Налогообложение банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка теоретических и практических предложений и рекомендаций по проблемам совершенствования налогообложения банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
1. Раскрыть cпецифику коммерческих банков как субъектов налоговых и экономических отношений
2. Изучить методы и направление налогового воздействия на банковскую деятельность со стороны государства

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….
Глава 1. Правовые и экономические основы налогообложения коммерческих банков в современных условиях …………….. ………………………………………….
1.1. Специфика коммерческих банков как субъектов налоговых и экономических отношений ..…………………………………………………………………………………..
1.2. Методы и направление налогового воздействия на банковскую деятельность со стороны государства ……………………………………..……………………………….…
Глава 2. Анализ особенностей налогообложения банков в РФ ………..………….…
2.1. Основные понятия и принципы системы налогообложения банков ……………
2.2. Доходы и расходы, относимые непосредственно на финансовые результаты деятельности банка ………………………………………………………………………….
Глава 3. Основные направления совершенствования налогообложения банков …
3.1. Развитие системы налогообложения банковской деятельности…………………
3.2. Налоговый контроль за деятельностью коммерческих банков ………………….
Заключение……………………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..……………….…..

Файлы: 1 файл

Особенности налогообложения банков.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

стр.

Введение……………………………………………………………………………………….

3

Глава 1. Правовые и экономические основы налогообложения коммерческих банков в современных условиях …………….. ………………………………………….

5

     1.1.  Специфика коммерческих банков как субъектов налоговых и экономических отношений ..…………………………………………………………………………………..

5

     1.2.  Методы и направление налогового воздействия на банковскую деятельность со стороны государства ……………………………………..……………………………….…

7

Глава 2. Анализ особенностей налогообложения банков в РФ ………..………….…

13

     2.1.  Основные понятия и принципы системы налогообложения банков ……………

13

     2.2. Доходы и расходы, относимые непосредственно на финансовые результаты деятельности банка ………………………………………………………………………….

20

Глава 3. Основные направления совершенствования налогообложения банков …

26

     3.1.  Развитие системы налогообложения банковской деятельности…………………

26

     3.2. Налоговый контроль  за деятельностью коммерческих банков ………………….

29

Заключение……………………………………………………………………………………

35

Список использованной литературы…………………………………..……………….…..

39


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие нашей страны в направлении  рыночной экономики влечет за собой необходимость реформирования всей системы государственного регулирования экономикой, за счет повышения роли экономических рычагов воздействия на хозяйствующие субъекты и понижения роли административных.

Среди экономических методов регулирования  экономикой можно особо выделить налоговую систему, которая в условиях острой нехватки ресурсов и бюджетного кризиса, может стать основным способом стимулирования экономики. Однако на сегодняшний день в этой области все еще остается много нерешенных проблем, соответственно процесс совершенствования существующей налоговой системы продолжается. Естественно, этот процесс затрагивает и вопросы, которые связаны с порядком налогообложения деятельности банков, играющих в экономике каждой страны важную роль.

В современных условиях хозяйствования вопрос о совершенствовании налогообложения  российских банков имеет особое значение. Необходимость расширения инвестиций в экономику, с одной стороны, и кризисное положение банков, с другой стороны, в известной степени обостряют проблему, превращают ее в один из наиболее актуальных практических и теоретических вопросов национальной экономики. При этом актуальность приобретает и вопрос надежности банков, и, это является не только атрибутом современной политики их выживания, но и стратегией развития  организаций. От того, как будут развиваться российские банки, во многом зависит успешность проведения в нашей стране экономических реформ.

Банки являются частью единого экономического организма, одним из важнейших секторов экономики. Финансовое состояние банковской системы и экономики в целом - это два взаимосвязанных сообщающихся сосуда, от того, как будут обстоять дела в каждом из них, зависит как их собственное развитие, так и развитие в целом общественных отношений. Известно, к примеру, что эффективное развитие банков очень положительно сказывается на инвестиционной активности, а соответственно в целом на экономическом росте. С другой стороны, эффективность функционирования банков зависит от состояния экономики в стране и в особенности от ее производственного сектора, так как в условиях спада инвестиционной активности и кризиса основной центр тяжести деятельности банков смещается в сторону проведения высокорискованных спекулятивных операций.

