего физическим лицам на праве частной собственности, кроме доходов от продажи имущества, осуществляемой в рамках предпринимательской деятельности.
к) суммы доходов лиц от продажи выращенных в личном подсобном хозяйстве скота, кроликов, нутрии, рыбы, птицы как в живом виде так и продуктов их убоя в сыром и переработанном виде, а также продукции пчеловодства и выращенной в этом хозяйстве продукции растениеводства в натуральном виде.
Наличие у гражданина личного подсобного хозяйства подтверждается
справкой местных органов государственной власти или органов самоуправления граждан;
Выращивание цветов не относится к этому пункту.
л) стоимость ценных подарков, полученных от юридических лиц, в сумме до шестикратного размера минимальной заработной платы в течение одного года, а также суммы стоимости вещевых призов, полученных на международных и республиканских конкурсах и соревнованиях;
м) суммы и стоимость имущества, получаемые в результате наследования и дарения, за исключением сумм авторского вознаграждения, получаемых наследниками (правопреемниками) авторов произведений науки, литературы и искусства;
н) выигрыши по облигациям государственных займов и лотереям, а также проценты по государственным ценным бумагам Республики Узбекистан;
о) суммы, получаемые гражданами по страхованию;
р) проценты и выигрыши по вкладам в учреждениях банков и по государственным казначейским обязательствам;
с) суммы заработной платы
и других доходов граждан, подлежащие
налогообложению, направляемые на выкуп
имущества государственных
Особенности уплаты налога
на доход индивидуальными
Согласно Положению о
порядке исчисления и уплаты налога
на доходы физических лиц, занимающихся
предпринимательской
-физические лица, занимающиеся
предпринимательской
Это положение не распространяется
на физических лиц, занимающихся отдельными
видами предпринимательской
-детские игровые автоматы;
-бильярдные;
Фиксированный налог уплачивается
физическими лицами, занимающимися
предпринимательской
При этом для плательщиков фиксированного налога сохраняется действующий порядок уплаты:
На плательщиков фиксированного налога не распространяется право выбора иной системы налогообложения.
Ставки фиксированного налога утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента с учетом местных условий
Согласно статье 62 Налогового
кодекса физические лица по требованию
налоговых органов обязаны
Налоговая система Республики Узбекистан состоит из двух режимов: единый налоговый платеж и общий налоговый режим. Плательщиками единого налогового платежа являются микрофирмы и малые предприятия, а также предприятия торговли и общественного питания, юридические лица, в рамках осуществления деятельности по организации лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр.
Остальные компании подпадают
под общий налоговый режим. Также
существуют налоги, которые оплачиваются
субъектами обоих налоговых режимов.
Ниже приводиться схематичная
Таблица 2.2.5
Основные налоги и сборы, взимаемые в Республике Узбекистан
Вид налога |
Налогооблагаемая база |
Ставка в 2006г. |
Ставка в 2007г. |
Ставка в 2008 г |
Ставка в 2009 г |
Ставка в 2010 г |
Ставка в 2011 г |
Ставка в 2012 г |
Налог на прибыль (прибыль) юридических лиц |
Доход (прибыль), исчисленная как разница между совокупным доходом и вычетами, определенными в соответствии с законодательством |
12% |
10% |
10% |
10% |
10% |
9% |
9% |
Налог на добавленную стоимость |
Оборот по реализации и импорт товаров (услуг, работ) |
20% |
20% |
20% |
20% |
20% |
20% |
20% |
Налог на имущество юридических лиц За неустановленное в срок оборудование |
Среднегодовая стоимость основных средств и нематериальных активов |
3,5%
удвоенная ставка |
3,5%
удвоенная ставка |
3,5%
удвоенная ставка |
3,5%
удвоенная ставка |
3,5%
удвоенная ставка |
3,5%
удвоенная ставка |
3,5%
удвоенная ставка |
Налог за пользование недрами по газу по конденсату по нефти |
Стоимость добытой продукции |
58,0% 32,0% 35,0% |
30% 20% 20% |
30% 20% 20% |
30% 20% 20% |
30% 20% 20% |
30% 20% 20% |
30% 20% 20% |
Плата за воду: - из поверхностных источников - из подземных источников |
Отбор ресурсов из поверхностных и подземных источников для производственных технических нужд |
960 тийин/м3 1230 тийин/м3 |
1440 тийин/м3 1845 тийин/м3 |
17300 тийин/м3 22000 тийин/м3 |
21,6 сум/м3
27,5 сум/м3 |
24,8 сум/м3
31.6 сум/м3 |
29,8 сум/м3
37,9 сум/м3 |
35,8 сум/м3
45.5 сум/м3 |
Земельный налог |
Земельные участки, находящиеся в соб-ственности, во владении или пользовании |
Ставки по регионам |
Ставки по регионам |
Ставки по регионам |
Ставки по регионам |
Ставки по регионам |
Ставки по регионам |
Ставки по регионам |
Единый социальный налог |
Фонд оплаты труда |
25% |
24% |
24% |
24% |
25% |
25% |
25% |
Налог на инфраструктуру |
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов |
8% |
8% |
8% |
8% |
8% |
8% |
8% |
Внебюджетные платежи: - в Пенсионный фонд - в Дорожный фонд
|
От зарплаты физических лиц
|
2,5%
1,5
2,5
1,0 |
2,5%
1,5
2,5
1,0 |
2,5%
1,5
2,5
1,0 |
2,5%
1,5
2,5
1,0 |
1,5 %
1,4%
2,5
1,0 |
1,6%
1,4%
2,5
1,0 |
1,6%
1,4%
2,5
1,0 |
Налог на развитие школьного образования |
Объем реализации продукции (работ, услуг) за вычетом НДС и акцизного налога |
1% |
1% |
1% |
1% |
0,5% |
0,5% |
0,5% |
Источник: составлен автором на основе данных Налогового Кодекса Республики Узбекиста
Проанализировав таблицу 2.2.5 , за 7 лет произошли некоторые изменения в структуре основных налогов, взимаемые на территории Республики Узбекистан, а именно:
Как известно, постановлением
главы государства базовая
Кроме того, отметим ,что единому налоговому платежу для микрофирм и малых предприятий действующая базовая ставка уменьшена с 8% до 7%. В результате в распоряжении микрофирм и малых предприятий дополнительно останется 25 млрд. сумов. Это будет способствовать ускоренному развитию субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства и повышению за счет этого занятости и благосостояния населения.
2.3. Проблемы и перспективы развития налоговой политики
Информация о работе Налоги в рыночной системе хозяйствования