Налогообложение банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка теоретических и практических предложений и рекомендаций по проблемам совершенствования налогообложения банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
1. Раскрыть cпецифику коммерческих банков как субъектов налоговых и экономических отношений
2. Изучить методы и направление налогового воздействия на банковскую деятельность со стороны государства

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….
Глава 1. Правовые и экономические основы налогообложения коммерческих банков в современных условиях …………….. ………………………………………….
1.1. Специфика коммерческих банков как субъектов налоговых и экономических отношений ..…………………………………………………………………………………..
1.2. Методы и направление налогового воздействия на банковскую деятельность со стороны государства ……………………………………..……………………………….…
Глава 2. Анализ особенностей налогообложения банков в РФ ………..………….…
2.1. Основные понятия и принципы системы налогообложения банков ……………
2.2. Доходы и расходы, относимые непосредственно на финансовые результаты деятельности банка ………………………………………………………………………….
Глава 3. Основные направления совершенствования налогообложения банков …
3.1. Развитие системы налогообложения банковской деятельности…………………
3.2. Налоговый контроль за деятельностью коммерческих банков ………………….
Заключение……………………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..……………….…..

Файлы: 1 файл

Особенности налогообложения банков.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В нашем исследовании мы:

  1. Раскрыли cпецифику коммерческих банков как субъектов налоговых и экономических отношений

Банк - это организация, которая создана с целью привлечения денежных средств и дальнейшего их размещения от своего имени на условиях платности, срочности и возвратности.

Банки как субъекты финансового рынка имеют 2 существенных признака, которые отличают их от всех других субъектов:

а) Для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами

б) Банки осуществляют только операции, предусмотренные Законом РФ «О банках и банковской деятельности» и обязательно при наличии лицензии ЦБ РФ. Банкам запрещается заниматься торговой, страховой и производственной деятельностью, в то время как другие субъекты экономически могут совмещать несколько видов деятельности, что соответственно влияет и на размер налоговых платежей.

Во взаимоотношениях с налоговыми органами банк выступает в трех лицах:

    • самостоятельный налогоплательщик;
    • посредник между налогоплательщиками и государством;
    • налоговый агент.
  1. Изучили методы и направление налогового воздействия на банковскую деятельность со стороны государства

В качестве основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и Банка России можно назвать:

  • формирование благоприятных условий для участия банков в финансовом посредничестве;
  • совершенствование правового обеспечения банковской деятельности;
  • повышение эффективности банковского надзора и банковского регулирования;
  • укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере;
  • развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;
  • развитие инфраструктуры банковского бизнеса.

Необходимо дополнить существующее в банковской сфере законодательство нормами прямого действия, а также уточнить нормы этого законодательства, которые касаются участия иностранного капитала в банковской сфере.

В области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем необходимо:

  • принять меры по обеспечению прозрачности деятельности реальных владельцев кредитных организаций;
  • расширить полномочия надзорных органов по установлению требований к организации системы внутреннего контроля при осуществлении указанной деятельности;
  • снять ограничения на проведение инспекционных проверок кредитных организаций;
  • предоставить кредитным организациям право расторжения договора банковского счета (вклада) в предусмотренных законом случаях.
    1. Рассмотрели основные понятия и принципы системы налогообложения банков

В законодательстве под одно понятие подведены налог, сбор, пошлина и другие платежи. Они определены как «обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами».

Фундаментальные принципы существования  налога были разработаны еще А. Смитом и заключаются в следующем:

1. принцип равенства налогообложения

2. принцип определенности

3. принцип удобства

4. принцип дешевизны.

Как и любая другая система, налоговая система является целостным явлением, которое состоит из отдельных элементов и частей. Они объединены общими сущностными признаками, задачами и целями, а также находятся в определенной соподчиненности между собой.

Важнейшим элементом налоговой  системы выступает совокупность взимаемых государством с физических и юридических лиц различных видов сборов, пошлин и налогов как форм проявления объективных налоговых отношений.

Плательщиками налога на доход согласно Закону РФ «О налогообложении доходов банков» являются:

  • коммерческие банки;
  • кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление отдельных банковских операций;
  • Банк внешней торговли Российской Федерации;
  • Сберегательный банк Российской Федерации;
  • специальные банки (банки развития), созданные в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими законодательными актами Российской Федерации для финансирования отдельных целевых республиканских, региональных и иных программ;
  • банки с участием иностранного капитала, иностранные банки и филиалы банков-нерезидентов, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации;
  • Центральный банк Российской Федерации и его учреждения не являются плательщиками налога.