Банкротство даже одного крупного банка, не говоря уже о подрыве всей банковской системы, может иметь глубокие последствия для экономики страны или группы стран в целом. Банковская система, как центр опосредования экономических отношений всех хозяйствующих субъектов, обладает огромным резонирующим потенциалом, который способен взорвать социально-экономическую ситуацию.  
Постоянные изменения в налоговом законодательстве, а также формирование нового гражданского, финансового, уголовного, административного, процессуального законодательств внесли существенные коррективы в систему налоговых правоотношений, которые возникают в связи с налогообложением банков.

Целью курсовой работы является разработка теоретических и практических предложений и рекомендаций по проблемам совершенствования налогообложения банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений.

Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:

    1. Раскрыть cпецифику коммерческих банков как субъектов налоговых и экономических отношений
    2. Изучить методы и направление налогового воздействия на банковскую деятельность со стороны государства
    3. Рассмотреть основные понятия и принципы системы налогообложения банков
    4. Выявить доходы и расходы, относимые непосредственно на финансовые результаты деятельности банка
    5. Проанализировать развитие системы налогообложения банковской деятельности
    6. Раскрыть cпецифику налогового контроля за деятельностью коммерческих банков.

Предметом исследования является система  налогов, которые уплачиваются банками в современной рыночной экономике нашей страны.

Объектом исследования является совокупность правовых и экономических отношений, которые складываются в процессе налогообложения банков.

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовые и экономические основы налогообложения коммерческих банков в современных условиях

1.1. Специфика коммерческих  банков как субъектов налоговых и экономических отношений

 

Сегодня банковская система является одной из неотъемлемых и важнейших структур рыночной экономики. Развитие товарного обращения и производства и банков исторически шло параллельно, а также тесно переплеталось. При этом банки, являясь посредниками в перераспределении капиталов, повышают эффективность производства в целом.

Коммерческие банки относятся  к особой категории деловых предприятий, которые получили название финансовых посредников. Они привлекают сбережения населения, капиталы и прочие денежные средства, которые высвобождаются в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, нуждающимся в дополнительном капитале. Банки создают новые обязательства и требования, которые становятся на денежном рынке товаром. Банк - это организация, которая создана с целью привлечения денежных средств и дальнейшего их размещения от своего имени на условиях платности, срочности и возвратности.

Основным назначением банка является посредничество в перемещении денежных средств к заемщикам от кредиторов и к покупателям от продавцов. Наряду с банками перемещением денежных средств на рынках занимаются и другие кредитно-финансовые и финансовые учреждения: страховые компании, инвестиционные фонды, дилерские, брокерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют 2 существенных признака, которые отличают их от всех других субъектов:

    1. Для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами
    2. Банки осуществляют только операции, предусмотренные Законом РФ «О банках и банковской деятельности» и обязательно при наличии лицензии ЦБ РФ. Банкам запрещается заниматься торговой, страховой и производственной деятельностью, в то время как другие субъекты экономически могут совмещать несколько видов деятельности, что соответственно влияет и на размер налоговых платежей.

В целом структура налогов, которые уплачиваются банками, а также удельный вес отдельных налогов в системе всех налоговых платежей отличается от удельного веса основных налогов, которые уплачиваются другими хозяйствующими субъектами. Так, большая часть приходится на такие налоги, как налог на имущество и налог на прибыль. Совсем небольшую долю занимает НДС и прочие налоги.

