Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка теоретических и практических предложений и рекомендаций по проблемам совершенствования налогообложения банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
1. Раскрыть cпецифику коммерческих банков как субъектов налоговых и экономических отношений
2. Изучить методы и направление налогового воздействия на банковскую деятельность со стороны государства
Введение……………………………………………………………………………………….
Глава 1. Правовые и экономические основы налогообложения коммерческих банков в современных условиях …………….. ………………………………………….
1.1. Специфика коммерческих банков как субъектов налоговых и экономических отношений ..…………………………………………………………………………………..
1.2. Методы и направление налогового воздействия на банковскую деятельность со стороны государства ……………………………………..……………………………….…
Глава 2. Анализ особенностей налогообложения банков в РФ ………..………….…
2.1. Основные понятия и принципы системы налогообложения банков ……………
2.2. Доходы и расходы, относимые непосредственно на финансовые результаты деятельности банка ………………………………………………………………………….
Глава 3. Основные направления совершенствования налогообложения банков …
3.1. Развитие системы налогообложения банковской деятельности…………………
3.2. Налоговый контроль за деятельностью коммерческих банков ………………….
Заключение……………………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..……………….…..
Необходимо дополнить существующее в банковской сфере законодательство нормами прямого действия, а также уточнить нормы этого законодательства, которые касаются участия иностранного капитала в банковской сфере.
В сфере укрепления роли банков в
системе финансового
В сфере банковского надзора и регулирования важнейшими направлениями являются:
Помимо этого необходимо рассмотреть вопросы сближения правил регулирования деятельности кредитных организаций и иных участников финансового рынка.
В сфере развития конкурентной среды и укрепления рыночной дисциплины необходимо:
В сфере корпоративного управления в кредитных организациях особое внимание необходимо уделить:
В области участия в развитии инфраструктуры банковского бизнеса Банк России и Правительство РФ будут уделять особое внимание вопросам функционирования системы страхования вкладов, создания системы межбанковских расчетов в режиме реального времени и бюро кредитных историй.
Развитие банковского сектора и динамика количественных параметров зависят во многом от темпов развития российской экономики, включая такие ключевые показатели, как объем ВВП, динамика платежного и торгового баланса, валютный курс, уровень инфляции, рыночные процентные ставки, доля безналичных и наличных форм расчетов.
Рост показателей деятельности
банковского сектора станет результатом
совершенствования условий
Правительство РФ и Банк России исходят из того, что развитие банковского сектора должно стимулироваться преимущественно экономическими методами. Увеличение объемов банковских услуг не может происходить в ущерб устойчивости банковского сектора.
Количественный прогноз
Таблица 1.
Регионы |
Количество банков, уходящих с рынка в 2010г. |
Количество банков, уходящих с рынка в 2012г. |
Количество банков, которые останутся в 2012г. |
Итого уйдут с рынка |
РФ |
140 |
150 |
784 |
27 |
Центральный федеральный округ |
57 |
75 |
473 |
21,8 |
Москва |
47 |
59 |
421 |
20,1 |
Северо-Западный федеральный округ |
14 |
17 |
46 |
40,3 |
Санкт-Петербург |
8 |
10 |
24 |
42,9 |
Южный федеральный округ |
37 |
18 |
59 |
48,2 |
Приволжский федеральный округ |
9 |
12 |
103 |
16,9 |
Уральский федеральный округ |
7 |
6 |
43 |
23,2 |
Сибирский федеральный округ |
12 |
12 |
40 |
37,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
4 |
10 |
20 |
41,2 |
В 2012 году у 116 кредитных организаций отозваны либо аннулированы лицензии на осуществление банковских операций, но они еще не исключены из книги государственной регистрации, поскольку ликвидация не завершена. Совокупный зарегистрированный капитал действующих в России кредитных организаций сократился с начала 2012 года на 6,2% - с 1,244 трлн. до 1,166 трлн. рублей.
