Налогообложение банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка теоретических и практических предложений и рекомендаций по проблемам совершенствования налогообложения банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
1. Раскрыть cпецифику коммерческих банков как субъектов налоговых и экономических отношений
2. Изучить методы и направление налогового воздействия на банковскую деятельность со стороны государства

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….
Глава 1. Правовые и экономические основы налогообложения коммерческих банков в современных условиях …………….. ………………………………………….
1.1. Специфика коммерческих банков как субъектов налоговых и экономических отношений ..…………………………………………………………………………………..
1.2. Методы и направление налогового воздействия на банковскую деятельность со стороны государства ……………………………………..……………………………….…
Глава 2. Анализ особенностей налогообложения банков в РФ ………..………….…
2.1. Основные понятия и принципы системы налогообложения банков ……………
2.2. Доходы и расходы, относимые непосредственно на финансовые результаты деятельности банка ………………………………………………………………………….
Глава 3. Основные направления совершенствования налогообложения банков …
3.1. Развитие системы налогообложения банковской деятельности…………………
3.2. Налоговый контроль за деятельностью коммерческих банков ………………….
Заключение……………………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..……………….…..

Файлы: 1 файл

Особенности налогообложения банков.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо дополнить существующее в банковской сфере законодательство нормами прямого действия, а также уточнить нормы этого законодательства, которые касаются участия иностранного капитала в банковской сфере.

 

В сфере укрепления роли банков в  системе финансового посредничества необходимо обеспечить:

    • совершенствование механизмов рефинансирования и управления ликвидностью банков;
    • открытость деятельности хозяйствующих субъектов на основе раскрытия информации о финансовом состоянии и показателях хозяйственной деятельности в соответствии с МСФО;
    • равные возможности для кредитных организаций при совершении операций и сделок, которые проводятся на финансовых рынках, на базе современных банковских и информационных технологий.

В сфере банковского надзора и регулирования важнейшими направлениями являются:

    • определение режима банковского надзора и применение при необходимости мер надзорного реагирования, которые вытекают прежде всего из характера рисков, принятых кредитной организацией, и их качества управления;
    • обеспечение функционирования системы раннего реагирования и применения комплексной оценки деятельности кредитных организаций, включающей оценку качества управления и внутреннего контроля;
    • повышение оперативности и эффективности решений, которые принимаются в рамках банковского надзора.

Помимо этого необходимо рассмотреть вопросы сближения правил регулирования деятельности кредитных организаций и иных участников финансового рынка.

В сфере развития конкурентной среды  и укрепления рыночной дисциплины необходимо:

    • создать более благоприятные условия для развития инфраструктуры рынка банковских услуг, прежде всего, в регионах;
    • обеспечить открытость деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачность структуры собственников (участников, акционеров);
    • повысить качество и эффективность аудиторской деятельности путем внедрения федеральных стандартов аудиторской деятельности, которые разработаны на основе международных стандартов аудита.

 

В сфере корпоративного управления в кредитных организациях особое внимание необходимо уделить:

    • повышению эффективности управления рисками, которые возникают при осуществлении банками своей деятельности, в том числе в части операций со связанными лицами, а также группой рисков безопасности и технологических рисков;
    • повышению эффективности систем внутреннего контроля;
    • достижению определенного уровня прозрачности системы корпоративного управления, обеспечивающей всем категориям заинтересованных лиц точное и своевременное раскрытие предусмотренной законодательством информации по вопросам деятельности кредитной организации;
    • обеспечению прав собственников, в том числе меноритарных.

В области участия в развитии инфраструктуры банковского бизнеса  Банк России и Правительство РФ будут уделять особое внимание вопросам функционирования системы страхования вкладов, создания системы межбанковских расчетов в режиме реального времени и бюро кредитных историй.

Развитие банковского сектора  и динамика количественных параметров зависят во многом от темпов развития российской экономики, включая такие  ключевые показатели, как объем ВВП, динамика платежного и торгового баланса, валютный курс, уровень инфляции, рыночные процентные ставки, доля безналичных и наличных форм расчетов.

Рост показателей деятельности банковского сектора станет результатом  совершенствования условий функционирования банковского сектора, практических действий в сферах корпоративного управления в кредитных организациях и внутреннего контроля, управления принимаемыми рисками и обеспечения транспарентности.

Правительство РФ и Банк России исходят из того, что развитие банковского сектора должно стимулироваться преимущественно экономическими методами. Увеличение объемов банковских услуг не может происходить в ущерб устойчивости банковского сектора.

Количественный прогноз состояния  банковской системы представлен в Таблице 1.

 

                                                                                                       

Таблица 1.

Регионы

Количество банков, уходящих с рынка  в 2010г.

Количество банков, уходящих с рынка  в 2012г.

Количество банков, которые останутся в 2012г.

Итого уйдут с рынка  
(в % от общего количества)

РФ

140

150

784

27

Центральный федеральный округ

57

75

473

21,8

Москва

47

59

421

20,1

Северо-Западный федеральный округ

14

17

46

40,3

Санкт-Петербург

8

10

24

42,9

Южный федеральный округ

37

18

59

48,2

Приволжский федеральный округ

9

12

103

16,9

Уральский федеральный округ

7

6

43

23,2

Сибирский федеральный округ

12

12

40

37,5

Дальневосточный федеральный округ

4

10

20

41,2


 

В 2012 году у 116 кредитных организаций отозваны либо аннулированы лицензии на осуществление банковских операций, но они еще не исключены из книги государственной регистрации, поскольку ликвидация не завершена. Совокупный зарегистрированный капитал действующих в России кредитных организаций сократился с начала 2012 года на 6,2% - с 1,244 трлн. до 1,166 трлн. рублей.  

Актуальным остается вопрос совершенствования  надзора в области противодействия  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Необходимо:

    • принять меры по обеспечению прозрачности деятельности реальных владельцев кредитных организаций;
    • расширить полномочия надзорных органов по установлению требований к организации системы внутреннего контроля при осуществлении указанной деятельности;
    • снять ограничения на проведение инспекционных проверок кредитных организаций по вопросам соблюдения законодательства РФ в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
    • предоставить кредитным организациям право расторжения договора банковского счета (вклада) в предусмотренных законом случаях.

 

 Необходимо усилить  контроль за результатами применяемых  кредитными организациями правил и  процедур внутреннего контроля, направленного  на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе путем введения наряду с инспекционными проверками системы дистанционного контроля за соблюдением кредитными организациями законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Основной целью  развития банковского сектора является повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора.

После достижения стратегических целей, предусмотренных  Заявлением 
Правительства РФ и Центрального банка РФ «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года», на следующем этапе (2009-2015 годы) Правительство РФ и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ особенности налогообложения банков в РФ

2.1. Основные понятия и принципы системы налогообложения банков

 

Понятие «налог» необходимо рассматривать с 2 сторон: с точки зрения экономической теории и с позиций реальной практики использования налогов.

В законодательстве под одно понятие  подведены налог, сбор, пошлина и  другие платежи. Они определены как  «обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами».

Н.Тургенев утверждал, что налог - это  средство к достижению цели общества или государства.

АТривус полагал, что налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ соответствующего эквивалента.

 Д.Рикардо,  впервые непосредственно обратившийся  к определению налога, считал  его долей продукта и труда  страны, поступающей в распоряжение правительства.

К Маркс считал, что в налоге заключено экономическое существование государства.

Налогу с позиций всеобщности  свойственны отличительные черты, обособливающие его от других экономических категорий и создающие индивидуальную для налога специфику общественного предназначения. В соответствии с этими признаками и формируется конкретная налоговая система применительно к условиям базиса и надстройки, подбираются виды налогов и определяются условия их практического действия. Основными признаками налога являются следующие:

    • налог - обязательный денежный платеж, устанавливаемый исходя из экономических реалий, но строго императивно;
    • в налоге выражен повсеместный охват доходов, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей, а также территорий;
    • налог обеспечивает определенность (по объему финансовых ресурсов и сроку) поступления государственных доходов  
      налог, используемый для пополнения доходов бюджета, не должен препятствовать развитию производства на новой структурно-технической основе.

В налоге должны соизмеряться на практике его фискальная и регулирующая «способности».

Использование налога на практике подчиняется  четким принципам. Их можно разделить  на фундаментальные и организационно-экономические или прикладные.

Его фундаментальные принципы присущи ему как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного времени и пространства. Фундаментальные принципы существования налога были разработаны еще А. Смитом и заключаются в следующем:

1. принцип равенства налогообложения

2. принцип определенности

3. принцип удобства

4. принцип дешевизны.

В условиях тоталитарного государства налог утрачивает указанные выше принципы.

Термин «налоги» в теоретическом понимании можно приравнять к таким терминам, как: «налогообложение», «налоговая система», «налоговый механизм». Содержание практических налоговых действий, включаемых в каждое из этих понятий, различается.

Налоговое регулирование – это одна из форм управления рыночной экономикой. Проведение рыночных преобразований в России невозможно без создания эффективной системы налогообложения. Проблемы бюджетного процесса и бюджета неразрывно связаны с существующей налоговой системой.

Налоги – безэквивалентные и обязательные платежи, которые уплачиваются налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов РФ, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью. В современных государствах существует большое количество разнообразных налогов, а также различных пошлин и сборов. Между ними есть определенная взаимосвязь, которая нашла выражение в понятии «налоговая система».

Как и любая другая система, налоговая система является целостным явлением, которое состоит из отдельных элементов и частей. Они объединены общими сущностными признаками, задачами и целями, а также находятся в определенной соподчиненности между собой.

Важнейшим элементом налоговой  системы выступает совокупность взимаемых государством с физических и юридических лиц различных видов сборов, пошлин и налогов как форм проявления объективных налоговых отношений.

Однако по своему существу налоговая система является более сложным явлением. Организация налоговых отношений это результат действия надстройки государства. Соответственно характеристика налоговой системы предполагает и такой элемент, как компетенцию (обязанности и права) государственных органов (исполнительных и законодательных). В процессе их деятельности вырабатываются формы, методы и принципы построения налогов, а также методы их исчисления.

Отдельным элементом налоговой  системы, в качестве предпосылки ее управляемости и эффективности, является совокупность налоговых органов, организующих и осуществляющих работу по контролю за полнотой и правильностью исчисления и в дальнейшем за своевременностью уплаты налогов.

Налогообложение банков

Рассмотрим более подробно особенности исчисления налогооблагаемой базы.

Плательщиками налога на доход согласно Закону РФ «О налогообложении доходов банков» являются:

Информация о работе Налогообложение банковской деятельности