Во многом наполняемость  бюджета зависит от того, как банки  выполняют роль «кровеносных сосудов» в пополнении доходной части бюджета, то есть в полном объеме и своевременно исполняют платежные поручения своих клиентов по налоговым платежам обязательства (сберегательные сертификаты, депозиты и прочее), а мобилизованные таким образом средства размещают в ценные бумаги и долговые обязательства. Это отличает банки от финансовых дилеров и брокеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.

Банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед физическими и юридическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.

Во взаимоотношениях с налоговыми органами банк выступает  в трех лицах:

    1. Самостоятельный налогоплательщик;
    2. Посредник между налогоплательщиками и государством, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (организации, граждане, предприятия) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в частности необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;
    3. Налоговый агент:
      • исчисление налогов;
      • удержание налогов и денежных средств, которые выплачиваются налогоплательщиками;
      • перечисление налогов в бюджет.

Налогообложение банков имеет свои отличительные черты, связанные с общей спецификой банковской деятельности. Одной из таких отличительных черт является налогообложение прибыли банков.

С 1995 года порядок  формирования налога на прибыль регламентировался общим законом РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» и Инструкцией ГНС РФ № 37. С 1 января 2002 года банки исчисляют и уплачивают налог на прибыль в соответствии с главой 25 части 2 Налогового кодекса РФ.

Однако при  расчете налога на прибыль банков учитываются особенности формирования налогооблагаемой базы, которые предопределены отличием бухгалтерского учета в  кредитных организациях, расчетов сумм доходов, расходов, относимых на издержки производства банковских услуг для целей налогообложения, и финансовых результатов. Учет доходов и расходов банка специфичен, в связи с тем что здесь применяется свой план счетов, унифицированный вариант которого был введен в банковскую практику с 1 января 1998 года. Кроме этого, сами доходы представляют собой по большей части процентные доходы от привлечения и дальнейшего размещения денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности, что, непосредственно влияет на формирование налогооблагаемой базы.

Следующим отличием является особенность  исчисления и уплаты НДС. Рассматривая особенности обложения НДС услуг банков, необходимо исходить из того, что в стране с рыночной экономикой финансовые услуги, как правило, освобождены от указанного налога. Это объясняется тем, что большая часть тарифов за услуги банков не основывается на конкретно исчисляемой себестоимости. На их уровень оказывают влияние конкуренция и различные риски (валютные, кредитные, курсовые, процентные).

 

 

1.2. Методы и направление налогового воздействия на банковскую деятельность со стороны государства

 

 В качестве основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и Банка России можно назвать:

    • формирование благоприятных условий для участия банков в финансовом посредничестве;
    • совершенствование правового обеспечения банковской деятельности;
    • повышение эффективности банковского надзора и банковского регулирования;
    • укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере и обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, в том числе и банки, которые контролируются государством;
    • развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;
    • повышение требований к качеству корпоративного управления в кредитных организациях;
    • развитие инфраструктуры банковского бизнеса.

При реализации указанных задач будут учтены рекомендации, которые были получены в ходе выполнения Программы оценки финансового сектора РФ, проведенной в 2002 - 2003 гг. Международным валютным фондом и Всемирным банком с участием российских ведомств.

В сфере правового обеспечения  банковской деятельности необходимо создать правовые условия функционирования кредитных организаций в соответствии с международными нормами, определенными, в частности, в документе Базельского комитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора», в том числе:

    • укрепить права кредиторов, в первую очередь их права требования, обеспеченные залогом;
    • обеспечить совершенствование правовых механизмов ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций;
    • укрепить правовые механизмы конкуренции и предотвращения действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере;
    • упростить процедуры слияния и присоединения кредитных организаций;
    • создать условия для формирования эффективной системы хранения и использования кредитных историй;
    • создать правовые условия для более широкого применения в банковском деле современных электронных технологий;
    • создать правовые механизмы противодействия установлению недобросовестными лицами контроля над кредитными организациями;
    • продолжить работу по совершенствованию системы налогообложения банковской деятельности.

Информация о работе Налогообложение банковской деятельности