Актуальным остается вопрос совершенствования
надзора в области
Необходимо:
Необходимо усилить контроль за результатами применяемых кредитными организациями правил и процедур внутреннего контроля, направленного на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе путем введения наряду с инспекционными проверками системы дистанционного контроля за соблюдением кредитными организациями законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Основной целью развития банковского сектора является повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора.
После достижения
стратегических целей, предусмотренных
Заявлением
Правительства РФ и Центрального банка
РФ «О Стратегии развития банковского сектора
Российской Федерации на период до 2008 года»,
на следующем этапе (2009-2015 годы) Правительство
РФ и Банк России будут считать приоритетной
задачу эффективного позиционирования
российского банковского сектора на международных
финансовых рынках.
Глава 2. Анализ особенности налогообложения банков в РФ
2.1. Основные понятия и принципы системы налогообложения банков
Понятие «налог» необходимо рассматривать с 2 сторон: с точки зрения экономической теории и с позиций реальной практики использования налогов.
В законодательстве под одно понятие подведены налог, сбор, пошлина и другие платежи. Они определены как «обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами».
Н.Тургенев утверждал, что налог - это средство к достижению цели общества или государства.
АТривус полагал, что налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ соответствующего эквивалента.
Д.Рикардо,
впервые непосредственно
К Маркс считал, что в налоге заключено экономическое существование государства.
Налогу с позиций всеобщности
свойственны отличительные
В налоге должны соизмеряться на практике его фискальная и регулирующая «способности».
Использование налога на практике подчиняется
четким принципам. Их можно разделить
на фундаментальные и
Его фундаментальные принципы присущи ему как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного времени и пространства. Фундаментальные принципы существования налога были разработаны еще А. Смитом и заключаются в следующем:
1. принцип равенства налогообложения
2. принцип определенности
3. принцип удобства
4. принцип дешевизны.
В условиях тоталитарного государства налог утрачивает указанные выше принципы.
Термин «налоги» в теоретическом понимании можно приравнять к таким терминам, как: «налогообложение», «налоговая система», «налоговый механизм». Содержание практических налоговых действий, включаемых в каждое из этих понятий, различается.
Налоговое регулирование – это одна из форм управления рыночной экономикой. Проведение рыночных преобразований в России невозможно без создания эффективной системы налогообложения. Проблемы бюджетного процесса и бюджета неразрывно связаны с существующей налоговой системой.
Налоги – безэквивалентные и обязательные платежи, которые уплачиваются налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов РФ, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью. В современных государствах существует большое количество разнообразных налогов, а также различных пошлин и сборов. Между ними есть определенная взаимосвязь, которая нашла выражение в понятии «налоговая система».
Как и любая другая система, налоговая система является целостным явлением, которое состоит из отдельных элементов и частей. Они объединены общими сущностными признаками, задачами и целями, а также находятся в определенной соподчиненности между собой.
Важнейшим элементом налоговой системы выступает совокупность взимаемых государством с физических и юридических лиц различных видов сборов, пошлин и налогов как форм проявления объективных налоговых отношений.
Однако по своему существу налоговая система является более сложным явлением. Организация налоговых отношений это результат действия надстройки государства. Соответственно характеристика налоговой системы предполагает и такой элемент, как компетенцию (обязанности и права) государственных органов (исполнительных и законодательных). В процессе их деятельности вырабатываются формы, методы и принципы построения налогов, а также методы их исчисления.
Отдельным элементом налоговой системы, в качестве предпосылки ее управляемости и эффективности, является совокупность налоговых органов, организующих и осуществляющих работу по контролю за полнотой и правильностью исчисления и в дальнейшем за своевременностью уплаты налогов.
Налогообложение банков
Рассмотрим более подробно особенности исчисления налогооблагаемой базы.
Плательщиками налога на доход согласно Закону РФ «О налогообложении доходов банков» являются: