Налогообложение банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка теоретических и практических предложений и рекомендаций по проблемам совершенствования налогообложения банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
1. Раскрыть cпецифику коммерческих банков как субъектов налоговых и экономических отношений
2. Изучить методы и направление налогового воздействия на банковскую деятельность со стороны государства

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….
Глава 1. Правовые и экономические основы налогообложения коммерческих банков в современных условиях …………….. ………………………………………….
1.1. Специфика коммерческих банков как субъектов налоговых и экономических отношений ..…………………………………………………………………………………..
1.2. Методы и направление налогового воздействия на банковскую деятельность со стороны государства ……………………………………..……………………………….…
Глава 2. Анализ особенностей налогообложения банков в РФ ………..………….…
2.1. Основные понятия и принципы системы налогообложения банков ……………
2.2. Доходы и расходы, относимые непосредственно на финансовые результаты деятельности банка ………………………………………………………………………….
Глава 3. Основные направления совершенствования налогообложения банков …
3.1. Развитие системы налогообложения банковской деятельности…………………
3.2. Налоговый контроль за деятельностью коммерческих банков ………………….
Заключение……………………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..……………….…..

Файлы: 1 файл

Особенности налогообложения банков.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

Положение, учитывая специфику предоставляемых  банками услуг, фактически определяет какие расходы и затраты относятся  на себестоимость при исчислении прибыли банка. В Положении отдельным разделом выделены доходы и расходы, непосредственно относимые на финансовые результаты деятельности банка и расходы, не подлежащие отнесению к расходам, включаемых в себестоимость оказываемых услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль. Если состав доходов банков, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы, не претерпел существенных изменений, то расходы банка, относимые на себестоимость оказываемых услуг значительно пополнились.

Перечень расходов довольно широкий, в частности были отнесены:

  • суммы, причитающиеся к уплате банком в соответствующий бюджет в виде налога на имущество банка, земельного налога, транспортного налога, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на приобретение транспортных средств и налога на владельцев транспортных средств, сбора на нужды образовательных учреждений, таможенных пошлин, а также других налогов, сборов и платежей, включаемых в соответствии с законодательством в себестоимость продукции (работ, услуг) или относимых на издержки.
  • обязательные отчисления банка в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. производимые в соответствии с законодательством.
  • платежи по обязательному страхованию имущества банка и отдельных категорий работников банка в соответствии с законодательством.
  • другие.

Кроме того, при уплате налога на прибыль  за 2008 год банки, как и другие предприятия, были освобождены от уплаты налога на прибыль, полученную от превышения положительных курсовых разниц от переоценки валюты над отрицательными. Предоставление банкам такой льготы (в какой-то мере оправданной для предприятий-производителей) повлекло за собой дальнейшее повышение курса валюты, так же как предоставление льгот по государственным ценным бумагам способствовало строительству пирамиды ГКО. Тем самым банки вновь отвлекаются от реального сектора экономики.

Специфической проблемой стало  неисполнение банками платежных  поручений клиентов на перечисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. В соответствии с действующим законодательством обязанности налогоплательщика при этом считаются исполненными, а деньги в бюджет не поступают. Такое положение может длиться достаточно долгое время, пока у банка не будет отозвана лицензия. Необходимо отметить, что в последнее время наметилась тенденция к ускорению процесса отзыва банковской лицензии, но и сейчас сроки продолжают оставаться неоправданно большими (до одного года). Анализ показывает, что наиболее устойчивые банки являются одновременно наиболее крупными плательщиками налога на прибыль, а кандидаты в банкроты либо вообще не платят этот налог, либо платят в минимальных суммах. Таким образом, к концу девяностых годов назрела такая ситуация, когда изменения в системе налогообложения банков стало просто необходимым.

 

 

3.2. Совершенствование налогового контроля  за деятельностью коммерческих банков

 

Под контролем в налоговой деятельности понимается метод руководства компетентного органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками требований налогового законодательства. Управление налогообложением в РФ представляет собой единую централизованную систему, которая построена по иерархическому многоуровневому принципу, при этом каждый уровень имеет свою специфику и функции.

Первым уровнем - Центральный орган управления налогообложения в России - - является Федеральная налоговая служба ( ФНС) Российской Федерации (до 2004 года Министерство по налогам и сборам). В связи с проводимой налоговой реформой МНС РФ было преобразовано в Федеральную налоговую службу Российской Федерации, входящую в состав Министерства Финансов РФ. ФНС России при этом сохранила все обязанности и полномочия министерства. Кроме того, созданная Федеральная налоговая служба унаследовала от МНС РФ разветвленную систему налоговых органов, большую часть которой составляют территориальные налоговые органы - управления по субъектам Российской Федерации, инспекции по городам, районам и т.д.

Единая централизованная система органов ФНС состоит из:

    • федеральный орган - Федеральная налоговая служба РФ;
    • территориальные органы ФНС России, которые осуществляют управление ФНС РФ по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекции ФНС России межрайонного уровня прежде всего налоговыми органами.

Налоговый контроль - особый организационно-правовой механизм, который представляет собой систему взаимосвязанных элементов, посредством которого обеспечивается надлежащее поведение обязанных лиц по уплате налогов и сборов, а также исследование и установление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий и применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.

При осуществлении мероприятий налогового контроля уполномоченные органы руководствуются следующими принципами:

    • принципами законности;
    • принцип планирования мероприятий налогового контроля;
    • принцип соблюдения налоговой тайны (специального режима доступа к сведениям о налогоплательщиках, плательщиках сборов и налоговых агентах, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов);
    • принцип последовательности проведения мероприятий налогового контроля и документального фиксирования установленных фактов, действий и событий;
    • принцип недопустимости причинения ущерба проверяемой организации или физическому лицу при проведении налогового контроля.

Государственный контроль за деятельностью  коммерческих банков выражается действующей  системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, которые регламентируют деятельность Центрального банка, кредитных учреждений и коммерческих банков.

 Ведомственный контроль включает  надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Цели, границы и задачи ведомственного контроля определены соответствующими нормативными и законодательными актами.

Под независимым контролем понимается контроль, который осуществляется независимыми вневедомственными организациями, то есть аудиторскими фирмами. Правовые основы организации надзора и контроля определены законами РФ «О Центральном банке Российской Федерации» и «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации».

Закон «о Центральном банке Российской Федерации» предусматривает необходимость осуществления надзора за соблюдением банками установленных экономических нормативов и контроля за правильным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять проверку выполняемых банками операций, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям.

Коммерческие банки для повышения  надежности и обеспечения качества работы организуют и осуществляют внутрибанковский контроль или внутренний аудит.   Он включает совокупность планов банка, процедур  и методов, которые применяются внутри него для увеличения прибыли, защиты активов, обеспечения четкого выполнения указаний руководства банка.

Организационно внутренний аудит представлен как структурное подразделение банка и подчиняется непосредственно руководителю банка.

Задачи внутреннего аудита включают проверку:

    • своевременности отражения операций по внутрибанковским счетам и счетам клиентов;
    • правильности ведения аналитического и синтетического учета;
    • наличия материальных ценностей в натуре и т. д.

Контроль за соблюдением банками  экономических нормативов органы надзора  осуществляют с помощью анализа  представляемой отчетности. При несоблюдении установленных коэффициентов органами надзора применяются штрафные санкции, в отдельных случаях могут быть введены ограничения на банковские операции.

Контроль за деятельностью банков органы надзора осуществляют также  путем организации проверок на местах. С этой целью в Центральном  банке России в 1993 году было создано Главное управление инспектирования коммерческих банков и утверждены основные правила организации проверок кредитных учреждений.

Проверки могут быть двух видов:

    • комплексные;
    • не комплексные (выборочные).

По результатам проверки составляется акт в 3-х экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем проверки, руководителем и главным бухгалтером проверяемого банка и другими должностными лицами. Один из экземпляров акта передается руководству проверяемого банка.

Государственный финансовый контроль является существенным элементом управления государственными финансами и обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом. Его основной целью является содействие успешной реализации финансовой политики государства в процессе формирования и дальнейшего использования фондов, которые необходимы государству для выполнения своих функций. От эффективности государственного финансового контроля в значительной степени зависит политическое и экономическое благополучие государства. Основными составляющими системы государственных финансов являются государственные доходы и расходы, поэтому финансовый контроль, в первую очередь, направлен на проверку своевременности и полноты мобилизации доходов, правомерности и целесообразности расходования государственных средств.

Государственный налоговый контроль включает:

    • система мероприятий по проверке целесообразности, эффективности и законности действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов;
    • система мероприятий повыявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины;
    • совокупность способов и приемов, которые используются органами власти и управления.

Налоговый контроль как элемент  управления налогообложением является необходимым условием существования эффективной налоговой системы, а также обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по всем вопросам налогообложения.

В научной литературе государственный  налоговый контроль в широком  смысле слова определяется как специальный  способ обеспечения законности. К  его основным задачам относятся: обеспечение поступлений в бюджеты  разных уровней всех предусмотренных законодательством налогов и платежей, воспрепятствование уходу от налогов.

Согласно I части Налогового кодекса, субъектами налогового контроля (органами, осуществляющими налоговый контроль) являются:

    • Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения;
    • органы государственных внебюджетных фондов;
    • таможенные органы;
    • органы налоговой полиции.

В качестве основных форм проведения налогового контроля названы налоговые  проверки, получение объяснений налогоплательщиков и др.

В зависимости от принадлежности субъектов налогового контроля к ветвям государственной власти можно выделить:

    • контроль органов законодательной (представительной) власти;
    • контроль органов исполнительной власти;
    • контроль органов судебной власти;
    • президентский контроль.

В зависимости от субъекта налогового контроля кроме государственного можно выделить следующие виды:

    • муниципальный контроль;
    • независимый (аудиторский) контроль;
    • внутренний (внутрихозяйственный) контроль;
    • общественный контроль.

Независимый (аудиторский) контроль проводится специализированными фирмами, внутренний (внутрихозяйственный) контроль осуществляется службами организации, учреждения.

По времени осуществления различают  следующие виды налогового контроля:

    • предварительный;
    • текущий;
    • последующий.

 

Формы налогового контроля как способы выражения его содержания подразделяются на две группы:

  1. Реализация государственного налогового контроля, обусловленного императивностью налогов (различные виды проверок, осуществляемых налоговыми, таможенными органами, органами федерального казначейства, налоговой полиции). Сущностным признаком этих форм налогового контроля является возможность применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства непосредственно в процессе реализации результатов контроля (чаще всего это последующий контроль, реже - текущий). Формой предварительного контроля в этой группе является профилактика налоговых правонарушений (постановка на учет налогоплательщиков, информирование, консультирование по вопросам налогообложения и т. д.).
  2. Реализация государственного налогового контроля, обусловленного контролирующей ролью налогов (наблюдение, мониторинг, получение и обработка информации об отклонениях налоговых поступлений от заданных параметров, анализ и оценка принятых решений в области налогообложения, в том числе нормативных актов, и т. д.).

Информация о работе Налогообложение банковской деятельности