Налогообложение банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка теоретических и практических предложений и рекомендаций по проблемам совершенствования налогообложения банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
1. Раскрыть cпецифику коммерческих банков как субъектов налоговых и экономических отношений
2. Изучить методы и направление налогового воздействия на банковскую деятельность со стороны государства

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….
Глава 1. Правовые и экономические основы налогообложения коммерческих банков в современных условиях …………….. ………………………………………….
1.1. Специфика коммерческих банков как субъектов налоговых и экономических отношений ..…………………………………………………………………………………..
1.2. Методы и направление налогового воздействия на банковскую деятельность со стороны государства ……………………………………..……………………………….…
Глава 2. Анализ особенностей налогообложения банков в РФ ………..………….…
2.1. Основные понятия и принципы системы налогообложения банков ……………
2.2. Доходы и расходы, относимые непосредственно на финансовые результаты деятельности банка ………………………………………………………………………….
Глава 3. Основные направления совершенствования налогообложения банков …
3.1. Развитие системы налогообложения банковской деятельности…………………
3.2. Налоговый контроль за деятельностью коммерческих банков ………………….
Заключение……………………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..……………….…..

Файлы: 1 файл

Особенности налогообложения банков.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

 

Положение вводит понятие расходов и доходов, которые относятся непосредственно на финансовые результаты деятельности банков. Эти виды доходов и расходов не участвуют при исчислении налогооблагаемой базы, а лишь учитываются при определении убыточности или прибыльности деятельности банка в отчетный период.

К таким доходам относятся проценты и дивиденды, которые были получены по облигациям, акциям и другим выпущенным в РФ ценным бумагам, принадлежащим банку, а также доходы, которые были получены от долевого участия в деятельности других банков, организаций и предприятий.

Указанные доходы облагаются налогом у источника  их выплаты:

  • положительные курсовые разницы по операциям банка в иностранной валюте, включая нереализованные положительные курсовые разницы по открытой валютной позиции;
  • присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий договора, а также доходы от возмещения причиненных банку убытков, включая выплаты, связанные со страхованием кредитных рисков;
  • суммы, поступившие от работников банка в возмещение убытков и расходов, понесенных банком по их вине;
  • прибыль банка прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • доходы от реализации банком в установленном законодательством порядке объектов залога и заклада (материальных и нематериальных активов, товаров народного потребления и иного имущества); возврат клиентам ссуд, ранее списанных в убытки банка;
  • другие доходы от операций, непосредственно не связанных с банковской деятельностью, включая доходы от реализации принадлежащих банку основных средств и иного имущества.

Непосредственно на финансовые результаты деятельности банков относятся следующие потери и расходы:

  • местные налоги и сборы, относимые на финансовые результаты деятельности банка в соответствии с законодательством;
  • присужденные или признанные штрафы, пени и неустойки и другие виды санкций за нарушения банком условий договоров (кроме сумм, внесенных в бюджет в виде санкций в соответствии с действующим законодательством), а также расходы по возмещению причиненных банком убытков клиентам;
  • не компенсированные за счет резерва на возможные потери по ссудам убытки от списания дебиторской задолженности индивидуальных заемщиков, по которым срок исковой давности истек, и других видов, нереальных для взыскания;
  • убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году;
  • некомпенсированные потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий и аварий;
  • отрицательные курсовые разницы по операциям банка в иностранной валюте, включая нереализованные отрицательные курсовые разницы по открытой валютной позиции;
  • убытки, понесенные банком по фальшивым авизо;
  • - судебные издержки и арбитражные расходы по делам, связанным с деятельностью банка;
  • - убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены, включая:

а) просчеты и недостачи по кассовым операциям (кроме валютных операций);

б) хищения и растраты по кассовым операциям (кроме валютных ценностей);

в) убытки по иностранным операциям  и валютным ценностям;

г) принятые неплатежные и фальшивые  денежные билеты и монеты;

д) хищения, растраты, и другие злоупотребления  по инкассации и перевозке ценностей;

е) хищения, растраты, и другие злоупотребления  по прочим операциям банка (кроме  кассовых и по инкассации и перевозке  ценностей);

ж) утрата ценностей при пересылке;

з) суммы, выплаченные по претензиям клиентов.

Расходы банка, осуществляемые за счет прибыли.

В положении Правительства РФ особо выделяется группа расходов банка, которые не подлежат отнесению их на себестоимость оказываемых банками услуг, и осуществляются только за счет прибыли, которая остается в распоряжении банков после уплаты налогов и прочих обязательных платежей. Определение данной группы расходов было вызвано тем, что банки, по существу занижали налогооблагаемую базу за счет включения этих расходов в себестоимость оказываемых услуг.

Перечень расходов довольно широк, в частности к ним относят:

  1. Затраты капитального характера, в том числе на строительство новых объектов, модернизацию, расширение, реконструкцию и обновление действующих основных фондов, приобретение банком различного оборудования и других основных средств.
  2. Расходы на содержание объектов непроизводственной сферы (жилищно-коммунального хозяйства, учебных центров, детских, дошкольных, медицинских, оздоровительных и иных учреждений), в том числе на проведение всех ремонтов таких объектов, в части, не покрываемой доходами от их эксплуатации (квартирной платы, взносов родителей на содержание ребенка в детском саду, оплаты стоимости путевок и т.п.). Арендная плата по указанным объектам в случаях, когда они используются на условиях аренды.
  3. Расходы капитального характера по сооружению охранно-сторожевой и пожарной сигнализации и коммуникаций средств связи.
  4. Расходы по содержанию собственной службы охраны банка, включая затраты на экипировку и приобретение оружия и иных специальных средств защиты.
  5. Обязательные отчисления, производимые банком в государственные внебюджетные фонды, в части расходов на оплату труда работников, относимых за счет прибыли, остающейся в распоряжении банка.

К группе расходов и затрат, осуществляемых банками из чистой прибыли относятся:

    • выплата дивидендов акционерам (пайщикам) банка;
    • расходы, связанные с организацией банком филиалов и представительств, в том числе и за рубежом;
    • уплата налога на операции с ценными бумагами, приобретаемыми в собственность банка, иных налогов и сборов, относимых в соответствие с законодательством за счет средств, остающихся в распоряжении банка после уплаты налога на прибыль;
    • уплаченные проценты по просроченным межбанковским кредитам, включая централизованные кредиты и овердрафт;
    • плата предприятиям, организациям и учреждениям, включая предприятия торговли, за сдаваемую ими банкам денежную наличность;
    • внесение сумм в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством;
    • прочие расходы.

Налогообложение банковских операций с ценными бумагами

Операциями с ценными бумагами являются действия или намерения  плательщика налога, направленные на возникновение имущественных прав в отношении акций, сберегательных сертификатов, облигаций независимо от их вида, условий обращения и номинала и переводных векселей. Операции или намерения оформляются посредством заключения договора и регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг.

Плательщиками данного налога являются физические и юридические лица, которые осуществляют в установленном порядке операции с ценными бумагами. Банки и кредитные учреждения также являются плательщиками данного налога, так как имеют право на выпуск облигаций, акций, различных долговых обязательств и прочих ценных бумаг.

Объектами налогообложения в данном случае являются цена договора и регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг.

Цена договора - цена сделки купли-продажи облигаций, акций сберегательных сертификатов и прочих ценных бумаг, а также вексельная сумма. При регистрации проспекта эмиссии облагается налогом номинальный бьем выпуска облигаций или акций.

Исчисленные суммы налога плательщики  исчисляют самостоятельно исходя из номинальной суммы эмиссии или цены договора и соответствующей налоговой ставки.

Налоговые ставки различаются:

    • при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг ставка 0,5% номинальной суммы эмиссии;
    • при покупке государственных ценных бумаг - 1 рубль с каждой 1000 рублей;
    • при заключении договора купли-продажи ценных бумаг - 3 рубля с каждой 1000 рублей, при этом налог берется с каждого участника сделки;
    • при распространении сберегательных сертификатов - 3 рубля с каждой 1000 рублей (с каждого участника сделки).

Банк уплачивает этот налог за счет доходов, которые остаются после уплаты налогов и других обязательных платежей и отчислений от доходов. Покупатель сберегательного сертификата уплачивает налог при регистрации продажи сертификата в банке. При этом банк должен в трехдневный срок после регистрации и оформления операции купли-продажи сберегательных сертификатов перечислить налог в федеральный бюджет.

Предусмотрены следующие налоговые  льготы:

  1. Освобождается от уплаты данного налога юридические и физические лица, которые приобретают акции, впервые эмитируемые акционерным обществом с момента его государственной регистрации.
  2. Освобождается от уплаты данного налога эмитент, осуществляющий первичную эмиссию ценных бумаг.
  3. Освобождаются от уплаты данного налога юридические лица, осуществляющие в установленном порядке посреднические операции с ценными бумагами за счет и по поручению клиента.

Сумма налога уплачивается плательщиком при регистрации этих операций и  в течение трех дней перечисляется  в федеральный бюджет. Плательщики  несут ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в порядке, установленном  законодательными актами.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные направления совершенствования налогообложения банков

3.1. Развитие системы налогообложения банковской деятельности

 

Налоги в банковской системе  занимают важное место как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства и призваны наилучшим образом обеспечить:

  1. Фискальную политику
  2. Накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления (местном, областном, краевом, республиканском, федеральном), которые необходимы для финансирования различных мероприятий, осуществляемых за счет местного и государственного бюджетов.
  3. Взаимоотношения организаций с бюджетом. Переход к налоговым методам регулирования финансовых взаимоотношений государства с организациями предполагает единство калькулирования затрат на производство и реализацию продукции и исчисления прибыли.
  4. Защиту коммерческих, хозрасчетных интересов предприятия (предпринимателя) и покупателей в условиях рыночной экономики.
  5. Создание мотивации в связи со стремлением получить прибыль для внедрения достижений научно-технического прогресса и новых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной и высококачественной продукции.
  6. Формирование косвенных методов регулирования перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения приоритетного развития отдельных отраслей, народнохозяйственных комплексов и регионов, важнейших научно-технических программ, экспорта и импорта товаров и других стратегических направлений, реализации экономической политики государства. Это достигается при помощи различных льгот и пониженных ставок налогообложения.
  7. Проведение (через ставки, льготы) антимонопольной политики, ограничение экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, включенных в государственный реестр России.
  8. Приближение методов распределения доходов к системе налогообложения стран с развитой рыночной экономикой, что является одной из экономических предпосылок участия в мирохозяйственных связях. Однако это в полной мере может быть решено лишь при сопоставимости других показателей и, в первую очередь, уровня оплаты труда.

Банковская деятельность имеет  свою специфику, которая учитывается  при разработке порядка исчисления налога на прибыль. До 1991 года большинство банков, которые действовали в Российской Федерации, принадлежало государству. Появившиеся к этому времени кооперативные и коммерческие банки были немногочисленны и не играли большой роли в экономике.

В 1991 году был принят действующий  и в настоящее время Закон  «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями определяющий общие принципы построения налоговой системы. Действующее в настоящее время налоговое законодательство не предусматривает каких-либо специальных налогов на банки, рассматривая их в плане налогообложения как обычные предприятия, но с учетом тех или иных особенностей. Таким образом, банки, как и любые другие предприятия, должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги.

 Фактически некоторые налоги банки не платят, поскольку Законом «О банках и банковской деятельности» банкам запрещены любые операции по производству и торговле материальными ценностями.

Принятие данного закона свидетельствовало, во-первых, о том, что в России произошло становление двухуровневой банковской системы, на первом уровне которой находился Центральный банк РФ, а на втором - все остальные кредитные учреждения, получившие лицензии Банка России на совершение соответствующих банковских операций. Действие закона распространялось только на второй уровень банковской системы.

Во-вторых, принятием закона законодатель отделил банки и другие кредитные  учреждения, с точки зрения налогообложения, от других субъектов предпринимательства.

Положением в соответствии с  пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» устанавливаются особенности определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, а также порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении банков и других кредитных учреждений в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Таким образом, правовые нормы, содержащиеся в Законе РФ «О налоге на прибыль с предприятий и организаций» и касающиеся порядка определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, толкуются Положением с учетом специфики деятельности банков.

Все банки, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение банковских операций, исчисляют налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль  путем уменьшения определяемой в  соответствии с Положением общей  суммы доходов (без учета налога на добавленную стоимость) на сумму расходов, включаемых в соответствии с Положением в себестоимость оказываемых услуг, и уточнению полученной разницы на суммы доходов и расходов, относимых непосредственно на финансовые результаты их деятельности.

Информация о работе Налогообложение банковской деятельности