Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка теоретических и практических предложений и рекомендаций по проблемам совершенствования налогообложения банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
1. Раскрыть cпецифику коммерческих банков как субъектов налоговых и экономических отношений
2. Изучить методы и направление налогового воздействия на банковскую деятельность со стороны государства
Введение……………………………………………………………………………………….
Глава 1. Правовые и экономические основы налогообложения коммерческих банков в современных условиях …………….. ………………………………………….
1.1. Специфика коммерческих банков как субъектов налоговых и экономических отношений ..…………………………………………………………………………………..
1.2. Методы и направление налогового воздействия на банковскую деятельность со стороны государства ……………………………………..……………………………….…
Глава 2. Анализ особенностей налогообложения банков в РФ ………..………….…
2.1. Основные понятия и принципы системы налогообложения банков ……………
2.2. Доходы и расходы, относимые непосредственно на финансовые результаты деятельности банка ………………………………………………………………………….
Глава 3. Основные направления совершенствования налогообложения банков …
3.1. Развитие системы налогообложения банковской деятельности…………………
3.2. Налоговый контроль за деятельностью коммерческих банков ………………….
Заключение……………………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..……………….…..
Положение, учитывая специфику предоставляемых
банками услуг, фактически определяет
какие расходы и затраты
Перечень расходов довольно широкий, в частности были отнесены:
Кроме того, при уплате налога на прибыль за 2008 год банки, как и другие предприятия, были освобождены от уплаты налога на прибыль, полученную от превышения положительных курсовых разниц от переоценки валюты над отрицательными. Предоставление банкам такой льготы (в какой-то мере оправданной для предприятий-производителей) повлекло за собой дальнейшее повышение курса валюты, так же как предоставление льгот по государственным ценным бумагам способствовало строительству пирамиды ГКО. Тем самым банки вновь отвлекаются от реального сектора экономики.
Специфической проблемой стало неисполнение банками платежных поручений клиентов на перечисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. В соответствии с действующим законодательством обязанности налогоплательщика при этом считаются исполненными, а деньги в бюджет не поступают. Такое положение может длиться достаточно долгое время, пока у банка не будет отозвана лицензия. Необходимо отметить, что в последнее время наметилась тенденция к ускорению процесса отзыва банковской лицензии, но и сейчас сроки продолжают оставаться неоправданно большими (до одного года). Анализ показывает, что наиболее устойчивые банки являются одновременно наиболее крупными плательщиками налога на прибыль, а кандидаты в банкроты либо вообще не платят этот налог, либо платят в минимальных суммах. Таким образом, к концу девяностых годов назрела такая ситуация, когда изменения в системе налогообложения банков стало просто необходимым.
3.2. Совершенствование налогового контроля за деятельностью коммерческих банков
Под контролем в налоговой
Первым уровнем - Центральный орган управления налогообложения в России - - является Федеральная налоговая служба ( ФНС) Российской Федерации (до 2004 года Министерство по налогам и сборам). В связи с проводимой налоговой реформой МНС РФ было преобразовано в Федеральную налоговую службу Российской Федерации, входящую в состав Министерства Финансов РФ. ФНС России при этом сохранила все обязанности и полномочия министерства. Кроме того, созданная Федеральная налоговая служба унаследовала от МНС РФ разветвленную систему налоговых органов, большую часть которой составляют территориальные налоговые органы - управления по субъектам Российской Федерации, инспекции по городам, районам и т.д.
Единая централизованная система органов ФНС состоит из:
Налоговый контроль - особый организационно-правовой механизм, который представляет собой систему взаимосвязанных элементов, посредством которого обеспечивается надлежащее поведение обязанных лиц по уплате налогов и сборов, а также исследование и установление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий и применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.
При осуществлении мероприятий налогового контроля уполномоченные органы руководствуются следующими принципами:
Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, которые регламентируют деятельность Центрального банка, кредитных учреждений и коммерческих банков.
Ведомственный контроль
Под независимым контролем
Закон «о Центральном банке Российской Федерации» предусматривает необходимость осуществления надзора за соблюдением банками установленных экономических нормативов и контроля за правильным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять проверку выполняемых банками операций, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям.
Коммерческие банки для
Организационно внутренний аудит представлен как структурное подразделение банка и подчиняется непосредственно руководителю банка.
Задачи внутреннего аудита включают проверку:
Контроль за соблюдением банками
экономических нормативов органы надзора
осуществляют с помощью анализа
представляемой отчетности. При несоблюдении
установленных коэффициентов
Контроль за деятельностью банков органы надзора осуществляют также путем организации проверок на местах. С этой целью в Центральном банке России в 1993 году было создано Главное управление инспектирования коммерческих банков и утверждены основные правила организации проверок кредитных учреждений.
Проверки могут быть двух видов:
По результатам проверки составляется акт в 3-х экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем проверки, руководителем и главным бухгалтером проверяемого банка и другими должностными лицами. Один из экземпляров акта передается руководству проверяемого банка.
Государственный финансовый контроль является существенным элементом управления государственными финансами и обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом. Его основной целью является содействие успешной реализации финансовой политики государства в процессе формирования и дальнейшего использования фондов, которые необходимы государству для выполнения своих функций. От эффективности государственного финансового контроля в значительной степени зависит политическое и экономическое благополучие государства. Основными составляющими системы государственных финансов являются государственные доходы и расходы, поэтому финансовый контроль, в первую очередь, направлен на проверку своевременности и полноты мобилизации доходов, правомерности и целесообразности расходования государственных средств.
Государственный налоговый контроль включает:
Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием существования эффективной налоговой системы, а также обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по всем вопросам налогообложения.
В научной литературе государственный
налоговый контроль в широком
смысле слова определяется как специальный
способ обеспечения законности. К
его основным задачам относятся:
обеспечение поступлений в
Согласно I части Налогового кодекса,
субъектами налогового контроля (органами,
осуществляющими налоговый
В качестве основных форм проведения налогового контроля названы налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков и др.
В зависимости от принадлежности субъектов налогового контроля к ветвям государственной власти можно выделить:
В зависимости от субъекта налогового контроля кроме государственного можно выделить следующие виды:
Независимый (аудиторский) контроль проводится специализированными фирмами, внутренний (внутрихозяйственный) контроль осуществляется службами организации, учреждения.
По времени осуществления
Формы налогового контроля как способы выражения его содержания подразделяются на две группы: