Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка теоретических и практических предложений и рекомендаций по проблемам совершенствования налогообложения банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
1. Раскрыть cпецифику коммерческих банков как субъектов налоговых и экономических отношений
2. Изучить методы и направление налогового воздействия на банковскую деятельность со стороны государства
Введение……………………………………………………………………………………….
Глава 1. Правовые и экономические основы налогообложения коммерческих банков в современных условиях …………….. ………………………………………….
1.1. Специфика коммерческих банков как субъектов налоговых и экономических отношений ..…………………………………………………………………………………..
1.2. Методы и направление налогового воздействия на банковскую деятельность со стороны государства ……………………………………..……………………………….…
Глава 2. Анализ особенностей налогообложения банков в РФ ………..………….…
2.1. Основные понятия и принципы системы налогообложения банков ……………
2.2. Доходы и расходы, относимые непосредственно на финансовые результаты деятельности банка ………………………………………………………………………….
Глава 3. Основные направления совершенствования налогообложения банков …
3.1. Развитие системы налогообложения банковской деятельности…………………
3.2. Налоговый контроль за деятельностью коммерческих банков ………………….
Заключение……………………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..……………….…..
Положение вводит понятие расходов и доходов, которые относятся непосредственно на финансовые результаты деятельности банков. Эти виды доходов и расходов не участвуют при исчислении налогооблагаемой базы, а лишь учитываются при определении убыточности или прибыльности деятельности банка в отчетный период.
К таким доходам относятся
Указанные доходы облагаются налогом у источника их выплаты:
Непосредственно на финансовые результаты деятельности банков относятся следующие потери и расходы:
а) просчеты и недостачи по кассовым операциям (кроме валютных операций);
б) хищения и растраты по кассовым операциям (кроме валютных ценностей);
в) убытки по иностранным операциям и валютным ценностям;
г) принятые неплатежные и фальшивые денежные билеты и монеты;
д) хищения, растраты, и другие злоупотребления по инкассации и перевозке ценностей;
е) хищения, растраты, и другие злоупотребления по прочим операциям банка (кроме кассовых и по инкассации и перевозке ценностей);
ж) утрата ценностей при пересылке;
з) суммы, выплаченные по претензиям клиентов.
Расходы банка, осуществляемые за счет прибыли.
В положении Правительства РФ особо выделяется группа расходов банка, которые не подлежат отнесению их на себестоимость оказываемых банками услуг, и осуществляются только за счет прибыли, которая остается в распоряжении банков после уплаты налогов и прочих обязательных платежей. Определение данной группы расходов было вызвано тем, что банки, по существу занижали налогооблагаемую базу за счет включения этих расходов в себестоимость оказываемых услуг.
Перечень расходов довольно широк, в частности к ним относят:
К группе расходов и затрат, осуществляемых банками из чистой прибыли относятся:
Налогообложение банковских операций с ценными бумагами
Операциями с ценными бумагами
являются действия или намерения
плательщика налога, направленные на
возникновение имущественных
Плательщиками данного налога являются физические и юридические лица, которые осуществляют в установленном порядке операции с ценными бумагами. Банки и кредитные учреждения также являются плательщиками данного налога, так как имеют право на выпуск облигаций, акций, различных долговых обязательств и прочих ценных бумаг.
Объектами налогообложения в данном случае являются цена договора и регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг.
Цена договора - цена сделки купли-продажи облигаций, акций сберегательных сертификатов и прочих ценных бумаг, а также вексельная сумма. При регистрации проспекта эмиссии облагается налогом номинальный бьем выпуска облигаций или акций.
Исчисленные суммы налога плательщики исчисляют самостоятельно исходя из номинальной суммы эмиссии или цены договора и соответствующей налоговой ставки.
Налоговые ставки различаются:
Банк уплачивает этот налог за счет доходов, которые остаются после уплаты налогов и других обязательных платежей и отчислений от доходов. Покупатель сберегательного сертификата уплачивает налог при регистрации продажи сертификата в банке. При этом банк должен в трехдневный срок после регистрации и оформления операции купли-продажи сберегательных сертификатов перечислить налог в федеральный бюджет.
Предусмотрены следующие налоговые льготы:
Сумма налога уплачивается плательщиком при регистрации этих операций и в течение трех дней перечисляется в федеральный бюджет. Плательщики несут ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в порядке, установленном законодательными актами.
Глава 3. Основные направления совершенствования налогообложения банков
3.1. Развитие системы налогообложения банковской деятельности
Налоги в банковской системе занимают важное место как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства и призваны наилучшим образом обеспечить:
Банковская деятельность имеет свою специфику, которая учитывается при разработке порядка исчисления налога на прибыль. До 1991 года большинство банков, которые действовали в Российской Федерации, принадлежало государству. Появившиеся к этому времени кооперативные и коммерческие банки были немногочисленны и не играли большой роли в экономике.
В 1991 году был принят действующий и в настоящее время Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями определяющий общие принципы построения налоговой системы. Действующее в настоящее время налоговое законодательство не предусматривает каких-либо специальных налогов на банки, рассматривая их в плане налогообложения как обычные предприятия, но с учетом тех или иных особенностей. Таким образом, банки, как и любые другие предприятия, должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги.
Фактически некоторые налоги банки не платят, поскольку Законом «О банках и банковской деятельности» банкам запрещены любые операции по производству и торговле материальными ценностями.
Принятие данного закона свидетельствовало, во-первых, о том, что в России произошло становление двухуровневой банковской системы, на первом уровне которой находился Центральный банк РФ, а на втором - все остальные кредитные учреждения, получившие лицензии Банка России на совершение соответствующих банковских операций. Действие закона распространялось только на второй уровень банковской системы.
Во-вторых, принятием закона законодатель отделил банки и другие кредитные учреждения, с точки зрения налогообложения, от других субъектов предпринимательства.
Положением в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» устанавливаются особенности определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, а также порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении банков и других кредитных учреждений в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
Таким образом, правовые нормы, содержащиеся в Законе РФ «О налоге на прибыль с предприятий и организаций» и касающиеся порядка определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, толкуются Положением с учетом специфики деятельности банков.
Все банки, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение банковских операций, исчисляют налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль путем уменьшения определяемой в соответствии с Положением общей суммы доходов (без учета налога на добавленную стоимость) на сумму расходов, включаемых в соответствии с Положением в себестоимость оказываемых услуг, и уточнению полученной разницы на суммы доходов и расходов, относимых непосредственно на финансовые результаты их деятельности.