Объектом налогообложения в  соответствии с Законом являются доходы банка без учета полученного в установленном порядке налога на добавленную стоимость.

Банк исчисляет налогооблагаемую базу путем уменьшения суммы доходов на сумму следующих расходов.

Сумма налога определяется плательщиками  самостоятельно исходя из величины налогооблагаемой базы с учетом предоставленных льгот по налогу и установленных ставок налога.

    1. Выявили доходы и расходы, относимые непосредственно на финансовые результаты деятельности банка
    2. Проанализировали развитие системы налогообложения банковской деятельности

В 1991 году был принят действующий  и в настоящее время Закон  «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями определяющий общие принципы построения налоговой системы. Действующее в настоящее время налоговое законодательство не предусматривает каких-либо специальных налогов на банки, рассматривая их в плане налогообложения как обычные предприятия, но с учетом тех или иных особенностей. Таким образом, банки, как и любые другие предприятия, должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги.

 Фактически некоторые налоги  банки не платят, поскольку Законом  «О банках и банковской деятельности» банкам запрещены любые операции по производству и торговле материальными ценностями.

    1. Раскрыли cпецифику налогового контроля за деятельностью коммерческих банков.

Под контролем в налоговой деятельности понимается метод руководства компетентного органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками требований налогового законодательства.

Единая централизованная система  органов ФНС состоит из:

    • федеральный орган - Федеральная налоговая служба РФ;
    • территориальные органы ФНС России.

Налоговый контроль - особый организационно-правовой механизм, который представляет собой систему взаимосвязанных элементов, посредством которого обеспечивается надлежащее поведение обязанных лиц по уплате налогов и сборов, а также исследование и установление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий и применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Коммерческие банки для повышения  надежности и обеспечения качества работы организуют и осуществляют внутрибанковский контроль или внутренний аудит.   Он включает совокупность планов банка, процедур  и методов, которые применяются внутри него для увеличения прибыли, защиты активов, обеспечения четкого выполнения указаний руководства банка.

Государственный налоговый контроль включает:

    • система мероприятий по проверке целесообразности, эффективности и законности  действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов;
    • система мероприятий повыявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины;
    • совокупность способов и приемов, которые используются органами власти и управления.

Налоговый контроль как элемент  управления налогообложением является необходимым условием существования  эффективной налоговой системы, а также обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по всем вопросам налогообложения.

Список использованной литературы

 

  1. Анализ налоговых отчислений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: bankir.ru
  2. Анализ деятельности коммерческих банков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cbr.ru
  3. Алексахина Р.А. Изменения налогового процесса в 2007 году // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке.
  4. Бойков О.В. Обзор судебной практики «Единый социальный налог». 2007. - №4. – С. 17-37.
  5. Борисов О. Проблемы налогового стимулирования инвестиционной деятельности банков // Вопросы экономики. – 2005. - № 5. – С. 76- 88.
  6. Булатов М.А. НДС и налог на прибыль: спорные вопросы и практика применения // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2008. - №6. – С.10
  7. Бутыльков М.Л. Теоретические основы налогового регулирования банковской деятельности //Вестник финансового анализа. 2001. - №1. – с.11
  8. Бутыльков М.Н. Направления и методы воздействия государства на банковскую деятельность // Финансы и кредит. - 2002. - № 3. - С. 16 - 19.
  9. Виноградов В.Особенности расчета налога на прибыль по финансовым инструментам срочных сделок // Бухгалтерия и банки. - 2008. - № 9. - С. 8-11.
  10. Гончаренко Л.И. Налогообложение организаций финансового сектора экономики. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 304 с.
  11. Глушкова, Н.Б. Банковское дело. - М.: Академический проект, 2008. – 432 с.
  12. Заявление Правительства РФ и ЦБР от 5 апреля 2005 г. NN 983п-П13, 01-01/1617 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года»
  13. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: по сост. на 15 фев. 2007 г. – М.: Проспект, 2007. – 656 с.
  14. Мурзин В.Е. Об обложении налогом на прибыль операций банков с иностранной валютой // Налоговый вестник. - 2009. - №7. - С. 110-113.
  15. <span clas

Информация о работе Налогообложение банковской деятельности