Налоги в рыночной системе хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение налогов в рыночной системе хозяйствования и анализ налоговой политики в условиях перехода к рынку на примере Республики Узбекистан.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятия налога, налогообложения, налоговой системы;
2. изучить функции и принципы построения налоговой системы;
3. исследовать роль налоговой системы в регулировании рынка;
3. рассмотреть этапы становления налоговой системы в Узбекистане;
4. изучить общую характеристику и особенности налоговой системы Республики Узбекистан;

Файлы: 1 файл

Содержание (2).docx

— 110.90 Кб (Скачать файл)

Физические лица, не являющиеся резидентами Республики Узбекистан, облагаются налогом по доходам, полученным из источников на территории Узбекистана.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения является совокупный годовой доход.

В состав совокупного годового дохода физических лиц включаются денежные или другие средства, подлежащие получению (полученные) налогоплательщиком, либо полученные им безвозмездно, втом числе:

1. Доходы, получаемые в виде оплаты труда;

2. Имущественный доход физических лиц;

3. Доход от предпринимательской деятельности физических лиц.

Ставки налога на доходы физических лиц

1. В целях исчисления  суммы налога на доходы физических  лиц размер минимальной заработной  платы учитывается нарастающим  итогом с начала года (сумма  минимальных заработных плат  за каждый месяц соответствующего  периода с начала года).

2. Сумма налога на доходы  физических лиц, рассчитанная  исходя из установленных ставок, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается  на сумму обязательных ежемесячных  взносов, перечисляемых на индивидуальные  накопительные пенсионные счета  граждан, исчисляемых в размере  1 процента от доходов, подлежащих  обложению налогом на доходы  физических лиц. (Таблица 2.2.1)

 

Таблица 2.2.1

Ставки налога на доходы физических лиц

Облагаемый доход

Ставка налога

до пятикратного размера  минимальной заработной платы

9 процентов от суммы  дохода

от пяти (+1 сум) до десятикратного размера минимальной заработной платы

налог с пятикратного + 16 процентов с суммы, превышающей пятикратный размер минимальной заработной платы

от десятикратного (+1 сум) размера минимальной заработной платы и выше

налог с десятикратного + 22 процента с суммы, превышающей  десятикратный размер минимальной  заработной платы


Источник: Приложение № 8 к Постановлению Президента РУз от 30.12.2011 г. № ПП-1675

При исчислении налога на доходы физических лиц доходы по дивидендам и процентам, а также дополнительные выплаты, предусмотренные законодательством  за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных, пустынных и безводных районах), исключаются из совокупного дохода.

Для физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, существует особый порядок налогообложения  с установлением фиксированной  суммы налога.

Льготы по налогу

Согласно Налоговому Кодексу  Республики Узбекистан, облагаемый налогом доход физических лиц не включаются следующие доходы: пределах двенадцатикратного размера минимальной заработной платы, пособия по государственному социальному страхованию и государственному социальному обеспечению, пособия по безработице, пособия по беременности и родам, кроме натуральной формах, оказываемые гражданам из средств благотворительных и экологических фондов.

При этом для расчета минимальной  заработной платы принимается месячный размер минимальной заработной платы, действующий на день прекращения.

В этом пункте следует обратить внимание лишь на одно исключение: выплаты  по больничным листам в связи с  временной нетрудоспособностью  включаются в налогооблагаемый доход  физического лица;

б) получаемые алименты;

в) стипендии студентов  высших учебных заведений и учащихся средних специальных и профессионально-технических  учебных заведений;

д) государственные пенсии, а также надбавки к ним;

е) суммы, получаемые лицами за сдачу ими крови, от других видов  донорства, за сдачу грудного молока, а также суммы, получаемые работниками  медицинских учреждений за сбор крови;

ж) суммы, получаемые в возмещение вреда, связанного с увечьем или  иным повреждением здоровья, а также  в связи со смертью кормильца;

з) суммы заработной платы  и другие суммы в иностранной  валюте, получаемые гражданами от финансируемых  из государственного бюджета учреждений и организаций в связи с  направлением их на работу за границу, в пределах сумм, установленных законодательством;

и) суммы, получаемые от продажи  имущества, принадлежащего физическим лицам на праве частной собственности, кроме доходов от продажи имущества, осуществляемой в рамках предпринимательской  деятельности.

к) суммы доходов лиц  от продажи выращенных в личном подсобном  хозяйстве скота, кроликов, нутрии, рыбы, птицы как в живом виде так и продуктов их убоя в сыром и переработанном виде, а также продукции пчеловодства и выращенной в этом хозяйстве продукции растениеводства в натуральном виде.

Наличие у гражданина личного  подсобного хозяйства подтверждается

справкой местных органов  государственной власти или органов самоуправления граждан;

Выращивание цветов не относится  к этому пункту.

л) стоимость ценных подарков, полученных от юридических лиц, в  сумме до шестикратного размера  минимальной заработной платы в течение одного года, а также суммы стоимости вещевых призов, полученных на международных и республиканских конкурсах и соревнованиях;

м) суммы и стоимость  имущества, получаемые в результате наследования и дарения, за исключением  сумм авторского вознаграждения, получаемых наследниками (правопреемниками) авторов  произведений науки, литературы и искусства;

н) выигрыши по облигациям государственных  займов и лотереям, а также проценты по государственным ценным бумагам  Республики Узбекистан;

о) суммы, получаемые гражданами по страхованию;

р) проценты и выигрыши по вкладам в учреждениях банков и по государственным казначейским обязательствам;

с) суммы заработной платы  и других доходов граждан, подлежащие налогообложению, направляемые на выкуп  имущества государственных предприятий  и др.

Особенности уплаты налога на доход индивидуальными предпринимателями 

Согласно Положению о  порядке исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица, взимаемого в фиксированных размерах (Зарегистрирована Министерством юстиции РУ 3 апреля 2003 г., рег. № 1230) плательщиками фиксированного налога являются:

-физические лица, занимающиеся  предпринимательской деятельностью  без образования юридического  лица.

Это положение не распространяется на физических лиц, занимающихся отдельными видами предпринимательской деятельности в следующих сферах:

-детские игровые автоматы;

-бильярдные;

Фиксированный налог уплачивается физическими лицами, занимающимися  предпринимательской деятельностью, взамен налога на доходы физических лиц, а также других общегосударственных  налогов, местных налогов и сборов.

При этом для плательщиков фиксированного налога сохраняется  действующий порядок уплаты:

  • при завозе товаров для коммерческой деятельности - единого таможенного платежа, акцизного налога при ввозе подакцизной продукции;
  • государственных пошлин;
  • отчислений в государственные целевые фонды;
  • лицензионные сборы на право торговли отдельными видами товаров;
  • сбора за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • налога за пользование водными ресурсами, при использовании водных ресурсов для предпринимательской деятельности.

На плательщиков фиксированного налога не распространяется право выбора иной системы налогообложения.

Ставки фиксированного налога утверждаются Кабинетом Министров  Республики Узбекистан. Совет Министров  Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента с учетом местных условий

Согласно статье 62 Налогового кодекса физические лица по требованию налоговых органов обязаны представлять отчеты, расчеты по налогу и декларации о доходах по форме и в порядке, установленном законодательством.

Налоговая система Республики Узбекистан состоит из двух режимов: единый налоговый платеж и общий  налоговый режим. Плательщиками  единого налогового платежа являются микрофирмы и малые предприятия, а также предприятия торговли и общественного питания, юридические лица, в рамках осуществления деятельности по организации лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр.

Остальные компании подпадают  под общий налоговый режим. Также  существуют налоги, которые оплачиваются субъектами обоих налоговых режимов. Ниже приводиться схематичная таблица  налоговой системы Республики Узбекистан, а также налоговые ставки.

 

 

 

 

 

Таблица 2.2.5

Основные налоги и сборы, взимаемые в Республике Узбекистан

Вид налога

Налогооблагаемая  база

Ставка в 2006г.

Ставка в 2007г.

Ставка в 2008 г

Ставка в 2009 г

Ставка в 2010 г

Ставка в 2011 г

Ставка в 2012 г

Налог на прибыль (прибыль) юридических  лиц

Доход (прибыль), исчисленная  как разница между совокупным доходом и вычетами, определенными  в соответствии с законодательством

 

 

12%

 

 

10%

 

 

10%

 

 

10%

 

 

10%

 

 

9%

 

 

9%

Налог на  добавленную  стоимость

Оборот по реализации и  импорт товаров (услуг, работ)

 

20%

 

20%

 

20%

 

20%

 

20%

 

20%

 

20%

Налог на имущество юридических  лиц

За неустановленное в  срок оборудование

Среднегодовая стоимость  основных средств и нематериальных активов

 

3,5%

 

удвоенная ставка

 

3,5%

 

удвоенная ставка

 

3,5%

 

удвоенная ставка

 

3,5%

 

удвоенная ставка

 

3,5%

 

удвоенная ставка

 

3,5%

 

удвоенная ставка

 

3,5%

 

удвоенная ставка

Налог за пользование недрами  по газу

по конденсату

по нефти

Стоимость добытой продукции

 

58,0%

32,0%

35,0%

 

30%

20%

20%

 

30%

20%

20%

 

30%

20%

20%

 

30%

20%

20%

 

30%

20%

20%

 

30%

20%

20%

Плата за воду:

- из поверхностных источников

- из подземных источников

Отбор ресурсов из поверхностных  и подземных источников для производственных технических нужд

 

960 тийин/м3

1230 тийин/м3

 

1440 тийин/м3

1845 тийин/м3

 

17300 тийин/м3

22000

тийин/м3

 

21,6 сум/м3

 

27,5 сум/м3

 

24,8

сум/м3

 

31.6

сум/м3

 

29,8

сум/м3

 

37,9 сум/м3

 

35,8

сум/м3

 

45.5 сум/м3

Земельный налог

Земельные участки, находящиеся  в соб-ственности, во владении или пользовании

 

Ставки по регионам

 

Ставки по регионам

 

Ставки по регионам

 

Ставки по регионам

 

Ставки по регионам

 

Ставки по регионам

 

Ставки по регионам

Единый социальный налог

Фонд оплаты труда

 

25%

 

24%

 

24%

 

24%

 

25%

 

25%

 

25%

Налог на инфраструктуру

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов

 

8%

 

8%

 

8%

 

8%

 

8%

 

8%

 

8%

Внебюджетные платежи:

- в Пенсионный фонд

- в Дорожный фонд

  • Промышленные  предприятия, строительство
  • Автотранспорт
  • Снабжение, сбыт,

 

От зарплаты физических лиц

 

 

 

 

2,5%

 

 

1,5

 

 

 

2,5

 

 

 

1,0

 

 

2,5%

 

 

1,5

 

 

 

2,5

 

 

 

1,0

 

 

2,5%

 

 

1,5

 

 

 

2,5

 

 

 

1,0

 

 

2,5%

 

 

1,5

 

 

 

2,5

 

 

 

1,0

 

 

1,5 %

 

 

1,4%

 

 

 

2,5

 

 

 

1,0

 

 

1,6%

 

 

1,4%

 

 

 

2,5

 

 

 

1,0

 

 

1,6%

 

 

1,4%

 

 

 

2,5

 

 

 

1,0

Налог на развитие школьного  образования

Объем реализации продукции (работ, услуг) за вычетом НДС и  акцизного налога

 

1%

 

1%

 

1%

 

1%

 

0,5%

 

0,5%

 

0,5%




Источник: составлен автором  на основе данных Налогового Кодекса Республики Узбекиста

 

Проанализировав таблицу 2.2.5 , за 7 лет произошли некоторые  изменения в структуре основных налогов, взимаемые на территории Республики Узбекистан, а именно:

  • налог на прибыль юридических лиц в 2006 году составлял 12 % , затем в 2007-2010 годах процентная ставка снизилась и стала составлять 10 % , а в 2011 и 2012 годах – 9 %
  • процентная ставка налога на добавленную стоимость с 2006 по 2012 год составляет 20 %, не изменилась и ставка процента по налогу на имущество юридических лиц -3,5 % и ставка процента по налогу на инфраструктуру, которая имеет значение – 8 %.
  • снизились ставки налога на недра у добывающих предприятий (на газ с 58% до 30%, на нефть с 35% до 20%, на газовый конденсат с 32% до 20%).
  • плата за воду из поверхностных источников - 960 тийин/м3 в 2006 году, затем 1440 тийин/м3 в 2007 году, в 2010 году повысилась до значения 24,8 сум/м3., а на сегодняшний день она составляет - 35,8 сум/м3. Из подземных источников- 1230 тийин/м3 в 2006 году, затем 1845  тийин/м3 в 2007 году, в 2010 году повысилась до значения 31.6 сум/м3., а в 2012 году составляет 45.5  сум/м3
  • единый социальный налог в 2006 году составлял 25% от фонда оплаты труда , в 2007-2009 г.г. процентная ставка снизилась до 24% . В 2010-2012 г.г. ставка налога повысилась до 25 % .
  • отчисления в Пенсионный фонд – с 2006 по 2009 год не менялись и составляли 2,5 % от зарплаты физических лиц, в 2010 году -1,6 %, а с 2011 по 2012 г.г.- 1,5 %
  • отчисления в Дорожный фонд – с 2006 по 2009 год процентная ставка составляла 1,5 % , а затем и снизилась до 1,4 %  (2010-2012 г.г.)

Как известно, постановлением главы государства базовая ставка налога на прибыль хозяйствующих  субъектов в 2010 году была снижена с действующих 10% до 9%. В результате ожидается, что в распоряжении предприятий останется около 52,1 млрд. сумов. Сэкономленные денежные средства предоставят предприятиям возможность технического обновления, расширения производства и увеличения заработной платы работников

Кроме того, отметим ,что единому налоговому платежу для микрофирм и малых предприятий действующая базовая ставка уменьшена с 8% до 7%. В результате в распоряжении микрофирм и малых предприятий дополнительно останется 25 млрд. сумов. Это будет способствовать ускоренному развитию субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства и повышению за счет этого занятости и благосостояния населения.

 

2.3.  Проблемы и перспективы  развития налоговой политики

Информация о работе Налоги в рыночной системе хозяйствования